Развитие социологии труда в России
Некоторые идеи П. Сорокина, С. Н. Булгакова, В. В. Берви-Флеровского
Значительный вклад в развитие русской классической школы социологии труда дореволюционного периода (середина 19 века - 1917г.) внесли выдающиеся русские учёные: Питирим Александрович Сорокин, Василий Васильевич Берви-Флеровский, Сергей Николаевич Булгаков, Борис Николаевич Чичерин, Николай Константинович Михайловский и другие.
Важной заслугой П. А. Сорокина (1889-1968г.) является разработка теории социальной стратификации - дифференциация данной совокупности людей на классы, группы, слои в иерархическом ранге, выражающаяся в существовании высших, средних и низших слоёв населения. Любая организованная социальная группа расслаивается именно из-за своего постоянства и организованности; например, деловая организация, семья, политическая партия, шайка разбойников, научное общество и др. Сорокин выделил 3 формы социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Если экономический статус у членов общества неодинаков, если среди них есть как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется экономическим разделением независимо от того, на каких принципах оно построено, на коммунистических или капиталистических. Профессиональная стратификация проявляется в двух видах: как межпрофессиональная, так и внутрипрофессиональная. Межпрофессиональная стратификация -это иерархия межпрофессиональных групп, а внутрипрофессиональная - внутри каждого профессионального класса. Он выделил социально-значимые профессии, связанные с функциями организации и контроля группы. Это люди, напоминающие машиниста локомотива, от которого зависит судьба пассажиров в поезде. Он отмечал, "что в любом обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для её выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот ".[5]
Профессиональные группы неквалифицированных рабочих всегда находятся внизу профессиональной пирамиды и являются самыми низкооплачиваемыми работниками во все времена и во всех странах, за исключением России. Группы работников физического труда всегда были менее оплачиваемыми, менее привилегированными, менее влиятельными и ценимыми по сравнению с группами работников умственного труда, и только в России в отношении таких интеллектуальных профессий, как врач и учитель, нарушен этот универсальный и постоянно действующий общепринятый порядок вещей.
Внутрипрофессиональные группы Сорокин подразделил на следующие слои:
1) предприниматели, или хозяева, экономически независимые в своей деятельности;
2) служащие высшей категории (директора, менеджеры, главные инженеры, члены совета директоров корпораций), профессиональная функция которых заключается не в физическом, а в интеллектуальном труде;
3) наёмные рабочие, которые заняты в основном физическим трудом и зависимые в своей деятельности.
Питирим Сорокин разработал идею социальной мобильности, под которой понимается любой переход индивида, или социального объекта, из одной социальной позиции в другую, и различал два основных типа социальной мобильности - горизонтальную и вертикальную.
Под горизонтальной мобильностью, или перемещением, подразумевался переход индивида, или социального объекта, из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, например, переход из одного гражданства в другое, переход из одной семьи в другую, с одного предприятия на другое при сохранении своего профессионального статуса. Под вертикальной социальной мобильностью понимается перемещение индивида из одного социального слоя в другой, при этом существует два типа социальной мобильности: восходящая, т.е. социальный подъём, и нисходящая, т.е. социальный спуск. Сорокин использует разные исторические примеры в качестве иллюстрации. Он отмечает, что большевики в России до революции не имели высокого положения, но затем эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение, которое раньше занимала царская аристократия. Аналогичные явления наблюдаются в политической и профессиональной стратификации.
Своего пика социология труда достигла в 1912 г., когда появилась очень своеобразная концепция отца Сергея Булгакова (1871-1944), благодаря которой отечественная социология труда заявила о себе как о серьезном мировом явлении.[6]
Его оригинальные и светлые социологические идеи были высказаны в трудах "Философия хозяйства " и " Христианская социология ", в которых рассматриваются проблемы труда и хозяйства.
К сожалению, идеи этого замечательного русского философа забыты, но в настоящее время их актуальность не вызывает сомнений, и возвращение к ним жизненно необходимо.
В работе " Христианская социология " С. Н. Булгаков считал, что экономические науки имеют очень ограниченный кругозор и только христианство объясняет всё. Хозяйственная деятельность связана с человеческим трудом, направленным на удовлетворение человеческих нужд. Человек есть микрокосмос в макрокосмосе, или мир малый в большом мире. Всё в мире сопряжено в человеке, который имеет хозяйственное отношение к миру.
