Развитие нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми

С начала последнего десятилетия XX века Россия вступила в процессы социально-экономической и политической трансформации, коренным образом изменившие институты власти и социально-экономическую политику, обусловившие необходимость модернизации системы государственной поддержки семей с детьми.

Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении семьи и детей после подписания Президентом РФ (1992 г.) Конвенции ООН о правах ребенка и Декларации прав ребенка (1989 г.), принятой ООН, стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Благодаря Указу обеспечение прав детей стало основой формирования новой социальной и семейной политики.

В соответствии с этим Указом с 1993 года была сформирована и реализуется новая система решения наиболее актуальных общенациональных и региональных проблем детства на программно-целевой основе — посредством разработки федеральной программы «Дети России» и соответствующих региональных программ. Эти программы содержат конкретные меры по улучшению положения детей, в т.ч обеспечению детским питанием, охране материнства и детства, организации летнего отдыха детей и др.

Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» сформирован национальный механизм контроля за достижением целей Всемирного плана действий в России: действует Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей с участием представителей министерств и ведомств социальной направленности, ученых и общественности, а также установлено, что в России ежегодно готовится и распространяется государственный доклад о положении детей в Российской Федерации, в котором содержится мониторинг положения детей во всех сферах жизнедеятельности и анализ эффективности мер государственной политики в отношении детей.

Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942 утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей). Главной целью Национального плана действий в интересах детей было преодоление негативных тенденций, стабилизация положения детей и создание реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики.

В числе важнейших направлений по улучшению условий жизнедеятельности детей определена правовая защита детства. При этом были поставлены следующие конкретные задачи:

а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка; определение правового статуса ребенка, его права на жизнь, развитие, воспитание в семье, охрану здоровья, жилище, благоприятные условия жизни, обучение, отдых, спорт, культуру;

б) обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его интересов, уважение его чести и достоинства, гуманное отношение;

в) определение ответственности родителей и других лиц, отвечающих за воспитание детей;

Планы конкретных мероприятий по поэтапной реализации Национального плана действий утверждались в 1996 и 1998 годах Правительством Российской Федерации.

Часть предусмотренных Национальным планом норм оказалась нереализованной, либо была реализована не полностью. В определяющей степени это связано с тяжелым социально-экономическим положением России и с отсутствием реальных источников финансирования, а также неадекватностью целей и практических мер государственной семейной политики, недооценкой со стороны государства значения государственной семейной политики как социальной опоры реформирования страны за счет обеспечения поддержки семей.

Планы конкретных мероприятий по поэтапной реализации Национального плана действий утверждались в 1996 и 1998 годах Правительством Российской Федерации.

Признавая важность семьи как социального института, ООН провозгласила 1994 год Международным годом семьи. В специальной резолюции ООН была сформулирована тема Года семьи: «Семья: ресурсы и ответственность в изменяющемся мире», а также сформулированы основные принципы, цели и концепции национальной деятельности по проведению Года семьи, изложены основные принципы семейной политики, а также ее главные задачи.

В частности, выделены следующие принципы семейной политики, использованные и в российском законодательстве:

а) семья является главной ячейкой общества и поэтому заслуживает внимания, защиты и содействия для выполнения ее функций;

б) необходимо учитывать потребности всех типов семей, независимо от их функций, многообразие предпочтений социальных условий;

в) необходимо поощрять права и свободы индивида независимо от статуса каждого индивида в семье, ее типа;

г) семейная политика должна быть направлена на поощрение равноправия между мужчинами и женщинами в распределении домашних обязанностей и равноправия возможностей в плане занятости; В документах ООН сформулированы также следующие основные задачи семейной политики:

а) защита прав семьи на уход за ее престарелыми и больными членами; б) облегчение положения семей одиноких родителей, вынужденных постоянно сочетать труд с родительскими обязанностями;

в) защита семей от нищеты и лишений, а также от негативных воздействий на нее изменений в аграрной сфере, миграции, урбанизации экономике, которые часто ведут к невозможности выполнения семьей своих задач;

г) повышение способности семей принимать грамотные решения относительно интервалов между рождениями и числа детей;

д) предотвращение развития наркомании и алкоголизации у членов семей;

е) создание условий для профессионального образования женщин, молодых матерей;

ж) обзор и пересмотр семейного законодательства;

з) выявление факторов, способствующих распаду и разрушению семьи;

и) предотвращение насилия в семье.

Данные подходы обобщили современную теорию и практику семейной политики демократических стран мира.

К базовым конституционным законам, закрепляющим права семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995), Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995), Федеральный закон «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации» (1995), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), Трудовой кодекс Российской Федерации (2002), Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (2002), Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (2002).

До принятия Кодекса в законодательстве о браке и семье охрана прав детей как специальная задача не фигурировала. Сейчас ребенок вправе выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни, самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов, в том числе в суд.

