Развитие социологии в России в 20 веке
Общественная жизнь, а также мировоззренческие теории её представителей в России отличались определённым своеобразием по сравнению с социальными теориями Запада. Этому имелся ряд причин.
Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств.
Во-вторых, возникновению социологии в России предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской.
В-третьих, самой главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух широких течений, складывающихся на основе идей Запада, - позитивизма и марксизма.
Развитие социологической мысли в России принято обычно разделять на три основных этапа: с середины XIX в. до1918 г.; с начала 20-х гг. до конца 50-х гг. XX в.; с начала 60-х гг. XX в. до наших дней.
Первый этап - институционализация, несколько отставал от аналогичного процесса на Западе. Первая российская кафедра социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте в 1908 году. В 1912 году утверждается социологическая секция при Историческом обществе Петербургского университета, а в 1916 году создаётся Русское социологическое общество имени М. Ковалевского. В начале этого этапа российская социология характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением с преобладанием редукционизма (сведения к простому, упрощения) и натурализма различных оттенков. Яркими представителями этого периода являются такие крупные русские мыслители, как П. Л. Лавров (1829-1900) и Н. Н. Михайловский (1822-1904). Они развивали этико-субъективное направление в социологии, в центре которого было выявление закономерностей и направленностей развития общества с акцентом на теории общественного прогресса. А роль разделения труда в общественной жизни они начали изучать ещё до Э. Дюркгейма.
Согласно их концепции мерилом и главной движущей силой общественного прогресса является критически мыслящая, творческая личность - "инновационный субъект". Эта инновационная личность достигает наивысших и передовых результатов своей деятельности, сообразуя её с политическими устремлениями и нравственными идеалами тех общественных сил, которые объективно выражают интересы исторического прогресса. Поэтому можно сказать, что П. Лавров и Н. Н. Михайловский были родоначальниками инновационной социологии или теории личности.
Также заметное место в первом периоде занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916), который ведущую роль отводил учению о социальном прогрессе. Социальный прогресс, по его мнению, выражался в развитии солидарности между социальными группами (классами, народами). Ковалевский критиковал однофакторные теории, поскольку основная задача науки ему виделась в том, чтобы выявлять сущность солидарности общественной жизни, описывать и объяснять многообразие её форм. В своих работах он активно использовал сравнительно-исторический метод и впервые сформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросе социологии. Ковалевский был активным продолжателем такого западного классического направления, как позитивизм.
Помимо академической социологии в России большое развитие получили идеологическая и политическая социологии. Идеями религиозной социальной философии (христианским гуманизмом) занимались такие русские мыслители, как И. Киреевский, А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев и др. Они критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания.
Параллельно с этим в России развивалась социология марксизма в виде двух основных теорий: "ортодоксального марксизма" (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин) и "легального марксизма" (П. Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н. Бердяев и др.). Главный смысл марксистской теории - это выяснение сущности собственности и раскрытие экономико-исторической закономерности её перехода от частной к общественной.
Экономическое направление представлял Пётр Бергардович Струве (1870-1944), чьи работы и по сей день входят в обязательный курс изучения социологии даже в Оксфорде. Ещё в начале XX в. он одним из первых высказал такие актуальные идеи о том, что:
- общество подвержено социальной дифференциации;
- существует чёткая взаимосвязь экономического и социального развития, но о невозможности одновременного и параллельного реформирования в этих сферах;
- развитие капитализма обязательно должно происходить при наличии таких важных факторов социальной стабильности, как появление широкого среднего класса, усовершенствование системы образования, развитие промышленности и, наконец, при определённой социальной уравновешенности общества.
Виднейшим представителем исторического направления был Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Его основной заслугой является обоснование и развитие теории культурно-исторических типов (цивилизаций). В соответствии с этой теорией каждое общество (культура, цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит обязательные стадии (примерно как живой организм): зарождение, становление и развитие, дряхление и гибель. Каждую культуру движет исторический этнос.
Второй этап развития социологии в России характеризуется нарастанием процесса институционализации и приобретением социологической наукой статуса социального института.
В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии и введена учёная степень по социологии. Социологическое отделение в Петроградском университете возглавил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший русский учёный и общественный деятель, внёсший весьма существенный вклад в социологию, чей вклад в науку до сих пор не оценён в должной мере.
После высылки из России в 1922 году он жил и работал в США, где опубликовал ряд крупных работ мирового значения. Основным его вкладом в мировую науку считается разработанная им теория социальной стратификации и социальной мобильности, а также теория конвергенции.
В СССР в 30-х годах марксизм (в сталинской редакции) был окончательно утверждён в качестве официальной идеологической основы общества. Социология была объявлена буржуазной философской наукой, после чего произошёл её разгром и полный упадок в нашей стране.
Третий этап развития отечественной социологии начинается как её возрождение на волне "хрущёвской оттепели". В 60-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В 1962 г. создана Советская социологическая ассоциация, а в 1969 году начал работу Институт конкретно-социологических исследований АН СССР. Создаются факультеты и кафедры при вузах, а с 1974 г. выходит специализированный журнал "Социологические исследования".
Большой вклад в развитие современной социологии внесли такие наши учёные, как Ю. А. Аверин, И. В. Бестужев-Лада, М. Я. Бобров, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Ю. А. Левада, Г. В. Осипов, Ж. Т. Тощенко, С. С. Фролов, В. А. Ядов, А. Ципко, Н. Шмелёв и другие.