Развитие Интернета

В последние годы в России очень высокими темпами происходит распространение сети Интернет. Можно с уверенностью утверждать, что «всемирная паутина» становится неотъемлемым элементом жизни российского общества.

Одной из важнейших функций сети Интернет является коммуникативная функция. На основе виртуальной коммуникации в русском сегменте сети Интернет начали формироваться совершенно новые социальные общности – так называемые сетевые сообщества: локальная сеть реально взаимодействующих в Интернете людей, использующих для этого общее средство общения, объединенных по принципу более-менее постоянных контактов на основе общего интереса. Также можно говорить о существовании внутреннего контроля отношений в сообществе.

Функционирование сетевых сообществ базируется на двух главных ценностях:

1) ценность горизонтальной, свободной коммуникации;

2) самонаправляемая организация сети.

Другие признаки сетевого сообщества: цель; возможность влияния участников на формирование правил общения; свобода от привязанности к конкретному месту; желание поддерживать дискуссию; необходимость технической базы для существования; возможность идентификации индивида.

Основную массу Интернет-аудитории в России составляют молодые люди с высшим или незаконченным высшим образованием из крупных городов, с доходом выше среднего. Поэтому будущее сетевых сообществ в нашей стране во многом будет зависеть от интереса молодежи (особенно наиболее активной ее группы – студенчества) к данным виртуальным образованиям. В марте 2007 года в Тверском государственном техническом университете (ТГТУ) было проведено исследование на тему «Актуальность вхождения в сетевые сообщества для студентов ТГТУ». В ходе исследования получены следующие данные:

1. У студентов ТГТУ есть определенные трудности с общением в реальной жизни. Так, выяснилось, что у 43 % опрошенных немного друзей (это касается в первую очередь девушек). 44 % респондентов отметили, что периодически у них возникают проблемы в общении с окружающими. 81 % студентов время от времени испытывают недостаток общения (это характерно для 89,1 % девушек и 71,1 % юношей).

2. Наиболее важной чертой коммуникации в Интернете студенты ТГТУ считают отсутствие различных барьеров общения (средний балл по семибалльной шкале – 4,41). Менее важны добровольность и желательность контактов (3,82) и возможность влияния на правила общения (3,61).

3. Среди основных характеристик Интернета респонденты назвали возможность найти в сети нужную информацию (87,9 %), широкие возможности общения (51,6 %) и глобальность (30,8 %). Для девушек широкие возможности общения важнее, чем для юношей (66,7 % против 32,5 %). Кроме того, широкие возможности общения имеют особое значение для студентов первого курса.

4. Наиболее важными признаками сетевого сообщества студенты считают возможность для любого высказать свое мнение (57 %; эта черта важнее для девушек – 70,6 % против 52,5 % юношей), открытость (39 %), активность участников в дискуссиях (37 %) и абсолютное равенство членов (35 %).

5. Главная функция сетевых сообществ, по мнению большей части опрошенных (64 %), – коммуникативная. 37 % отметили, что сообщества создаются для обмена информацией. При этом 15 % юношей отметили, что сообщества служат для обмена профессиональным опытом (так ответили лишь 6 % девушек). Кроме того, доля респондентов, считающих сообщество профессиональным образованием, возрастает от первого к четвертому курсу.

6. Больше половины студентов ТГТУ (55 %) используют Интернет как средство общения. 17 % тратят на общение более половины времени пребывания в сети Интернет. Доля общающихся в Интернете уменьшается с 63 % на первом курсе до 48,1 % – на четвертом. Главными преимуществами виртуальной коммуникации студенты назвали отсутствие пространственных границ (18 %), анонимность (15 %), отсутствие психологических и социальных барьеров общения (12 %). Основная цель общения в Интернете – желание приятно провести время («общение ради общения») – 43,6 %.

С сетевыми сообществами в Интернете контактировали 19 % опрошенных. Из них 38,9 % сталкивались с сообществом совершенно случайно, 27,8 % заинтересовала опубликованная участниками сообщества информация, 16,7 % участвовали в обсуждении, оставляли свои комментарии. В настоящее время являются участниками сетевых сообществ 33,3 % (все они – юноши). Стоит отметить, что у трети респондентов (33 %) есть знакомые, являющиеся членами сетевого сообщества.

Проведенное исследование показало, что Интернет активно используется студентами Тверского государственного технического университета, в том числе и как средство коммуникации. Одной из форм общения среди прочих являются сетевые сообщества совершенно разной направленности. При этом был выявлен тот факт, что сообщества, образующиеся в сети Интернет способны удовлетворять (и уже удовлетворяют) две основные категории потребностей:

1) Компенсируют недостаток общения в реальной жизни. Данная тенденция характерна, главным образом, для девушек и для первокурсников.

2) Вхождение в специализированные сетевые сообщества помогает студентам в профессиональной самореализации (прежде всего юношам старших курсов).

В настоящее время в сетевые сообщества входит незначительная часть студентов, но очевиден тот факт, что подобные группы вполне соответствуют коммуникативным потребностям учащейся молодежи и, таким образом, вхождение в сетевые сообщества актуально для студентов ТГТУ. Однако для более точных выводов следует проследить в динамике процесс коммуникации в сети Интернет и вступления студентов в виртуальные сообщества.

Подводя итог можно сказать, что сетевое сообщество – это совершенно особая форма социальной общности, которая постепенно приобретает все большую актуальность в России. Учитывая масштабы интернетизации в нашей стране и возрастающую роль сети Интернет в жизни российского общества, вполне обоснованным будет выделение отдельной отрасли социологической науки, занимающейся исследованиями сетевых сообществ.