Также впервые законодательно установлена более гибкая система определения размера алиментов. Суду предоставлена возможность, с учетом заслуживающих внимания обстоятельств, уменьшать или увеличивать установленный законом размер алиментов. Предусматривается возможность обращения взыскания на имущество плательщика и заключение соглашения о размере, условиях и порядке уплаты алиментов, а также имущественной ответственности за несвоевременную уплату.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» вступил в действие с 19 мая 1995 года. Он впервые свел воедино и упорядочил на уровне федерального закона все многочисленные виды государственных пособий и компенсаций на детей и пособий в связи с рождением и воспитанием детей, ранее регламентировавшиеся различными нормативными документами (указами, постановлениями правительства, подведомственными актами). Это позволило существенно упростить и унифицировать законодательство, сделать его более понятным для населения и органов исполнительной власти.

В 90-е годы, в процессе социально-экономической трансформации России, создана новая для России отрасль социального обслуживания семей с детьми. Начало этой работы связано с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В этом Указе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям. Законами, определившими правовые и организационные условия оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, являются Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», принятый ноябре 1995 года, и Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года.

Важное значение в правовом обеспечении государственной семейной политики и защиты прав семьи и детей имеют соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), Трудового кодекса Российской Федерации (2002), Жилищного кодекса РСФСР с соответствующими изменениями и дополнениями.

Приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993), Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (1993), законы Российской Федерации «О беженцах» (1993), «О вынужденных переселенцах» (1993), «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (1993), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «О развитии государственной системы профилактики и правонарушений среди несовершеннолетних» (1997). Имеются также федеральные законы «Об образовании» (1996), «Об охране здоровья граждан» (1993), о социальном страховании, федеральные законы «Об актах гражданского состояния» (1997), «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях» (1995), «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (1997) и многие другие.

Таким образом, законодательно гарантированы основные права семьи, супругов и детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям.

Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки:

1. Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей.

2. Натуральные выдачи семьям, имеющим детей.

3. Различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.).

4. Социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей предоставляется в виде государственных денежных пособий, стипендий, компенсационных выплат, денежных средств на содержание детей в приемных семьях и пенсий. Она выплачивается в виде:

- государственных денежных пособий семьям, имеющим детей;

- государственных стипендий;

- ежемесячных компенсационных выплат;

- денежных средств на содержание детей, находящихся на воспитании в приемной семье (питание, приобретение одежды, обуви, инвентаря, предметов хозяйственного обихода, игрушек, книг, предметов личной гигиены); - государственных пенсий на детей или с учетом находящихся на иждивении детей.

Можно выделить следующие особенности прямой денежной помощи семьям в связи с рождением и воспитанием детей:

категориальный подход (выделение особо нуждающихся в поддержке категорий семей). Так, в целях охраны здоровья беременных женщин поощряется денежным пособием постановка на учет в женской консультации в ранние сроки беременности, позволяющая обеспечить наблюдение за здоровьем беременной и плода. Обращает на себя внимание выделение таких льготных категорий семей, как семьи, пострадавшие от радиационных катастроф, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи;

постепенный переход от категориального принципа (учета типа семьи и особенности жизненной ситуации) к учету доходов семей;

преемственность форм поддержки — сохранение значительной части денежных выплат, введенных еще в советский период;

множественность источников финансирования пособий: федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджеты, внебюджетные источники;

установление выплат в твердой денежной сумме, причем размеры денежной помощи фактически не связаны с уровнем реальных потребностей семьи в поддержке (за исключением пособия по беременности и родам, выплачиваемого в размере среднего заработка в качестве компенсации этого заработка) и выплачиваются с учетом районного коэффициента;

заявительный принцип назначения денежных выплат и необходимость личного обращения за помощью;

назначение и выплата денежных средств в различных учреждениях: по месту работы, по месту учебы, в органах и учреждениях социальной защиты населения.

Трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные, оздоровительные и другие гарантии и льготы, компенсации и субсидии семьям, имеющим детей. Особенностью данной формы государственной поддержки семьям, имеющим детей, является право на льготу, компенсацию или субсидию только определенных категорий семей с детьми и граждан, первоочередность их предоставления определенным категориям и предоставление бесплатно или за половину стоимости, что создает для этих категорий населения определенные льготы и привилегии. К этой форме государственной поддержки семей с детьми относятся:

- трудовые гарантии и льготы;

- льготы в области пенсионного обеспечения для женщин;

- транспортные льготы для семей и детей;

- субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг;

- безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья, а также бесплатное обеспечение жилой площадью;

- льготы по приему и содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;

- права и льготы в области охраны здоровья семей;

- налоговые льготы (либо освобождение от налогообложения определенных видов доходов, либо стандартные налоговые вычеты).