Развития благотворительности в Алтайском крае в 19-20 веках

При изучении российской благотворительности большое значение имеет ее региональный аспект, т.к... это позволяет полнее представить размеры благотворительности в масштабах всей страны и выявить ее особенные черты, обусловленные социальным и экономическим развитием региона.

В историческом развитии Алтая наряду с общемировыми, общероссийскими тенденциями появились и специфические черты, порожденные демографическими, географическими, кочевыми, национальными, религиозными и духовными особенностями.

Во второй половине XIX — - начале XX в. Алтай входил в Томскую губернию, занимая всю ее центральную и южную части. Это уезды (до 1898 г. - округа) Барнаульский, Бийский, Кузнецкий и 5 волостей Томского округа (Кайлинская, Кривощековская, Ояшинская, Тутальская, Чаусская). В 1894 г. был разукрупнен Бийский округ и образован дополнительный новый — Змеиногорский с центром в с. Змеиногорском.

Сибирь всегда представляла собой таинственную для европейцев и жителей центральной России область. Но с 1860-х годов это отношение изменилось, т. к. в Сибири стали появляться независимые организации, которые охватывали все стороны общественной жизни — образование, науку, искусство, благотворительность, сельское хозяйство и т.д. В них объединялись люди самых разных профессий, сословий, возрастов. Ими двигало желание защитить свои гражданские интересы, внести свою лепту в реформирование общества, от которого так быстро отказалось государство.

«Предпосылки для создания общественных самодеятельных объединений в Сибири складывались в течение длительного времени. Эпоха реформ 60-х гг. XIX в. затронула все стороны жизни общества, внесла изменения в его потребности и способы их удовлетворения. В это время в России происходит активизация провинции. В 1850-60-е гг. в моду вошли литературные вечера, воскресные школы, поддержка различных просветительских инициатив, местной печати; происходит накопление творческих сил, которые широко развернулись в конце XIX - начале XX в.

Проведение железнодорожной магистрали, связавшей сибирские города с важнейшими экономическими и культурными центрами страны, приток переселенцев, рост промышленности, повышение активности населения и влияние образованных политических ссылок - все это сказалось на общественной и культурной жизни Сибири» [140, с.5].

С конца 1850-х гг. в Сибири стали входить в моду музыкально-литературные и литературно - разговорные вечера. Вечера были не только оригинальной формой организации досуга и общения, но и способом сбора средств на общественные нужды, т. е. содержание школ, больниц, учреждение новых организаций. Нужно отметить, что в этот период в Сибири вообще и в Алтайском крае в частности существовали в основном только благотворительные общества.

С начала 1880-х гг., на волне общероссийского подъема, в регионе начинают появляться первые признаки пробуждения гражданской инициативы — общественные формирования. По мнению Е. А Дегальцевой, [58, с. 29, 30.] можно выделить несколько типов формирования частной общественной инициативы:

•    филантропические (благотворительные общества, в том числе и религиозной направленности - отделы Императорского православного палестинского общества, римско-католические, лютеранские, мусульманские общества; организации поддержки различных отраслей хозяйства, помощи и взаимопомощи учащихся отдельных учебных заведений, сибиряков, учащихся высших учебных заведений, лиц, освобожденных из мест заключения, общества трезвости, женские организации и др.);

•    просветительные (общества попечения о начальном образовании, распространения просвещения, общества содействия физическому развитию, общества содействия устройства лекций, библиотек, курсов, классов и т. д.);

•    краеведческие (местные отделения Общества изучения Сибири и улучшения её быта, общества любителей исследования Алтая, отдел и подотдел ИРГО, общества изучения городского и земского дела и др.);

•    научные (юридические, технические, педагогические общества, общества естествоиспытателей и др.);

•    в сфере искусства (литературно — музыкально — драматические, любителей художеств, хоровые и др.)

•    спортивные (охотничьи, туристические, гимнастические, атлетические, охотников конского бега и скачек и др.);

•    профессиональные (выросшие из обществ взаимопомощи учителей, врачей, инженеров, приказчиков, пожарных и др.);

•    сельскохозяйственные (отделы Московского общества сельского хозяйства (МОСХ), общества пчеловодства, рыболовства, птицеводства, покровительства животным, садоводства и др.).

Первыми в Западной Сибири оформляются по указанию правительства благотворительные организации тюремного ведомства.

Личная инициатива частных лиц в этой сфере обнаруживает себя уже с начала XIX в., однако оформление общественных организаций приходится на 1860-е гг. Мысль об учреждении благотворительных обществ в исследуемом регионе высказывал еще М. М. Сперанский в 20-е гг. XIX в.

Наиболее распространенной формой общественной благотворительности в начале XX века стало антиалкогольное движение, оформившееся в виде попечительства о народной трезвости и действовавшее в Сибири около 20 лет. Эти организации создавались Министерством финансов по уставу, утвержденному в 1894 г.

Большое внимание борьбе с пьянством уделяла и церковная благотворительность. В Западной Сибири в 1911г. функционировало около 50 обществ трезвости, и только два из них являлись «гражданскими».[58, с.172.].

В данный период, после реформ 60-70-годов, в России, начался бурный рост числа самых разнообразных благотворительных обществ, учреждений и заведений, а также филантропических акций. На основе анализа архивных документов, а также изученной дореволюционной литературы по Алтайскому краю было выявлено, что эта же тенденция была характерна и для Алтайского края. Но наряду с общероссийскими тенденциями развития общественного призрения в Алтайском крае существовали свои особенности становления и функционирования различных обществ.

Для начала хотелось бы перечислить некоторые подобные общества. Так, например, «в г. Томске общественных неполитических организаций насчитывалось около 88, в г. Барнауле - 26, в г. Бийске - 19» [255] (см. Приложение 4). К наиболее распространенным можно отнести следующие организации: Общество попечения о начальном образовании, Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в средне-учебных заведений, Общество для оказания помощи нуждающимся сибирякам и сибирячкам, учащимся в учебных заведениях г. Москвы, Хоровое общество, Общество попечения о подкинутых детях, Барнаульский отдел Сибирского общества помощи раненым и увечным воинам, Барнаульское вольное пожарное общество, Барнаульский уездный комитет попечительства о народной трезвости, Общество взаимопомощи личного труда, Барнаульский комитет Российского общества Красного Креста, Алтайский дамский комитет по оказанию помощи больным и раненым воинам, Барнаульский отдел Сибирского общества для подачи помощи раненным воинам и потерпевшим от войны и др.

Все эти общества имели различные цели, но объединяло их одно -желание оказать помощь той или иной категории нуждающегося населения (дети - сироты, престарелые, инвалиды, нуждающиеся учащиеся и т.д.). Структура, финансирование и работа некоторых наиболее интересных организаций будет рассмотрена ниже.

Одним из первых заведений, которое попыталось облегчить положение сирот, неимущих, престарелых в г. Барнауле, была богадельня, открытая в 1880-х гг. Называлась она Горнозаводская. Эта богадельня была предназначена для приюта престарелых и неспособных к труду лиц, бывших крепостных в Алтайском горном ведомстве. Горнозаводская богадельня была устроена на 70 кроватей и содержалась на счету Кабинета.

18 февраля 1882 года городская Дума решила организовать среди обывателей подписку и на собранные деньги учредить еще одну богадельню. С помощью частных пожертвований этот процесс удалось ускорить. Некто, пожелавший остаться неизвестным подарил городу для богадельни каменный двухэтажный дом, представляющий большую ценность для того времени. И к концу 1882 года богадельня под названием Александровская была открыта. Крупные пожертвования на развитие этой богадельни были сделаны: вдовой горного уставщика Алковой - 7 тыс. рублей, В. Д. Суховым - 1 тыс. рублей, И. И. Поляковым - 500 рублей и т.д. Весь капитал богадельни находился в ведении городской Думы. После двадцати лет существования общий неприкосновенный капитал мужского и женского отделений составил 36722 рубля 41 копейку. На проценты с этого капитала содержались все нуждающиеся. Сначала в 1892 г. было открыто 10 кроватей, затем их число увеличилось: в 1883 г. было 22 места (13 мужских и 9 женских), в 1889 году -26 мест (10 мужских мест и 16 женских). Стоимость проживания обходилась в 1885 году в 25 рублей, в 1887 году — в 66 рублей. Призреваемые мужчины находились на полном содержании, а женщины пользовались лишь помещением, готовым теплом и светом в богадельни, пропитание им приходилось искать самим с помощью милостыни. Из архивных документов видно, что в данном обществе существовали свои проблемы. После 1917 г. структура и условия пребывания изменились, что нередко приводило к проблемам [152, с. 34].

Помимо богаделен, на Алтае существовали приюты для сирот и бедных детей. В городе Барнауле в 1884 году был открыт Мариинский женский приют для сирот. Он был основан винозаводчицей Судовской. В 1885 году в этом приюте было 12 девочек, содержание каждой обходилось в 49 рублей 73 копейки, в 1887 году - 18 девочек с содержанием в 45 рублей 70 копеек. Пожертвованный Судовской капитал, на проценты которого содержался приют, в 1888 году составил 14195 рублей.[152, с.23.].

В селении Улоль Бийского округа, был открыт приют для инородческих сирот. Этот приют построила и содержала на свои средства Алтайская; духовная миссия. В 1885 году в приюте призревались и обучались 8 мальчиков и 20 девочек с содержанием каждого в 40 рублей[152, с.24].