Труд есть деятельность человека. По мнению социалистов и Адама Смита, "экономический человек" не имеет души и сердца, а является лишь счётной машиной. Маркс считает, что человек имеет право на существование только постольку, поскольку он олицетворяет капитал, но в действительности всё не так; в действительности существуют люди, одарённые Богом и обладающие или не обладающие чувством долга и совестью. Человек остаётся целостным во всех сторонах своей жизни, в частности и в хозяйственной деятельности. Нельзя отделить от духовной жизни какую-нибудь сторону вообще, хозяйственную или другую. Существует не один лишь экономический человек вообще; каждая эпоха имеет своего экономического человека; и религиозная личность имеет и в хозяйственной жизни определённое значение. Каждая религия имеет свою практическую этику, которую она включает и в хозяйственную жизнь.
С. Н. Булгаков считал, что основа нашего хозяйства должна быть христианской. Восстановление утраченного хозяйственного порядка невозможно без духовного возрождения, ибо хозяйственная дисциплина укрепляется лишь в связи с преодолением естественной инерции и распущенности человека. Труд необходим каждому для оправдания его существования. Плохо приходится, если отделить социальную жизнь от духовной; надо исполнять социальное дело для Господа.
Одним из первых представителей русской школы социологии труда был Василий Васильевич Берви-Флеровский(1829-1918). В своей знаменитой книге " Положение рабочего класса в России " он на основе широкой статистической информации и личных наблюдений проанализировал различные типы хозяйств практически по всей бескрайней территории земледельческой и промышленной России, описал нравственное настроение работников, их условия труда и быта, уровень и образ жизни в различных губерниях, отдавая при этом свои предпочтения и симпатии крестьянству и земельной общине. Он призывал избавить народ от тяжкого хождения на доработки, " которое бьёт и уходящего работника и оставшееся семейство ", к избавлению работников от малопроизводительного ручного труда и к развитию машинного и усовершенствованного производства, поскольку одной фабрики достаточно для снабжения целого края, а также к созданию учреждений для оказания помощи всем рабочим, " обременённым большими семействами ".[7] Он обращал внимание на то, что интеллектуальный труд получает очень маленькое вознаграждение.
Важной заслугой В. В. Берви-Флеровского являются его идеи о русской земельной общине, которую он считает высшей формой самоуправления народа и спасением народа.
Становление социологии труда как особой социологической дисциплины произошло не одновременно. Вся общая социология находилась ещё в процессе своего оформления: уточнялись предметы и методы исследования, вырабатывался понятийный аппарат, накапливался фактологический материал.
Перед социологией труда встала задача синтезировать разрозненные знания обществоведческих дисциплин в единое целое, что удалось достичь только к концу 20 века.
Взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда
После 20-х годов 20 века начался современный этап эволюции социологии труда, который продолжается и сейчас. Для этого этапа характерна ориентация на разработку общетеоретических вопросов и на прикладную социологию, а также стремление адаптировать сложившийся в русской социологии и марксизме понятийный аппарат к новым общественным условиям и идеологическим стандартам. В то время " машина красного террора " работала безостановочно. Из страны высылались лучшие философы и социологи на знаменитом " философском пароходе ", учёные, не принявшие разрушительные социалистические идеи. Началось формирование учёных -ортодоксальных марксистов.
Одним из лидеров нового поколения стал А. К. Гастев (1882-1941), видный революционер, писатель, создавший в 1921 г. Центральный институт труда (ЦИТ), разработал концепцию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места, методику рационального производственного обучения и теорию управленческих процессов. [8]Данная концепция получила название " технобиосоциальной "и охватила сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории и педагогики, а также содержала основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики и праксеологии.
Оригинальность Гастева — в тесном соединении внедрения новых форм организации труда и системы обучения рабочих новым трудовым приемам. Главное, рассуждал Гастев, дать каждому рабочему не "застывшую норму" или стандарт, как это делал Тейлор, а психологическую и общебиологическую установку — нацеленность на постоянное, каждодневное совершенствование и приемов, и организации труда.[9]
Большую известность приобрели социологические идеи Александра Александровича Богданова (1873-1928), изложенные в работе " Тектология. Всеобщая организационная наука". Он рассматривал тектологию - " учение о строительном искусстве"-как теорию организации и дезорганизации, или науку об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных.
