Развитие социологии в СССР, этапы и особенности

Исходным хронологическим началом российской социологии считается конец 60-х гг. ХIХ в., а завершился процесс самоопределения отечественной социологии, как и на Западе, к началу 20-х гг. ХХ в. В контексте эволюции понимания предмета социологической науки чётко просматриваются три исторических этапа развития российской социологии.

Первый этап (конец 60-х - первая половина 80-х гг. ХIХ в.). Социология в России, как и на Западе, возникает в лоне позитивистской доктрины. С точки зрения позитивизма, социология рассматривается как естественная наука, использующая все прочие науки как "склад" фактов для разработки собственных законов социальной статики и динамики. В это время позитивистская социология развивалась одновременно в виде различных подходов: географическая школа (Л. И. Мечников), органицизм (П. Л. Лилиенфельд, А. И. Стронин), психологизм (субъективная школа: П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев, С. Н. Южаков; социо-психизм: Е. В. Де Роберти).

Раньше всех сформировала свои принципы субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П. Л. Лаврова (1823-1900) и Н. К. Михайловского (1842-1904) было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества.

Идеи психологического направления разрабатывались в трудах Е. В. Де Роберти (1843-1915). Центральной в его концепции была идея о решающей роли культурных факторов как основных мотивах человеческого поведения.

Объективно-ориентированная социология получила наиболее полное воплощение в работах А. И. Стронина (1826-1889) и П. Л. Лилиенфельда (1829-1903). Последний, вслед за Г. Спенсером, был одним из основателей социологического органицизма как самостоятельного направления в социологии. И Стронин и Лилиенфельд свои представления об обществе строили на основании аналогии общества с биологическим организмом.

Второй этап (вторая половина 80-х - 90-е гг. ХIХ в.). В этот период складывается марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Позитивистскую методологию критикуют в своих работах Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, В. М. Хвостов. Известное влияние на развитие социологической мысли в России в это время оказал П. Б. Струве (1870-1944).

Важным моментом развития социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда М. М. Ковалевского (1851-1916) Социология. Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, М. М. Ковалевский подчёркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических факторов, ни один из которых не является определяющим. Свою задачу он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать всё положительное в них на почве "теории социального прогресса". Эта тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.

Третий этап (первые два десятилетия ХХ в.). Ведущей школой в это время становится неопозитивизм (П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев), трактовавший социологию как общую теорию социального. Одновременно оформляется своеобразная "христианская социология" в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма. В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В. И. Ульянов-Ленин), с другой - выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А. А. Богданов).

Первые два десятилетия ХХ в. - это ещё и время институциализации российской социологии. В 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждено русское социологическое общество имени М. М. Ковалевского; в 1917 г. вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным. Однако высылка в 1922 г. большой группы учёных из России сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Немарксистская социология в России прекратила своё существование.

Марксистский вариант социологии просуществовал в Советском Союзе до середины 30-х гг. Однако к середине 30-х гг. полностью возобладала упрощённая точка зрения на исторический материализм как на конкретизацию положений материалистической диалектики, составную часть марксистской философии. Социология как самостоятельная наука об обществе стала ненужной, более того, она была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему.

На конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет.

Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60-х гг. Возрождение социологических исследований началось с наступлением "хрущёвской оттепели". В то время ситуация в области социологии сложилась парадоксальная. Социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука - нет. Поэтому во избежание бесчисленных споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального дела, было введено в научный оборот определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями. Однако и конкретные социологические исследования в 70-80-е гг. проводились под контролем власти и подвергались жёсткой цензуре.

С середины 80-х гг. вместе с реформами в СССР начинается и новый этап в развитии отечественной социологии. За последние полтора десятилетия произошли кардинальные изменения в состоянии социологической науки, как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь. Социология была не только признана самостоятельной наукой об обществе, но и стала широко популярна в наших странах. За этот период появилось множество исследований различных проблем общественной жизни, сложились свои социологические школы и направления. Однако достаточно актуальной до сих пор остаётся проблема усвоения отечественными социологами опыта зарубежной социологии.