Одно из первых обществ было открыто в 1884 году, называлось оно Общество попечения о начальном образовании. По инициативе домашнего учителя В. К. Штильке в г. Барнауле состоялось учредительное собрание Общества попечения о начальном образовании.. На нем присутствовало 63 человека - представители интеллигенции, купечества, духовенства, пожелавшие принять участие в добром деле - открытии Общества попечения о начальном образовании. Председателем совета Общества был избран начальник Алтайского горного округа Н. И. Журин, его заместителем и фактическим руководителем стал Штильке. Деятельность совета в целом была направлена на. поддержание и развитие просветительских учреждений г. Барнаула. Необходимость создания подобного Общества в г. Барнауле возникла вследствие недостаточного числа городских начальных школ. Так, в 1885 году в г. Барнауле существовало только два учебных заведения народного образования: мужское двухклассное городское училище и женская начальная школа [116, с. З].

Поэтому уже 15 сентября 1885 года была открыта Нагорная школа. Она была рассчитана на 50 человек. В 1886 году всем миром для школы было выстроено новое одноэтажное здание. К 1891 году Нагорная школа стала самой крупной в г. Барнауле. В ней обучалось 186 человек [116, с.8].

14 ноября 1891 года силами собрания Общества было открыто младшее параллельное отделение (1 класс) Нагорной школы для Зайчанской слободы. Разместилось оно в доме Штильке. Позднее, в 1896 году, для Зайчанской: школы благодаря частным пожертвованиям было построено отличное по тем временам здание [117, с.7].

С этого времени в школах Общества училась треть барнаульских детей. Это были первые в городе смешанные (общие для девочек и мальчиков) школы. В них не только бесплатно учили, но и обеспечивали наиболее нуждающихся учебниками, одеждой, горячими завтраками. А самым способным учащимся помогали продолжать образование. При содействии и непосредственном участии В. К. Штильке были открыты две воскресные школы, две бесплатные школьные и одна городская библиотеки, театр, городской сад, детские площадки, карусели, зимние катки, Народный дом с залом на тысячу мест. Довольно много, даже по нынешним временам, сделало Общество попечения о начальном образовании в городе с населением в 30 тысяч человек.

Это общество просуществовало до 1916 года и ежегодно представляло отчет о своей деятельности. Деятельность совета была направлена на поддержание дальнейшего развития просветительных учреждений Общества. Отрывок из краткого очерка деятельности Общества попечения о начальном образовании города Барнаула за шесть лет своего существования (1884-1890 г.г.):

«Общественная жизнь Сибири, сложившаяся под влиянием своеобразных условий, представляет значительную разницу с жизнью европейской части России. К числу явлений, почти исключительно сибирских, принадлежит организация во многих сибирских городах обществ попечения о начальном народном образовании, основанных на начале частной благотворительности.... К числу таких обществ принадлежит и Общество попечения о начальном образовании в г. Барнауле.

Необходимость создания подобного общества в городе Барнауле возникла вследствие недостаточного числа городских первоначальных школ. Так, в 1885 году в г. Барнауле существовали только два учебных заведения народного образования: мужское двухклассное городское училище и женская начальная школа... »[116, с.5.]

Общество попечения занималось не только вопросами образования, но и сыграло положительную роль в культурно-просветительной жизни города.

При обществе был создан драматический кружок. В течение 25 лет было поставлено в пользу Школьного общества до 800 спектаклей, что дало дохода более 80000 рублей. Любительские спектакли, таким образом, не только отвечали потребностям зрителей в театре, знакомя с произведениями Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова, Ф. М; Достоевского, но и позволяли собирать средства на различные благотворительные цели.

Заслугой Общества является открытие народных чтений и воскресных школ для обучения взрослых основам грамоты. Все это достигалось нелегко и непросто. Приходилось преодолевать препятствия чиновников, т. к. на все перечисленное требовалось дозволение свыше, да и средств часто не хватало.

Но, несмотря на все это, Общество попечения о начальном образовании в г.. Барнауле было признано одним из лучших в Сибири. Его деятельность отмечена дипломом второй степени на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году и серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Таким образом, можно предположить, что существование данного общества являлось особенностью сибирского региона конца XIX - начала XX веков, которое сыграло важную роль в развитии общественной жизни города.

Широкий общественный почин и значительные успехи Общества попечения о начальном образовании в деле школьного и внешкольного образования дали сильный толчок общественному самосознанию, и с легкой руки этого общества в Барнауле возникает целый ряд общественных организаций, преследующих те или иные цели. К числу наиболее популярных относится Общество любителей исследования Алтая.

Это общество было открыто 4 ноября 1891 г. и благодаря энергичному сотрудничеству инициаторов проявило себя целым рядом работ,, имеющих научное значение, посвященных в большинстве своем изучению Алтайского округа [13].

В этот же период было открыто еще одно общество - Благотворительное общество. Оно было открыто 16 декабря 1890 г. Делами общества управлял комитет, избираемый ежегодно на общих собраниях и состоявший из председателя, казначея, секретаря и 6 членов.

Общество имело пожертвованный каменный дом для приюта детей. При приюте общества имелись школа грамоты и ремесленный класс. Это общество было очень популярным, т. к. имело более 200 действительных членов, преимущественно из интеллигенции, и содержало более 40 человек призреваемых.

В первое время существования общества призреваемые делились на две категории: престарелых и детей, первых было приблизительно 1/3 и вторых 2/3. Деятельность общества сводилась исключительно к удовлетворению таких элементарных потребностей, как приют и кормление. Затем общество организовало обучение грамоте, ремеслам, огородничеству призреваемых сирот в загородной детской колонии, которая была устроена на 7 десятинах земли и 10 десятинах лугового покоса. Подобное Благотворительное общество существовало и в г. Бийске. Оно было создано в 1888 году (см. Приложение 5). Цели общества состояли в следующем: «изыскание средств для улучшения нравственного и материального состояния бедных жителей г. Бийска» [152, с.35.]. Общество предоставляло одежду, пищу и кров нуждающимся, помогало искать работу, приобрести материалы для работы, выгодно сбыть произведенные изделия. Занимались призрение и воспитанием сирот и детей неимущих родителей, снабжением бедных медицинскими пособиями, устройством богаделен, ремесленных школ, столовых для бедных и т. д.

До 1917 года в г. Барнауле существовало еще ряд обществ. Одно из них -Общество попечения о подкинутых детях. Это общество было открыто в 1908 г. Главная цель этого общества состояла в том, чтобы дать приют и обеспечить существование подкинутым детям. И если проанализировать медицинские отчеты, которые прилагались к ежегодным отчетам о деятельности данного общества, то можно с уверенностью констатировать следующий факт - в начале XX веков попечение о детях сиротах было на низком уровне и не имело отлаженной системы. Например, отрывок из медицинского отчета за 1910 год это подтверждает: «... С начала года до мая было подброшено 47 детей, и вместе с оставшимися было всего на воспитании 66 человек, из них 10 было отдано, 29 умерло от детской холеры... 12 детей до 1 недели попали в сильном истощении, при весе 6-4,5 фунта, а норма составляла 8-9 фунтов до 15 мая 1911 г. приют оставался в помещении дома на даче местного предпринимателя Пранга. Отсутствие приспособлений для освежения воздуха, большое количество детей и т.д. вело к высокой смертности среди детей. В мае, июне смертность составляла 100%...»[13, с. 45].

В начале XX века на, Алтае существовало еще одно общество под названием Общество вспомоществования нуждающимся учащимся среднеучебных заведений г. Барнаула. Целью данного Общества являлось попечение о малообеспеченных учащихся в средник учебных заведениях г. Барнаула как в течение прохождения ими среднего курса, так и по переходу их в высшие учебные заведения. Деятельность Общества выражалась в следующем:

1. выделение книг и учебных пособий бесплатно или по удешевленной цене;

2. снабжение одеждой, питанием и приютом;

3. организация медицинской помощи на дому и помещение больных за счет Общества в больницы;

4. устройство общежитий, дачных колоний и столовых.

Общество состояло из неограниченного числа лиц обоего пола различных сословий, званий и вероисповеданий. Председателем этого Общества был А. Михайловский, которому помогали: М. Будкевич, М. Сухов, С. Константинов, Г. Антонов и многие другие. Для реализации своих целей Общество изыскивало средства своими силами - устраивало спектакли и литературные вечера, но основная часть средств состояла из пожертвований частных лиц. Например, в 1912 году эта сумма составила 823 рубля 69 копеек. К сожалению, это Общество просуществовало лишь до 1917 года, и с приходом Советской власти оно было закрыто.[117, с. 4-6].

В 1914 году, в связи с началом Первой Мировой войны, возник новый пласт призреваемых — раненые и увечные воины. Повсеместно на всей территории России, а также в Алтайском крае стали открываться общества, целью которых было оказание помощи воинам, вдовам, детям и беженцам. Устраивались сборы пожертвований на нужды армии, раненым воинам, их семьям и детям. В г. Бийске, г. Барнауле на улицах часто можно было встретить воззвание к: гражданам с просьбой оказать помощь деньгами, вещами, продуктами для воинов Сибирской* армии. В этом документе говорилось следующее: «... Городская Управа обращается с горячим призывом ко всем учреждениям и горожанам города Бийска помочь провести сбор средств на нужды воинам Сибирской армии. В дни сбора по городу будут ходить сборщики с кружками, подписными листами и разъезжать фургоны для сбора одежды, продуктов. Приниматься будет все без исключения, а именно: предметы солдатского обихода, ношеное платье и белье, холст, обувь всякого рода, шарфы, шапки, варежки, шерсть, рукавицы, кожа кусками и в обрезках,, дратва, иголки, нитки, зерно, сухари, масло, мясо, свечи, мыло, табак, спички, кремний, гребни, гармонии и т. д....»[152, с.25]. Помимо этого, существовали общественные организации. Так, например, 5 февраля 1915 г. по инициативе служащих Алтайским отделением контроля Министерства Императорского двора был образован Алтайский дамский комитет по оказанию помощи больным и раненым воинам. Комитет организовал патронат на 20 человек, остановочный врачебно-продовольственный пункт в г. Барнауле для оказания помощи больным и раненым воинам, а для детей-сирот Алтайский Дамский Комитет, образовал, особую секцию по призрению сирот воинов и открыли для них приют [199].