Богданову принадлежит заслуга в разработке личной тектологии, или науки об организации жизнедеятельности, в основе которой лежат сознание и самосознание. Он считал, что у каждого человека есть своя маленькая и несовершенная стихийно построенная тектология, которой он оперирует практически неосознанно. Эту тектологию он получает из социальной среды через общение с другими людьми, на основе которого он и формирует свой житейский опыт. Богданов считал, что многие правила, общие нормы и методы организации жизнедеятельности, ведущие к взаимопониманию и согласию, имеют всеобщее значение, а их познание, в частности, для руководителей, представляет огромную ценность.[10]
В тридцатые годы в Советском Союзе социология была объявлена буржуазной лженаукой, враждебной марксизму. И в то же время в нацистской Германии она была запрещена как социалистическая наука, т.е. одновременно её не приняли как фашисты, так и коммунисты, что свидетельствует о непосредственной близости таких, казалось бы, разных идеологий.
Возрождение советской социологии началось в период "хрущёвской оттепели", после исторического 20 съезда КПСС(1956), когда произошло развенчание культа личности Сталина. В 1970 году был образован институт конкретных социологических исследований АН СССР, в 1974 году стал выпускаться журнал "Социологические исследования", издавались социологические ежегодники, сборники статей и монографии, проводились научные социологические конференции в разных регионах страны. В то же время возникли и расширились международные контакты с зарубежными социологами.
В 70-е годы "выездные" советские социологи участвовали в международных социологических конференциях, что, несомненно, способствовало повышению научного уровня отечественной социологии.
Классическими темами социологических исследований в сфере труда в 60-70 гг. были: миграция и текучесть кадров, отношение труду, выбор профессии и профориентация, условия труда и жизни различных социальных групп населения, и т.д.
В этот период были опубликованы крупные монографии по социологии труда А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова, В. Г. Осипова, Г. А. Пруденского. Проблематику социального планирования разрабатывали М. А. Антонов, З. И. Файнбург, Ж. Т. Тощенко, С. Ф. Фролов, Ю. Е. Волков, В. И. Герчиков и другие. Они занимались изучением вопросов совершенствования профессионально - квалифицированной структуры предприятия, улучшения условий труда и быта, стимулирования труда и развития социальной активности работников.[11]
Проблемы профориентации и профотбора были в центре внимания В. М. Шубкина, М. К. Титма, В. Г. Подмаркова, Н. Н. Назимова, а управленческим трудом занимались А. А. Свенцицкий, Б. Д. Парыгин, В. М. Шепель, Д. П. Кайдалов, Ю. С. Колесников и др.
Заметным достижением советской социологии труда является книга ленинградских социологов "Человек и его работа". В методологическом и методическом значении это работа, несмотря на некоторые недостатки, представляет собой пример отечественного классического социологического исследования в сфере труда.
Основные задачи социолога состояли в том, чтобы:
- выяснить на материале эмпирических данных реальную картину отношения к труду рабочей молодёжи;
- изучить тенденции изменения отношения к труду;
- определить наиболее существенные объективные и субъективные факторы, способствующие превращению труда в первую жизненную потребность рабочего, и факторы препятствующие этому; на этой основе выяснить возможные последствия технического процесса с точки зрения его влияния на изучаемый процесс;
- сформулировать практические рекомендации с учётом современного уровня материально - технической базы промышленного производства и социальных условий трудовой деятельности для того, чтобы более полно использовать реальные возможности формирования отношения к труду как к первой жизненной потребности.
В этом исследовании под руководством В. Я. Ядова было обследовано 2,5 тыс. молодых рабочих в возрасте до 30 лет, занятых различным по характеру и содержанию трудом; неквалифицированных, малоквалифицированных, высококвалифицированных специальностей.[12]
В работе было зафиксировано, что не условия в первую очередь определяют общественную сущность отношения рабочего к своему труду - содержание труда, творческие возможности работы ведущими специфическими факторами, которые определяют отношение рабочего к труду преимущественно или как к потребности личности, или как к средству существования. Содержание труда детерминирует объективные показатели работы, прежде всего степень удовлетворённости размером заработной платы.