Комитет занимался сбором пожертвований, устраивал благотворительные спектакли, концерты, базары, средства от которых использовались для оказания помощи. Прекратил свою деятельность комитет в 1917 г.

25 сентября 1919 года в г. Барнауле был организован Комитет общественной помощи больным и раненным воинам и беженцам. Это был конгломерат общественных, государственных и частных организаций города в то время. [205].

Существовало специальное Отделение Банка с текущим счетом для пожертвований на нужды войны. Он был образован по распоряжению Центрального Государственного Банка 16 ноября 1918 года. Но среди архивных документов можно встретить и жалобные письма о том, что пожертвованные вещи часто не доходили до адресатов и разбирались чиновниками.

Интересной была деятельность Барнаульского Отдела Сибирского Общества для подачи помощи раненым воинам и потерпевшим от войны.[240].

Барнаульский Отдел был открыт 1 декабря 1914 г. уполномоченным Петроградского комитета Е. Л. Зубаревым. Председателем комитета был купец первой гильдии А. Г. Морозов. Первое, что было сделано, - это с помощью сбора пожертвований по подписным листам среди местного купечества собрали необходимое количество средств для нужд Общества. В течение нескольких дней было собрано 16730 р., Барнаульская городская Дума выделила 3000 р. и Барнаульское мещанское общество - 1000 р.

Отдел Сибирского Общества состоял из 4-х секций:

1) дамский кружок по изготовлению белья;

2)секция остановочного пункта для возвращающегося по домам раненым воинам;

3) бюро справок о раненных и убитых;

4) секция по добыванию средств доступными способами. [235].

Все эти подразделения имели интересные формы благотворительной деятельности.

Несмотря на то, что все эти общества были образованы с позволения городской Думы, все они существовали за счет частных пожертвований. В комитеты этих обществ входили люди разных сословий (коммерсанты, банковские деятели, врачи, адвокаты, чиновники, купцы и др.).

В 1916 году существовал Барнаульский отдел Сибирского Общества помощи раненым и увечным воинам.

Выдержка из протокола заседания этого Общества от 28 ноября 1916 года:

« 1. По заслушании отношения гражданина инспектора народных училищ и копии обращения Министерства народного просвещения об организации курсов для увечных воинов. Председатель: предложил присутствующим сообщить, в каком положении находится это дело в местных благотворительных учреждениях. На это предложение представитель отделения Сибирского Общества помощи раненым Н. И. Щосимов доложил, что Общество решило открыть починочную сапожную мастерскую на 10 человек.

... Председатель Сельскохозяйственного Общества А. Д. Любарский доложил, что Общество организует мастерскую для изготовления ульев на 10 человек.

... Н. А. Госпинопольский доложил, что Татьянинский комитет в минувшем году организовал для беженцев слесарную мастерскую на 14 человек, главным образом с целью научить детей владеть свободно инструментами, принимая во внимание, что труд слесаря в настоящее время очень дорог...».[234].

На заседании было решено, что для создания таких курсов есть первое мужское училище, занимавшее обширное каменное здание, и что во дворе нужно построить бараки для 20 человек раненых и увечных воинов.

Этот исторический документ доказывает, что в начале XX века на Алтае уделялось внимание проблеме, которая до сегодняшнего дня остается актуальной. Это проблема реабилитации и адаптации инвалидов в окружающей их действительности.

После 1917 года раненые воины и их семьи стали призреваться государством. 21 июля 1917 года министр государственного призрения издает циркуляр о необходимости приступить в срочном порядке к образованию местных Комитетов помощи военноувечным и Бюро Общегосударственного Комитета для контроля данного постановления. Согласно данному документу помощь военноувечным признавалась обязанностью государства и осуществлялась, им на местах через органы местного самоуправления при активном участии самих военноувечных, образованных в союзы, и должна была носить характер трудовой, а не благотворительной деятельности. Помощь военноувечным на местах в тех случаях, где по роду своего увечья военный не может продолжать заниматься своей прежней профессией, должна заключаться в предоставлении военноувечным мест, не требующих особой подготовки (сторожа, курьеры и прочее), в обучении наукам и ремеслам с учетом склонностей каждого и возможности использовать оставшуюся трудоспособность. Для выполнения всего вышеизложенного надлежало устраивать мастерские и курсы для обучения, биржи труда, артели, снабжать увечных орудиями производства на льготных условиях. Для неизлечимых, нуждающихся в постоянном врачебном уходе людей надлежало устраивать особые убежища, на что могли быть использованы средства через Временный Общегосударственный Комитет помощи военноувечным из Государственного казначейства. Для согласования мероприятий отдельных городов и уездов, входящих в состав губернии, необходимо было разработать общий план организации помощи военноувечным с участием представителей всех уездных и городских Комитетов губернии. Ввиду тяжелого финансового положения государства при запросе средств необходимо было соблюдать крайнюю бережливость. Необходимая сумма должна была быть разделена по следующим статьям:

1. Учет военноувечных.

2. Юридическая помощь.

3. Медицинская помощь с указанием отдельно расходов на физиотерапевтические, санаторно-курортные, психиатрические учреждения, учреждения для неизлечимых больных.

4. Врачебно-техническая помощь с указанием отдельно расходов на починочные и протезные мастерские.

5. Учебная помощь с указанием отдельно расходов по общеобразовательным и профессиональным курсам с мастерскими и общежитиями.

6. Трудовая помощь, с указанием отдельно расходов по снабжению военноувечных материалами, орудиями производства, оборотным капиталом, по организации артелей, бирж труда.

7. Осведомительные меры с указанием отдельно расходов на печать.

8. Организационные расходы с полным их перечислением.[236].

В связи с этим 14 апреля 1918 года был образован Союз увечных воинов Алтайской губернии. Цели Союза состояли в содействии улучшению материального, правового и культурного положения увечных воинов и их семей. В его состав входили Барнаульский, Бийский и Змеиногорский уезды, десять волостных и четыре сельских союза увечных воинов. Количество инвалидов достигало 15 тыс. человек. Все средства Союза, исчисляемые цифрой в сумме 54288 рублей, были получены из добровольных взносов. За все время своего существования Союз не получал от казны ни одной копейки. На данные средства Союз существовал десять месяцев и осуществлял следующую деятельность: оказывал крупную поддержку местному лазарету, выдавал на содержание сирот воинов 6084 рубля 14 копеек и, кроме этого, открыл оборудованные сапожную и слесарную мастерскую. В Союзе ежедневно питалось и находило себе временный приют 5-10 человек [240].

14 апреля 1919 года вышло новое постановление Совета Министров об утверждении положения о призрении увечных воинов. Согласно этому постановлению призрение увечных воинов; осуществлялось за счет государства и заключалось в выдаче военноувечным и их семьям пенсий и пособий, а также в содержании нетрудоспособных в инвалидных домах и иных учреждениях общественного призрения, в снабжении протезами, в лечении в специальных лечебницах, на курортах и в санаториях, в организации и содержании учебных мастерских для увечных и в содержании беспризорных детей - инвалидов в учреждениях общественного призрения. [216].

Традиционно, как и во многих городах России, в Алтайском крае существовал комитет Российского общества Красного Креста. Барнаульский комитет был организован 16 апреля 1877 г. Барнаульский отдел Российского общества Красного Креста распространял свою деятельность на всю территорию Алтайского округа, создавая местные отделения.. Основная деятельность — это сбор пожертвований, организация госпиталей, лазаретов, отправка одежды, продовольствия, медикаментов в действующую армию, подготовка сестер милосердия, выдача пособий для раненых воинов и т. д. Прекратил свою деятельность комитет в апреле-мае 1918 года. [217].

В России в начале XIX века был создан Комитет Ее Императорского Величия Великой Княжны Татьяны Николаевны по оказанию помощи пострадавшим от военных бедствий. Почти во всех городах существовали отделения от этого Комитета. В г. Барнауле подобное отделение было открыто 8 декабря 1915 года. В Комитете работали 24 человека. Деятельность отделения заключалась в следующем: содержание учебной слесарной мастерской для беженцев, снабжение одеждой и обувью, выдача пособий, открытие школы для детей беженцев и приюта для детей-сирот беженцев, некоторым выдавались ссуды на приобретение орудия труда. [235].

Рассказывая об истории общественного призрения на Алтае в конце XIX-начале XX веков, нельзя не отметить еще один интересный момент. Помимо государственных и общественных организаций и учреждений, в г. Барнауле в начале XX века существовали различные мероприятия, целью которых было также призреть нуждающиеся слои населения. Один факт из истории.

Представьте солнечный майский день, старый, начала века, Барнаул в зелени трав и деревьев, разномастную публику на улицах и необычно большое число нарядных продавщиц с корзинами белых искусственных цветов (ромашки) и запечатанными кружками на груди. Вот встречный прохожий опускает в прорезь кружки пятачок, продавщица прикалывает ему на грудь цветок, взаимные улыбки, добрые слова, и каждый продолжает свой путь. Число людей с белым цветком на груди все прибавляется, это создает картину праздника.

Примерно так проходил в г. Барнауле 20 мая 1911 г. День белого цветка. До революции такие дни проводились в России ежегодно в апреле-мае с целью сбора средств в помощь больным чахоткой и на борьбу с этой страшной болезнью.

Газета "Жизнь Алтая" рассказывает о некоторых подробностях Дня белого цветка. Цветы были заранее доставлены из Санкт-Петербурга. В продаже их пожелали участвовать, 50 дам. Накануне они поделили, по жребию, город на участки. Торговля цветами шла бойко, без принуждения, с шутками-прибаутками.

В этот день было продано цветов на 1998 руб; 5 коп. Нетрудно посчитать, что если один цветок стоил 5 коп, то купили их около 40 тыс. чел. А вг. Барнауле тогда проживало чуть более 61 тыс. чел.

В 1912 г. таким путем было собрано 1233 руб., в 1913г. -1537 руб. Конечно, этих сумм было маловато, чтобы решить проблему борьбы с чахоткой, но и преуменьшать их значение в деле помощи малообеспеченным больным людям (а о них и была главная забота) не следует. Не менее важно и то, что это доброе дело объединяло людей всех сословий

С 1917 года деятельность всех общественных организаций г. Барнаула стала более жестко контролироваться со стороны государства, которое опасалось за государственную безопасность. Поэтому 28 июля 1917 года постановлением Верховного Правительства выходит распоряжение об ужесточении мер в отношении общественных объединений [210].

В октябре 1917 года была организована Комиссия Общественного Призрения под председательством члена управы С. Т. Таракановой. Работа была распределена по секциям:

1) городское Попечительство о семьях запасных,

2)  богадельни,

3)  приюты,

4)  комиссия увечных воинов.

Комиссия работала 2-3 месяца, после большевистского переворота председателем стал заведующий Городским народным хозяйством Ковалев. В связи с этим был принят новый план работы:

1. Обследование призреваемых в богадельнях (обеспеченные и трудоспособные призреваемые должны были покинуть богадельню).

2. Соединение всех призреваемых заведений в одно целое, поэтому был создан Губернский комитет Общественного Призрения при Совете.

После июньского переворота и распада губернского Комитета общественного призрения благотворительные учреждения, находящиеся в городе, перешли в ведение земского и городского самоуправления. После этого губернскому земству отошли два детских приюта:

1. Приют сирот воинов, основанный Алтайским дамским комитетом и преобразованный в приют круглых сирот.

2.   Приют детей беженцев [219].

В ведении городского самоуправления остались приют подкидышей, переименованный в приют младенцев и богадельня. К городскому самоуправлению должны были отойти еще два приюта, содержащиеся частными обществами: Мариинский приют для девочек, содержащийся на средства, изыскиваемые его попечителями, и приют-колония для мальчиков, который содержался благотворительным обществом. Но городское самоуправление, находящееся в крайне тяжелом финансовом положении, от принятия этих приютов в свое ведение воздержалось. В г. Барнауле был еще один приют для детей переселенцев, который содержался на средства Министерства земледелия и колонизации [237].

Таким образом, благотворительные учреждения г. Барнаула по характеру их деятельности делились:

- на призревающих престарелых (городская богадельня, рассчитанная на 140 человек);

-   на призревающих престарелых (городская богадельня, рассчитанная на 140 человек);

-   на призревающих детей (приют младенцев, Мариинский приют, приют-колония благотворительного общества).

Из анализа архивных документов видно, что положение перечисленных выше учреждений, было крайне тяжелым, т.. к. средств на содержание благотворительных заведений, перешедших в ведение советской власти, не было[243].

В заключение следует отметить, что история общественного призрения на Алтае имеет богатый исторический опыт для социальной работы как в Алтайском крае, так и по стране в целом.

Данный анализ общественного призрения как вида социальной деятельности является попыткой обобщения наиболее актуальных материалов об организации, финансировании: деятельности различных социальных организаций в Алтайском крае, об изучении проблем социального призрения, благотворительности и меценатства.

Таким образом, можно предположить, что в конце XIX- начале XX веков в Алтайском крае складывается новое понимание целей и задач филантропической деятельности, идет осознание необходимости придания ей более организованного характера, обеспечения рационального взаимодействия различных потоков в благотворительном движении (государственной, общественной и частной благотворительности), появляются новые формы, направления благотворительной деятельности.

Сибирь в рассматриваемый период в экономическом смысле была колонией Европейской России. Здесь отсутствовало помещичье землевладение, имелась лишь незначительная прослойка дворян, являвшихся «культурным слоем», не было земских учреждений, количество образовательных и культурно- просветительных учреждений было очень невелико.

Данное обстоятельство сыграло важную роль в развитии благотворительности и привело, в частности, к тому, что в Сибири главными инициаторами и участниками благотворительной деятельности были предприниматели. Именно поэтому далее в работе хотелось бы остановиться на роли алтайского купечества в благотворительной деятельности на Алтае.

Купцы, чиновники, зажиточные горожане принимали активное участие в благотворительной деятельности Алтая. Эта деятельность была своего рода важной формой участия в общественной жизни Алтая. Она выражалась в пожертвованиях на нужды просвещения, организацию ночлежных домов, богаделен, больниц и т.д. Необходимость частной благотворительности проистекала из политики правительства Кабинета, выделявших совершенно недостаточно средств для развития народного образования, здравоохранения, социального обеспечения [208].

Как показывает анализ архивных документов, пожертвования частных лиц в Алтайском крае в конце XIX - начале XX веков было очень распространенным явлением. Зажиточные горожане, благотворительные общества и различного рода объединения жертвовали свои особняки, деньги, одежду, пищу и т. д. Так, например, служащие Управления Алтайской железной дороги провели благотворительный вечер в Народном доме с целью сбора средств в пользу благотворительных учреждений. В этот день было собрано денег в сумме 693р. 42 копеек [227]. Более того, среди документов можно было встретить завещания некоторых известных, зажиточных граждан г. Барнаула в пользу нуждающихся людей. Например, выдержка из выписки духовного завещания Александра Федоровича Второва гласит: «...внести в распоряжение городских управлений нижеименованного города деньгами или процентными бумагами для выдачи из процентов пособий бедным людям два раза в год перед праздниками Св. Пасхи и Рождества Христова...г. Барнаулу -десять тысяч рублей...с тем, чтобы капиталы эти были неприкосновенны» [228]. В другом завещании Константин Леонтьевич Рябов выделил средства Барнаульскому купеческому обществу, чтобы оно устроило в колонии для мальчиков ремесленную школу. Многие жертвовали продукты, например, неизвестным человеком было пожертвовано 53 пуда мяса для использования его для питания детей беженцев.

В первые годы советской власти пожертвования имели другой характер. Они были чаще от организаций, нежели от частных лиц, например, в Бийскую городскую управу 27 ноября 1918 года Союзом сибирских маслодельных артелей было пожертвовано 500 рублей для приобретения теплой одежды воинам Сибирской армии. В начале 1920 года были распространены штрафные санкции за различные нарушения, но, что интересно, часто деньги с этих штрафов шли, на благие дела. Например, с гражданина Зайцева за нарушение постановления санкомиссии был взыскан штраф в пользу голодающих в размере 50 руб. [229].

В начале XX века в городе Барнауле и городе Бийске существовали отделы пожертвований. Это учреждение, которое в течение года собирало сведения обо всех пожертвованиях и в конце года предоставляло отчет об этих данных (см. Приложение 8) [230]. Анализ этих отчетов еще раз подтверждает, что доля частного пожертвования была очень велика и имела хорошо отлаженный механизм.

Меценатская деятельность алтайских купцов долгое время оставалась в тени. Лишь в последние годы появились исследования об алтайском купечестве В. Скубневского, А. Старцева, К. Метельницкого, В. Гришаева, Ю. Гончарова, Т. М. Степанской.

Алтайское купечество сформировалось позже, чем в европейской части России. Если зарождение предпринимательства можно отнести к петровскому времени, то его расцвет происходит в середине XIX века. Следует также отметить, что середина XIX века явилась переломным моментом в формировании российской буржуазии. Отмена крепостного права и развитие товарно-денежного хозяйства способствовали становлению буржуазных отношений в стране, в первую очередь в ее европейской части, повысив значение предпринимательства и предпринимателей, как в экономике, так и в других сферах жизни общества.

На Алтае значимость этого рубежа была еще больше, так как только после 1861г. в регионе стало возможным частное предпринимательство в промышленности и относительно свободное предпринимательство в торговле.