В процессе исследования выяснилось, что размер заработка и материальная заинтересованность в более широком смысле выступают как фактор вторичного порядка, подчинённый функциональному содержанию труда. При этом материальное стимулирование работника повышает производительность и качество труда независимо от содержания трудовой деятельности, однако только при условии высокого содержания самого труда оно является эффективным средством формирования отношения к труду как к потребности личности, но при низком содержании труда материальное стимулирование скорее тормозит этот процесс, чем способствует его развитию.
Принцип материальной заинтересованности в результатах труда, наиболее полно отвечающий условиям социалистического производства, сам по себе повышает результативность труда. Но в зависимости от содержания труда он либо содействует, либо, напротив, препятствует формированию отношения к труду как к потребности личности. Было отмечено, что в группах с творческим содержанием труда относительно высокая заработная плата рабочих есть то необходимое условие, которое открывает простор для свободного развития содержательного интереса к труду, совершенствования личности рабочего в процессе труда. В группах с низким (нетворческим) содержанием труда и большой физической нагрузкой относительно высокая заработная плата выступает как форма компенсации за непривлекательную или малопривлекательную по своему содержанию работу. В этих условиях материальное стимулирование рабочего не действует, а сдерживает формирование содержательного интереса к труду и способствует к закреплению отношения к нему как к средству существования, к средству удовлетворения потребностей личности лежащих за пределами трудовой деятельности.
В то же время результаты проводимых социологических опросов фиксировали приоритетность творческих мотивов в структуре мотивации работников, а данные социальной статистики отражали совершенно противоположенную социальную мобильность, или трудовые перемещения, людей с высоким уровнем образования (инженеров) на рабочие места, не требующие соответствующего уровня образования, с более высокой оплатой труда (водители такси, грузчики и т.д.).
Исследования показали, что рабочие с большим жизненным и производственным опытом более удовлетворены имеющейся работой и специальностью, чем молодые и сравнительно менее опытные. Молодые люди предъявляют более жёсткие требования к своей работе и стремятся реализовать эти требования на практике. От этого доля молодёжи среди меняющих место работы намного выше, чем доля рабочих старшего возраста.
Было выявлено противоречие между уровнем запросов рабочих и уровнем возможностей к их удовлетворению в содержании труда на рабочем месте.
Весомый вклад в развитие современной зарубежной и отечественной социологии труда внёс известный российский социолог Ф. И. Кравченко, посвятивший ей следующие работы: "Социология труда в 20 веке: Историко - критический очерк" (1987); "История зарубежной социологии труда. Общие принципы" (1991); "Трудовые организации: структура, функции, поведение" (1991).
В одной из своих последних работ - "Прикладная социология и менеджмент" (1995) - А. И. Кравченко даёт глубокий анализ достижений прикладной социологии, ориентированной на менеджмент, подробно рассматривая вопросы управления персоналом, гуманизации и рационализации труда, а также проблему внедрения новых форм организации труда.
Исключительно важное значение в развитии социологии труда имеет работа новосибирских социологов Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной "Методологические проблемы систематического изучения деревни" (1977), основные достоинства которой заключались в системном подходе к изучению такого сложного социального объекта как советская деревня, излагалась теоретическая концепция деревни и её подсистем, давалась характеристика системообразующих связей деревни: трудовых ресурсов, занятости сельского населения и его образа жизни. Заметным явлением стало их совместная публикация "Социология экономической жизни" (1991), где даётся определение предмета экономической социологии как междисциплинарной науки, исследующей закономерности экономической жизни (экономические отношения, экономические процессы) с помощью системы категорий, выработанных социологией. Там же рассматриваются малоизученные проблемы экономической культуры как регулятора функционирования и развития экономики общества в целом.
Дальнейшее развитие идеи влияния культурных факторов на экономику получили в блестящей работе Р. В. Рывкиной "Экономическая социология переходной России. Люди и реформы" (1998), в которой отражено, что экономическая культура общества включает в себя традиции, привычки и сложившиеся нормы поведения, которые реализуются в сфере экономики и связаны с экономической деятельностью людей.
Экономическая культура тесно связана с правом, нравственностью и религией, и от традиций в правовой сфере и морального облика разных наций и народов зависит, "какие именно экономические действия позволяют, а какие не позволяют себе люди".