Говоря об условиях, в которых развивалось предпринимательство в Алтайском округе, следует подчеркнуть, что здесь действовали факторы как способствовавшие, так и тормозившие хозяйственную частную инициативу. В пореформенный период особенно сильно сказывались факторы, тормозящие предпринимательскую деятельность: феодальные пережитки, прежде всего кабинетское землевладение, привилегированное положение кабинетской промышленности, дополнительные денежные сборы с промышленников и торговцев в пользу Кабинета, общая экономическая отсталость окраины, отсутствие, ас 1876г. недостаточное количество муниципальной земли у городов. Все это, безусловно, сдерживало развитие буржуазных отношений. В то же время отмена крепостного права, растущие убытки от кабинетских горных заводов, увеличение численности населения за счет массового переселенческого движения (Алтай был открыт для переселения в1865 г.), развитие товарно-денежных отношений в деревне, спрос на сельскохозяйственные продукты с Алтая в соседних регионах способствовали дальнейшему росту предпринимательства в промышленности, транспорте, торговле. Значительно улучшились условия для предпринимательства на рубеже XIX и XX вв. Важное влияние оказывали общероссийские факторы (экономический подъем 90-х гг. XIX в., строительство Сибирской железной дороги, усиление деятельности крупного монополистического капитала на окраинах страны). В числе местных факторов — закрытие кабинетских металлургических заводов, изменения в хозяйственной деятельности Кабинета, снятие запрета с установки паровых котлов и двигателей на частных промышленных предприятиях, новый виток переселенческого движения, связанный со Столыпинской аграрной реформой, рост городов, превращение региона в крупнейший сельскохозяйственный район Сибири.

Таким образом, основными факторами, обусловившими развитие частного предпринимательства на Алтае, явились отмена крепостного права, реформы 60-70-х гг., кризис и последовавшее за ним свертывание кабинетской горной промышленности, новая волна переселенцев на Алтай, рост городского населения и развития рыночных отношений.

Отличительной особенностью состава предпринимателей Алтайского горного округа в 60-80-х гг. XIX в. была значительная доля в их составе бывших служащих горного ведомства, в том числе и дворян. Используя явные привилегии, родственные и клановые связи, они получали в аренду промышленные и торговые заведения, золотые прииски, сельские фермы, участки земли; им делались уступки и исключения при выдаче разрешений на открытие многих промышленных заведений. К этой группе следует отнести таких крупных предпринимателей пореформенного Алтая, как К. П. Платонов с компаньонами, братья Пранг, Функ и др. Главными арендаторами золотоносных месторождений стали дворяне-предприниматели из Европейской России. Но все же большую роль в предпринимательстве играло гильдейское купечество. При этом следует отметить, что до 1861г. купечество Алтайского горного округа было сравнительно немногочисленным, а его коммерческая активность в условиях кабинетского землевладения ограничивалась в основном подрядами и торговлей.

Основными источниками формирования гильдейского купечества Алтая в пореформенное время стали крестьяне и мещане - как местные, так и из Европейской России. Особенно значительную роль сыграли предприниматели-мигранты, что объяснялось относительной слабостью местного купечества и открывающимися перспективами для коммерческой деятельности на новых, землях.

Не случайно из среды крестьян и мещан, переселившихся из Европейской России, вышли многие крупнейшие купцы Алтая - Морозовы, Бодуновы, Жернаковы, М. С. Сычев, Н. И. Асанов, И. Ф. Смирнов, Вершинины и многие другие.

Таким образом, следует отметить, что алтайские предприниматели принадлежали к разным сословиям, среди них были купцы, дворяне, мещане, крестьяне. Одной из причин такой неоднородности стало Положение 1898 г. «О государственном промысловом налоге», которое утверждало добровольный характер выбора гильдейских свидетельств для предпринимателей. И на рубеже XX в. «хозяйственным мужикам» уже не было необходимости покидать свое сословие и записываться в купцы для продолжения карьеры» [30, с.200.]. Сословная обособленность купечества в значительной мере утратила свое реальное значение. Гильдейские свидетельства часто выдавались в силу традиции, прежде всего потомственными купцами. «Новые» предприниматели, несмотря на большие состояния, оставались в мещанском или крестьянском сословии, как, например, пароходчики Мельниковы, торговец М. Кашин, владельцы пимокатной фабрики Бухаловы, С. И. Зудилов, Корольковы и др.

После проведения Сибирской железной дороги на Алтай усилился приток крупного российского и иностранного капиталов, что было проявлением того же развития капитализма вширь. Крупный капитал из других регионов занял ключевые позиции в таких сферах народного хозяйства, как частное железнодорожное строительство, горное дело, кредит, торговля сельскохозяйственной техникой и нефтепродуктами, скупка экспортного сливочного масла, страховое дело. Не прекращалось перемещение в регион отдельных дельцов, в числе которых были и гильдейские купцы из Центральной России, и иностранные подданные — немцы, датчане, австрийцы и др. Наиболее ярко данный процесс наблюдался в молодых экономических центрах, прежде всего в Новониколаевске (Туркины, Луканины, Каган, Литвинов и др.).

Работая в городском самоуправлении, купечество все более втягивалось в общественную деятельность, а именно: купцы стали принимать активное участие в решении проблем развития народного образования, здравоохранения, санитарного состояния и благоустройства городов, нередко выступая в роли жертвователей на указанные нужды. В этой связи происходят серьезные изменения в социально-психологическом облике и менталитете деловых людей, более отчетливо проявляются тенденции к «окультуриванию» капиталистов, появлению у них новых социальных черт, усложнению культурных и интеллектуальных запросов.

В течение рассматриваемого периода алтайское купечество вырабатывало свои социальные и ценностные ориентиры, нормы поведения и образ жизни, формировало свою субкультуру. Середина XIX в. стала временем становления и развития специфической социальной психологии и менталитета местного купечества, временем оформления его классового самосознания. В конце XIX-начале XX вв. происходит размывание прежних сословных границ, купечество становится ядром складывающейся буржуазии и начинает осознавать свою роль в обществе. В среде деловых людей Алтая наблюдается процесс активного впитывания отечественного и мирового опыта предпринимательства, в основном определяются главные черты психологии и менталитета, происходит становление предпринимательской этики.

Однако консолидация предпринимателей в единую социальную группу с самостоятельной и господствующей в обществе социальной ориентацией, со своими стереотипами общественного поведения протекала замедленно. Большая потенциальная энергия деловых людей, их желание участвовать в политической, общественной и культурной жизни постоянно ограничивались самодержавием и бюрократией. В этих условиях капиталисты стремились найти социальную нишу, которая позволила бы реализовать их имущественные и духовные интересы в соответствии с собственным пониманием насущных задач общества в данный период. В частности, это нашло отражение в активном участии предпринимателей в работе органов городского самоуправления, образовательных и культурно-просветительных организациях, развитии частной благотворительности.

Таким образом, одновременно с ростом экономического могущества предприниматели Алтая стали играть все большую роль в общественной и социальной жизни региона. «Миллионер-промышленник, банкир и хозяин амбара не только занимают общественные места, пробираются в директора, в гласные, в представители разных частных учреждений, в председатели благотворительных обществ, они начинают поддерживать своими деньгами умственные- и художественные, интересы заводят галереи, покупают дорогие произведения искусства для своих кабинетов и салонов, учреждают стипендии, делаются покровителями разных школ, ученых обществ, экспедиций»[35, с.25.].

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что для большинства купцов Алтая участие в общественной деятельности находило выражение в филантропии и благотворительности. В этом отношении они ничем не отличались от других сибирских и российских предпринимателей. По мнению ряда исследователей, благотворительность для деловых людей России -являлась определенной исторической традицией и даже типичной классовой чертой. Как отмечает Е. П. Хорькова, «...необходимость благотворения ставилась одним из ценностных и поведенческих стереотипов, постепенно закреплявшихся в пореформенные десятилетия в сознании: российской буржуазии» [162, с.365].

В рассматриваемый период частные пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения — все это было обычной статьей расходов как столичных, так и провинциальных предпринимателей. Алтайские купцы вкладывали деньги в строительство учреждений культуры, школ, больниц, богаделен, участвовали в общественных организациях, городских думах, в делах церкви, брали попечительство над учебными заведениями, финансировали научные экспедиции.

Мотивы, которыми руководствовались предприниматели, жертвуя деньги на общественные и культурные нужды, были самыми разнообразными. Исследователи, придерживающиеся материалистических убеждений, объясняют действия; жертвователей и меценатов стремлением получить социальные и налоговые льготы для улучшения своего материального или общественного положения. Ученые, ориентированные на поиск духовных корней социальной активности: предпринимателей,. напротив, подчеркивают религиозные, патриотические, культурно-эстетические причины филантропии и благотворительности. Ряд исследователей считает, что источником благотворительности являлась «социальная неполноценность» купцов и промышленников в России, отсутствие возможности заслужить общественное признание своими деловыми успехами [35, с.53], другие полагают, что «..при крайней поляризации богатства и бедности...» благотворительность являлась «неким «регулятором» социального равновесия, часто неосознанным средством устранения общественного эмоционального дискомфорта, возникавшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения» [35, с.54.].

Следует отметить, что все попытки определить «главный» стимул благотворительной деятельности — дело малоперспективное, и здесь альтруистические и эгоистические мотивы действовали одновременно. Определенный интерес в этом смысле представляет мнение А. Глаголева, который и выделяет три важнейших стимула благотворительности и, соответственно, три группы русских филантропов и меценатов [35].

Первый тип предпринимателей руководствовался преимущественно религиозными побуждениями, когда источником и побудительным мотивом к занятиям благотворительностью была христианская мораль, стремление обрести благодать в жизни вечной через добродетели в жизни земной. Необходимость делиться своим богатством с нуждающимися внедрялась в сознание людей вместе с основными догматами православия. Поэтому одной из причин благотворительности следует считать народную религиозную традицию, глубокую религиозность купцов. Особенно ярко это проявлялось в среде предпринимателей-старообрядцев, строивших свою жизнь и экономическую деятельность в соответствии с древним уставом благочиния, в духе аскетизма и добролюбия.

Другим важнейшим побудительным мотивом благотворительности, бесспорно, был патриотизм, желание поддержать славу «русского имени». В свою очередь, сибирские купцы, соперничая с капиталистами Европейской России, стремились компенсировать колониальную политику Центра и преодолеть отсталость региона в социально-культурном отношении.

Наконец, к третьей группе благотворителей и меценатов относились те предприниматели, которые действовали из желания получить определенные социальные льготы: и привилегии — чины, звания, ордена, дворянство. П. АБурышкин в своих, мемуарах приводил слова известного московского предпринимателя Кокорева, который говорил, что существует «...особая болезнь некоторых лиц коммерческого сословия, поддерживаемая, к несчастью, так сказать, поблажаемая в смысле удовлетворения болезненных желаний. Эта болезнь — чинобесие»[35, с.77.].

Разумеется, кроме указанных, существовали и другие побудительные мотивы для занятий благотворительностью: реклама, соревнование с дворянством, семейные традиции, сословные амбиции и т.д. Так, в конце 60-х гг. XIX в. бийские предприниматели хлопотали о преобразовании городского одноклассного приходского училища в уездное, и для этой цели один из самых богатых купцов города А. Ф. Морозов обещал за свой счет выстроить для него каменное здание. Весьма интересно обоснование этого достаточно крупного пожертвования. В официальном приговоре городского общества по этому поводу говорилось: «... Многие мещане и купцы г. Бийска по своим торговым занятиям имеют постоянные сношения с инородцами Алтая и подданными Китая на р. Чуе. А чтобы эти сношения могли вносить в жизнь полудиких алтайских инородцев семена христианской религии, гражданственности и русского духа и жизни, и чтобы эти сношения могли показать превосходство русской гражданственности, а с ней и государства пред гордыми философами религии - жителями Китая, необходимо, чтобы торговцы бийские были сами облагорожены и просвещены высшим учением науки, - и то и другое более может дать уездное училище, а не приходское».[4, с.45].

Еще одним существенным мотивом широкой частной благотворительности, на который обращают внимание как отечественные, так и зарубежные исследователи, являлась концепция «общественного служения» предпринимателей. На это прямо указывал и П. А. Бурышкин. «На свою деятельность смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбой, - писал он. — Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного долга»[35, с.113.].

Важно отметить, что благотворительность в России считалась не только как служба Богу, но и государству. Место гражданина в обществе, в соответствии с традицией, заложенной еще в эпоху Петра I, определялось его ролью как «слуги» царя (который сам был «первым слугой государства»), что означало подчинение индивидуального поведения и; интересов «высшей», «общественной» цели.

Частные пожертвования на благотворительные цели считались делом государственным. С 1862 г. частная благотворительность находилась под контролем МВД, где нужно было получать разрешения на получение пожертвований, открытие богаделен, сиропитательных домов, больниц и т. п. При этом иногда ставились довольно жесткие условия. Так, при открытии нового богоугодного дела благотворитель должен был полностью обеспечить его капиталом. Учреждающий стипендию или премию был обязан внести сразу в банк на особый счет всю сумму, проценты с которой обеспечивали бы выплату этих стипендий в течение года.

В Сибири и на Алтае значение предпринимательской благотворительности было еще выше, чем в Европейской России, где вопросы социальной защиты неимущих в той или иной степени решались за счет государственного бюджета, земских средств, пожертвований филантропов-дворян.

Виды и размеры благотворительности алтайских купцов были самыми разнообразными. Но, пожалуй, наибольшее число пожертвований шло на нужды просвещения. Как отмечал один из современников, «...в Сибири ни на что так много и обильно не поступают пожертвования, как на всякого рода учебные заведения»[139, с.45].

Это происходило в связи с тем, что во второй половине XIX в. в Сибири в наиболее плачевном состоянии находилось народное образование.

Общеизвестный факт, что большинство населения царской России было неграмотным. К Сибири правительство часто относилось как к месту массовой ссылки, источнику золота и пушнины, в конечном счете как к колонии, поэтому образование здесь находилось в еще худшем положении, чем в Европейской России.

Развитие промышленности, сельского хозяйства, промыслов, торговли на Алтае во второй половине XIX в. создавало необходимость не только в специалистах, но и в элементарно грамотных людях. Государственные расходы на образование были минимальны и не удовлетворяли даже самым скромным требованиям. В 1910 г. в Сибири на нужды просвещения тратилось в на душу населения среднем 15 копеек. Результатом такой политики было то, что большинство населения даже в городах было неграмотно. В конце XIX в. в Барнауле число грамотных мужчин составляло около 45%, женщин — около 24%; в Бийске мужчин — около 40%, женщин — около 16%.

К пониманию нужд народного образования сначала пришли интеллигенция и политссыльные, а купечество в основной массе - немного позже. Причем в научной литературе советского периода заслуга в развитии народного образования на Алтае отводилась преимущественно интеллигенции и политссыльным, вклад которых, действительно, неоспорим. Но инициатива интеллигентов чаще всего подкреплялась деньгами купцов, так как, несмотря на относительную малочисленность купечества пропорционально населению, финансовые его возможности были значительнее, чем любого другого сословия. А нередко инициатива исходила и от самих представителей делового мира.

Любопытно при этом отметить, что сами жертвователи имели порой весьма невысокий образовательный уровень, а некоторые были откровенно малограмотными. Бийская купчиха Е. Г. Морозова, внесшая немалые средства для развития школьной сети города, до конца своих дней не умела ни читать, ни писать, и даже духовное завещание за нее подписал ее доверенный.

Тем не менее, полуграмотные купцы считали своим долгом не только жертвовать на школу крупные суммы, но и принимать участие в деле просвещения. Бийский купец М. С. Сычев, не имевший даже начального образования, в течение 20 лет являлся «почетным блюстителем» городского Форштадтского училища, «почетным смотрителем» Пушкинского трехклассного училища, попечителем Заречных церковно-приходских школ, а в 1901г., будучи городским главой, был избран председателем попечительского совета бийской женской прогимназии.

Эти общественные должности предполагали не только участие в заседаниях или председательство на различного рода торжественных актах, но и материальную поддержку учебных заведений. В 1881г. М. С. Сычев построил на свои средства деревянное на каменном фундаменте с железной крышей здание для Форштадтского училища, рассчитанное на 100 учащихся, а в 1885г. пристроил к нему еще одну классную комнату, что в сумме обошлось ему в 6 тыс. руб. Кроме того, он ежегодно давал деньги на его содержание, что за период его «почетного блюстительства» составило очень солидную сумму в 20 тыс. руб. Он регулярно поддерживал денежными средствами и бийскую прогимназию, и Пушкинское училище, а в 1903г. построил новое здание для Успенской церковно-приходской школы, затратив на это 5 тыс. руб. Во время русско-японской войны он оборудовал вагон-склад Российского Красного Креста, выделил крупную сумму на пособие солдатским женам. Всего с 1376 по 1904 г.г. пожертвовал на нужды церкви, образования и здравоохранения 56,5 тыс. руб. За общественную и благотворительную деятельность М. С. Сычев неоднократно награждался светскими и духовными властями. Он имел грамоту Святейшего Синода, ряд благодарностей за пожертвования от управляющего МВД, попечителя Западно-Сибирского учебного округа. Кроме этого, М._ С. Сычев был награжден 3 медалями «За усердие» на станиславовской и анненской лентах, орденами Станислава 2-й степени, Анны 2-й и 3-й степеней и Владимира 4-й степени.

Н. И. Ассанов также много времени и средств отдавал благотворительной деятельности. С 1896 г. по 1913 г. он состоял членом, а затем и председателем попечительского комитета Бийской Николаевской женской гимназии. За этот период времени его пожертвования в пользу гимназии составили 25 тыс. руб. В 1911г. он был назначен почетным попечителем мужской гимназии. Николай Иванович регулярно жертвовал средства для различных нужд гимназии, финансировал экскурсию гимназистов в Горный Алтай летом 1912 г. Также он организовал в Кобденском округе прививку оспы, что принесло ему большую популярность среди местных жителей. Н. И. Ассанов активно занимался благотворительностью, был членом правления городского Общества попечения о начальном образовании, входил в состав бийского отдела Общества изучения Сибири и улучшения ее быта. За труды на поприще общественной и благотворительной деятельности Н. И. Ассанов неоднократно награждался орденами и медалями. Он имел 5 медалей «за усердие» на станиславовской, владимирской и андреевской лентах, медаль «За участие в деятельности Общества Красного Креста» и другие.

Солидные пожертвования на народное образование вносили и другие бийские капиталисты. Купец А. Ф. Морозов в начале 70-х гг. XIX в. построил здание для приходского училища, которое, по словам Г. Н. Потанина, явилось одним из первых пяти каменных зданий Бийска. Имея крупные деловые интересы в Барнауле, он оказывал существенную помощь образованному здесь в 1884 г. Обществу попечения о начальном образовании. Как отмечалось в отчете Общества за 1886 г., А. Ф. Морозов «...несмотря на его солидную постоянную поддержку, оказываемую им учебным заведениям г. Бийска...первым внес видный вклад в кассу нашего общества для организации школы в предместье города.[116, с. П.]. А. Ф. Морозов был почетным блюстителем мужского и женского городских училищ, ежегодно жертвовал на их содержание денежные средства. В 1875 г. он построил каменное здание для городского мужского училища, затратив- на это 12 тыс. руб., в 1880 г. пожертвовал 20 тыс. руб. на открытие женской прогимназии, на его деньги содержалась Николаевская мужская богадельня в Бийске. Совместно с купцом А. В. Соколовым им было выстроено каменное здание для катехизаторского училища.

Позже А. Ф. Морозов выделял деньги на покупку одежды для неимущих учеников Нагорной школы, на рождественские подарки, а в начале 90-х гг. пожертвовал 2 тыс. руб. на строительство в Барнауле здания Народного дома, уступив по размеру взноса только известному в России меценату И. М. Сибирякову

В 1884-1884 гт. А. Ф. Морозов занимал пост бийского городского головы и внес немалый вклад в развитие городского хозяйства. За свои труды он был награжден несколькими медалями «За усердие», орденами Станислава 2-й степени, Анны 2-й степени, Владимира 4-й степени.

В деле содействия просвещению от бийских капиталистов не отставали и предприниматели Барнаула. Живейшее участие в деятельности городского Общества попечения о начальном образовании принял купец В. Н. Сухов. Войдя в состав правления Общества, он пожертвовал необходимое количество кирпича и извести для строительства Нагорной школы, выделил 400 руб. для публичной библиотеки. В 1887 г. он приобрел более двухсот аршин трико и ситца для пошива одежды бедным ученикам. К сожалению, его деятельность оказалась недолгой, в конце 1888 г.. он умер. Но и после его смерти пожертвования купеческой династии Суховых на образование не прекратились. Племянники В. Н. Сухова - Василий и Прокопий — в 1899 г. построили здание для Николаевской школы, затратив на это 10 тыс. руб., а Василий Дмитриевич дополнительно пожертвовал деньги на учебные пособия для учеников этой школы и в течение полугода фактически содержал её на свои средства. В 1907 г. он стал почетным попечителем открывшегося в Барнауле шестиклассного торгового училища, которое было учреждено местным Обществом взаимопомощи приказчиков. Он пожертвовал в пользу училища наглядные пособия и оборудование, внес деньги на покупку мебели и книг и, кроме того, взял на себя содержание семи беднейших учащихся, объявив их своими стипендиатами до конца обучения.

Пожертвования В. Д. Сухова Обществу попечения о начальном образовании составили в целом 5 тыс. руб. В 1909 г. жители города Барнаула «наградили» В. Д. Сухова званием почетного гражданина города Барнаула за бескорыстную благотворительную деятельность.

Другой барнаульский предприниматель, владелец винокуренного и пивоваренного заводов И. Ф. Ворсин, потратил 10 тыс. руб. на постройку второго этажа здания барнаульской женской гимназии, почетным попечителем которой он являлся. За свой счет содержал ремесленные классы при городском училище виноторговец и заводчик И. К. Платонов. На своем винокуренном заводе, расположенном неподалеку от Бийска, он открыл в 1895г. бесплатную школу для детей рабочих. При школе имелись ученическая и учительская библиотеки, на пополнение которых хозяином выделялись значительные средства. За общественную и благотворительную деятельность И. Ф. Ворсин был награжден орденом Анны 3-й степени.

Постоянный рост населения Алтая, и в частности городского, требовал неотложных мер по решению вопросов народного образования. Проблемы образования постоянно находились в центре внимания местной интеллигенции и городских дум, созданных в соответствии с городской реформой 1870 г. Купцы активно участвовали в органах городского самоуправления — думах и управах. В первую Барнаульскую городскую Думу, избранную в 1877 г., входило 26% купцов. Но постепенно число купцов росло, и они стали составлять наиболее инициативную часть гласных думы.

В должности: городского головы побывали многие купцы: В. Д. Сухов, И. И. Поляков, М. И. Страхов и др. В Барнаульской городской Думе проблемы народного образования с 1877 г. по 1902 г. ставились на обсуждение 183 раза, а в последующие годы еще чаще. Для более глубокого изучения этих вопросов в составе Думы работала училищная комиссия. Большинство ее членов были предпринимателями:. П. В, Орнатский, П. Д. Сухов, Г. В. Грязнов, И. Ф. Смирнов, И. К. Платонов, С. И. Зудилов.

Существовала и форма попечительства гласных над отдельными учебными заведениями. Попечителями и блюстителями являлись, как правило, купцы. Они были в курсе дел «своего» учебного заведения, принимали участие в заседаниях педсовета, вручали учащимся похвальные грамоты и прочие поощрения, информировали городскую Думу о нуждах учебного заведения, нередко давали деньги на ремонт, приобретение мебели, книг, на оказание материальной помощи учащимся, на проведение праздников и торжеств. Барнаульская городская Дума всячески стремилась развивать в городе ступени образования. Благодаря деятельности гласных открывались школы, гимназии, воскресные школы, вечерние курсы, профессиональные учебные заведения. Показательным фактом является принятие 11-12 ноября 1909 г. плана введения в Барнауле в течение 1910-1919 гг. всеобщего начального образования.

Безусловно, гласные Барнаульской и Бийской городских дум сделали очень много для развития народного образования. Но огромное значение имела деятельность В. К. Штильке и его сподвижников, основавших в 1884 г. в Барнауле Общество попечения о начальном образовании. Многие начинания Общества попечения находили поддержку в среде купечества. С помощью частных пожертвований купцов Общество попечения о начальном образовании смогло построить две бесплатные школы для неимущих и малоимущих слоев и Народный дом.

К сожалению, обобщающих данных о пожертвованиях капиталистов Алтая на нужды народного образования не имеется. Однако факты регулярного финансирования учебных заведений местными предпринимателями позволяют говорить об этом как об устойчивой тенденции.. Являясь хозяевами промышленных и торговых предприятий, они объективно были заинтересованы в том, чтобы. иметь грамотный и квалифицированный персонал, способный овладеть усложнявшейся техникой и новейшими приемами организации и ведения хозяйства. Отсюда их заинтересованность в образовании, в первую очередь профессиональном: отчисления на школы, училища, институты, университеты. Так, бийский купец М. С. Сычев за период с 1876 по 1885 г.г. пожертвовал на нужды просвещения 6965 руб., в 1886 - 1895гг. - 8040 руб., а в 1896 - 1904 гг. - уже 15620 руб.

Кроме того, с течением времени пожертвования капиталистов на образование приобретают целевой характер. Купцы - «чуйцы», например, испытывая потребность в квалифицированных кадрах для, торговли в Монголии, в течение долгого времени добивались права открытия в Бийске коммерческого училища с обязательным изучением монгольского языка и особенностей заграничной торговли. Купец А. Д. Васенев с этой целью встречался в Петербурге с высшими чинами министерства торговли и промышленности, добивался приема у тогдашнего премьер-министра П. А. Столыпина. Купец Н. И. Ассанов выражал готовность пожертвовать несколько тысяч рублей для открытия кафедры монгольского языка при одном из учебных заведений Бийска.

Таким образом, можно констатировать, что купечество играло весьма важную роль в развитии народного образования на Алтае в конце Х1Х-начала XX в. через работу в городском самоуправлении, в Обществе попечения о начальном образовании, путем постоянных пожертвований.

Весьма значительные пожертвования алтайскими предпринимателями делались на церковные нужды. Хотя меркантильные интересы купцов не всегда совпадали с догматами православия, которые не препятствовали, но и не приветствовали обогащения, купцы охотно шли на обильные и частые пожертвования в пользу церкви.

Церковная благотворительность являлась традиционной. Она стимулировалась желанием обрести благодать в жизни вечной через добродетели в жизни земной. Поэтому предприниматели, большинство из которых было людьми глубоко религиозными, не только жертвовали церквам немалые средства, но и принимали деятельное участие в организации церковных служб, пели в церковном хоре. Например, бийский купец М.! С. Сычев в течение 18 лет подряд избирался церковным старостой Успенской церкви и считался одним из наиболее уважаемых членов прихода. Он ежегодно выделял деньги на содержание церковного хора, приобретал иконы и расшитые серебром парчовые ризы для священников, жертвовал необходимые суммы на ремонт и содержание храма. В 1900 г. он принял самое деятельное участие в постройке нового каменного здания церкви, истратив для этой цели более 5 тыс. руб. Кроме пожертвований Успенской церкви, М. С. Сычев внес значительные суммы на постройку в Бийске архиерейского дома и церкви при нем, а в 1889 г. пожертвовал 5 тыс. руб. на строительство церкви в Томске.

О неустанном активном участии в делах церкви М. С. Сычева свидетельствуют многие факты. М. С. Сычев пожертвовал 600 руб. на сооружение в Бийске Соборной церкви во имя Св. Троицы, 500 руб. — на содержание церкви во имя Александра Невского, 1100 руб. — на восстановление погоревшего архиерейского дома и церкви, 560 руб. — на сооружение Заречной Покровской церкви. Деятельность М. С. Сычева неоднократно отмечалась и благословлялась представителями церкви.

Крупный барнаульский промышленник и торговец И. И. Поляков, закончивший Барнаульское духовное училище, в течение 10 лет являлся старостой Благовещенской училищной церкви. За щедрые пожертвования он неоднократно удостаивался «архипастырского благословения», а в 1902 г. коллектив училища преподнес ему в подарок икону Благовещения Пресвятой Богородицы в серебропозолоченной ризе художественной чеканки.

Купец 1-й гильдии А. И. Винокуров в 1902 г. в значительной степени финансировал строительство нового каменного собора Богоявления в с. Камень. Он заказал в Томске колокол весом 61 пуд и доставил его в Камень,, закупил строительные материалы и оплачивал труд строителей. На свои средства Винокуров построил и каменный храм в родном селе Тюменцево.

О» пожертвованиях на нужды церкви ярко свидетельствует, например, клировая ведомость Одигитриевской церкви в Барнауле, которая в свое время была построена на средства купцов Пуртовых, и в составе ее прихожан были многие члены семей барнаульских купцов. В 1882 г. купец В. Н.- Сухов построил дом для проживания штатного диакона, в 1896 г. его сыновья подарили церкви жилой дом для священника. В 1884 г. одним из Суховых при церковных воротах была построена каменная часовня. Церковные капиталы пополнялись за счет ценных бумаг, поступивших по духовным завещаниям купцов Сбитнева и Завьялова, купеческих вдов Важниной и Е. Г. Морозовой.

Известными жертвователями на нужды церкви были барнаульские купцы Мальковы и Е. Бадьина (Судовская). Последняя известна как основательница в 1894 г. женской общины под Барнаулом, которая дала начало Богородице-Казанскому женскому монастырю.

Очень крупные суммы жертвовали церквам бийские купцы. Постройка самого крупного в городе православного храма — Троицкого собора — связана с именем купца 1-й гильдии А. Ф. Морозова. Его жена Елена Григорьевна построила домовую церковь при городском мужском училище, затратив на это 40 тыс. руб. Постоянным жертвователем на церковные нужды был другой бийский купец-миллионер М. С. Сычев. За период с 1876 по 1904 г. его пожертвования составили свыше 20 тыс. руб.

Судя по архивным документам, пожертвования в пользу церквей и монастырей являлись обязательной статьей расхода предпринимателей. Но все же большинство из них делало это в соответствии с внутренними убеждениями. Воспитанные в духе религиозных устоев и норм христианской морали, капиталисты считали помощь «сирым и убогим» своим нравственным долгом. Это находило выражение и в пожертвованиях церквам, и в организации на свои средства ночлежных домов, богаделен, приютов и больниц.

Посильную помощь алтайское купечество оказывало и медицине, которая находилась в катастрофическом положении. Высокая заболеваемость и смертность, санитарное состояние Барнаула очень часто становились предметом обсуждения городской Думы. С 1871г. по 1901г. вопросы медицинского обслуживания населения ставились не один раз. Но, несмотря на значимость этого вопроса, из скудного городского бюджета на здравоохранение отводилось лишь 2%.

Существенную материальную помощь могли оказать лишь купцы.. Барнаульские купцы И. И. Поляков и В. Д. Сухов пожертвовали на строительство городской больницы по 3 тыс. руб., бийская купчиха Морозова — 1 тыс. руб. Многие купцы перечисляли средства на бесплатные места в городских больницах. Значительную помощь бийскому здравоохранению оказывал местный купец mj С. Сычев, известный своей благотворительностью в области образования и пожертвований в пользу церкви.

И. Ю. Платонов при Иткульском винокуренном и Ивановском стекольном заводах построил амбулаторную лечебницу и аптеку. Медицинская помощь оказывалась бесплатно всем приходящим в лечебницу — как работающим на заводе, так и крестьянам близлежащих сел. Рабочие и члены их семей получали лекарство бесплатно.

Купец И. С. Белышев жертвовал большие суммы на постройку городской больницы. Это было лечебное заведение для людей с тяжелыми инфекционными заболеваниями. В завещании купца И. С. Белышева было сказано, что пожертвованный им капитал должен быть использован «только для этой цели и никакой другой», то есть для расширения больницы.

Исполнителем завещания был избран купец В. Д. Сухов. В купеческом банке имелось от проданного имущества 23883 рубля. Сухов предложил назвать больницу именем пожертвователя и избрать от купеческого общества людей для контроля за исполнением завещания и расходом денег, а также выдавать капитал не сразу, а по мере надобности, чтобы он не был потрачен на что-либо другое. Его предложение было одобрено на заседании городской Думы.

Вопрос о расширении городской инфекционной больницы был обсужден на заседании врачебной комиссии с участием всех врачей города. Комиссия пришла к заключению, что больницу нужно строить по павильонной системе, то есть в виде отдельных бараков. Решено было построить четыре барака: один большой, для холерных больных на 12 человек, площадью 82 квадратных сажени, второй - для тифозных, на 6 человек, площадью 42 квадратных сажени, третий - для дифтерийных, на 12 человек, площадью 72 квадратных сажени, четвертый - для больных рожей, на 6 человек, площадью 68 квадратных сажени. На постройку холерного барака был взят кредит 8764 рублей 34 копейки из запасного капитала и 4382 рубля 17 копеек, отпущенные городу из противочумного капитала. А вот следующие три барака построили только на капитал купца Белышева.

В 1895-1899 г.г., будучи городской головой, В. Д. Сухов свое жалованье за этот период отдал на строительство корпуса городской больницы. В 1898 году бийская купчиха Е. Морозова пожертвовала 10 тыс. руб. барнаульской лечебнице. В 1901 году барнаульский купец И. Г. Поляков пожертвовал 3 тыс. руб. этой же лечебнице. В 1902 году купец В. Д. Сухов на постройку городской больницы выделил 3 тыс. руб.

Таким образом, купцы в значительной мере восполнили нехватку денег у городского самоуправления и жертвовали крупные суммы на развитие медицины в регионе.

Не были чужды предпринимателям Алтая и интересы науки. Немалый вклад в развитие отечественного востоковедения внесли бийские купцы, торговавшие в Монголии и Китае. Они содействовали снаряжению научных экспедиций, сами сопровождали их в качестве проводников и переводчиков, выполняли различные поручения ученых, собирали экспонаты и целые коллекции для музеев России. В дневниках и отчетах научных экспедиций Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, А. М. Позднеева, П. К. Козлова и других русских востоковедов можно встретить слова благодарности бийским купцам за помощь и содействие. «Трудно даже и сказать, -- писал известный монголовед, профессор Петербургского университета А. М. Позднеев, -насколько меньше были бы достигнутые мною результаты, если бы я не встречал этого доброго участия русских людей: при всей ревности к приобретению знаний мне без их помощи, несомненно, много раз приходилось бы отступать от закрытых дверей, за которыми таился предмет познания»[126, с.7].

Некоторые торговцы во время своих поездок по Монголии и Китаю записывали маршруты, вели дневники, писали статьи по географии, этнографии, экономике, входили в состав ученых обществ. По поручению директора русской физической обсерватории в Пекине Г. А. Фритте, бийский торговец Я. Г. Антропов в течение целого ряда лет вел метеорологические наблюдения, Купец Ф. И. Минин, самостоятельно овладев монгольской письменностью, в 1891г. составил русско-монгольский словарь, насчитывавший около 5 тысяч слов, которым пользовались не только русские жители Монголии, но и ученые-востоковеды. Его сын Михаил имел хорошую библиотеку по монголоведению, был студентом восточного факультета Петербургского университета, а затем служил в российском консульстве в Монголии.

Большой вклад в изучение Монголии и Китая внес бийский купец - «чуец» А. Д. Васенев. Научившись читать и писать в лавке хозяина, он впоследствии много занимался самообразованием и с большим уважением относился к наукам и знанию. Приехав в Сибирь из России в 14-летнем возрасте без гроша в кармане, он начал свою торговую карьеру в качестве мальчика-подручного в фирме бийского купца И. П. Котельникова. Упорный труд и незаурядные способности позволили ему открыть собственное дело, и в 1895 г. он стал купцом 2-й гильдии. Но, являясь торговцем по профессии, он был путешественником и исследователем по призванию. Во главе торговых караванов он обошел всю Монголию и Притяньшаньские провинции Китая, почти три года прожил в так называемом Застенном Китае, о котором в России имелись самые общие представления. Ему принадлежит честь открытия некоторых путей и местностей, где до него не бывал ни один европеец.

Во время своих увлекательных, полных приключений путешествий А. Д. Васенев вел путевые дневники, публиковавшиеся; впоследствии в различных научных изданиях, собирал образцы местных растений, проводил географические и метеорологические наблюдения, описывал исторические достопримечательности, собирал коллекции предметов быта и культа китайцев и монголов. Одну из таких коллекций он в 1908 г. подарил Томскому университету. Немало средств он потратил на приобретение монгольских и китайских книг и рукописей и на финансирование научных экспедиций. Так, вместе с бийскими купцами Н. И. Ассановым и Г. Г. Бодуновым А. Д. Васенев финансировал экспедицию в Монголию томских профессоров М. И. Боголепова и М. Н. Соболева, оказал помощь французской научной экспедиции Шаффанжана, американскому исследователю У. Рокхилю. Он был хорошо знаком и сотрудничал со многими учеными-востоковедами и общественными деятелями России и Сибири - Г. Н. Потаниным, Н. М. Ядринцевым, А. М. Позднеевым, Д. А. Клеменцем и другими. Особый интерес предприниматели проявляли к экономико-географическим и статистическим исследованиям. В ноябре 1908г. в Бийске был открыт отдел «Общества изучения Сибири и улучшения ее быта», основной целью которого, согласно «Уставу», являлось «...изучение Сибири преимущественно в экономическом, культурном и правовом отношении, а также содействие подготовлению и проведению в жизнь насущных для Сибири преобразований»[245]. На учредительном собрании в состав отдела вошло 15 членов, в том числе 8 предпринимателей:

Н. А. Ассанов, П. Н. Грязное, А. Д. Васенев, А. И. Хакин, М. О. и Г. О. Сычевы, И. П. Палабужев, Р. И. Кузнецов.