Различия значимости разных жизненных сфер у мужчин и женщин
И мужчины, и женщины, живущие в обществе, должны выполнять свои гендерные роли, которое им приписало это общество. Естественно, в разных обществах и роли будут разными. Таким образом, гендер – это социальная модель человека, которая определяет его положение в обществе.
В обществе сложилось такое отношение к женщине, которое ориентировало её на первоочередное выполнение обязанностей в семье, усиление традиционной роли женщины-матери:
1) Традиционно женская роль, когда женщины предпочитают детские нужды (замужество, семья и т.п.) карьерным;
2) Вся система научной иерархии насквозь мужская, поэтому изначально не приспособлена к женскому типу мышления;
3) Все оценочные тесты на интеллект и выявление талантов, которые учитываются при отборе научных кадров, разработаны мужчинами под лозунги о равенстве женских и мужских возможностей;
4) Продолжительное время ученая степень давалась женщинам гораздо реже, чем мужчинам, что не давало им возможности продолжать научную карьеру;
5) Недружелюбная атмосфера в коллективе: многие женщины, бросают заниматься наукой, потому что их к этому вынуждает враждебное отношение коллег, чаще всего мужчин;
6) Неосознанная предвзятость: очень часто работа оценивается хуже, если известно, что её автором является женщина;
7) Семья и домашние обязанности, как правило, полностью лежат на женских плечах, и на научную карьеру просто не хватает времени.
Несмотря на то, что долгое время женщина в науке находилась в роли аутсайдера, в истории все-таки встречаются имена таких великих женщин-ученых, как: Софья Ковалевская, Наталья Бехтерева, Мария Склодовская-Кюри, Мэри Монтегю и т.д. В последнее время интерес женщин к учебной и научной сферам продолжает расти. Многие из современных женщин стали активно заниматься научной карьерой не в чем, не уступая мужчинам.
Нужно создавать условия для продвижения женщин по службе, чтобы они чувствовали перспективность развития своей карьеры, сформировать эффективную нормативно-правовую базу по достижению равных возможностей женщин в государственной службе, создавать условия для продвижения женщин по службе, учитывая ее интересы в планировании семьи и выполнении семейных обязанностей, повышать юридическую грамотность женщин.
Ценность профессиональной карьеры и ее влияние на семейные функции женщины. Сегодня соотношение работающих мужчин и женщин примерно 1/1. Интересен тот факт, что современные женщины стремятся к интенсификации своей профессиональной жизни. Причем во многих случаях они стремятся не просто к работе, а к достижению определенного должностного, социального статуса, к максимальной самореализации в профессиональной сфере, т.е. к построению карьеры.
До сих пор в нашем обществе существуют гендерные стереотипы, согласно которым дом – традиционно женская сфера, работа – традиционно мужская. Традиционная точка зрения на добывание денег как на исключительно мужскую роль уже неверна.
Работающие женщины считаются теперь скорее правилом, чем исключением. Ригидны и полоролевые стереотипы, влияющие на отношение женщины к самой себе и отношения к ней окружения в связи с деловой активностью. Итогом этого несоответствия является двойная занятость женщин – на работе и дома. Если женщина не просто наемный работник, а развивает собственную деловую активность, то к проблеме деловой перегрузки добавляется комплекс специфических внутри- и межличностных переживаний. Работающие женщины теперь меньше времени уделяют домашнему хозяйству, хотя доля работы, проделываемая ими по дому, осталась примерно такой же. В среднем женщины посвящают домашним делам 16,5 часа в неделю, тогда как мужчины – 9,2 часа.
В целом мужчины соглашаются с тем, что женщинам нужно работать, однако при этом сами не желают выполнять работу по дому наравне с супругами, воспитание детей также остается обязанностью женщин. Более того женщины на рынке труда занимают, обычно, второстепенные места. Им по-прежнему отведены наименее оплачиваемые должности, которые предполагают весьма ограниченные возможности продвижения по службе. Гендерная стратификация на рабочем месте очевидна. Более того, чем выше доход и престиж профессии в какой – либо области, тем больше соответствующих должностей занимают мужчины.
Таким образом, сегодня существуют проблемы, связанные со сложностью совмещения женщиной 2 сфер: семейной и профессиональной, подходы для их решения не разработаны. На данном этапе появилась объективная необходимость по оптимизации сложившейся ситуации среди работающих женщин. Несомненно, для этого необходимо привлечь как специалистов из разных областей, так и различные государственные и общественные организации. Для выявления проблем работающих семейных женщин было проведено исследование в форме анкетного опроса. Анкета, состоящая из 26 вопросов позволила выявить круг проблем, которые возникают у работающих женщин, а также определить их успехи в построении карьеры и главные ценности (семья или карьера). Цель исследования - определить ценность профессиональной карьеры и ее влияние на семейные функции женщины. Задачами было определить гендерные аспекты карьеры, главную ценность женщин (семья или карьера), рассмотреть возможность совмещения женщинами 2 сфер: семейной и профессиональной. Были опрошены женщины разных специальностей, добившиеся определенных карьерных успехов. Всего в ходе исследования было опрошено 70 женщин в возрасте от20 до 55. В проведенном исследовании выяснилось, что сами женщины чувствуют дискриминацию, оценивают свои возможности быть принятыми на работу как низкие в сравнении с мужчинами. 30% считают, что мужчина имеет больше шансов быть принятым на работу при равных условиях. В то же время для большинства женщин карьера и профессиональный рост не являются главной ценностью в жизни, работа для них, прежде всего средство заработка необходимых средств к существованию. Семью, здоровье детей они ставят на первое место (55%). С этой целью женщины ищут работу с высоким заработком, что предполагает наличие высокого должностного статуса.
В то же время, 32% женщин выбирают работу и собственную карьеру, они для них - жизненная необходимость, возможность самореализации, раскрытие собственных возможностей. К сожалению, 40% женщин видят в собственной карьере только упорный труд, 50% из них работают и после рабочего дня, невыполненную работу приносят доделывать домой и зачастую выполняют ее в выходные дни; в итоге 60% выходные дни посвящают бытовой работе, 52% имеют трудности в воспитании детей,75% считают, что не полностью выполняют домашние дела, в большинстве случаев с многими семейными обязанностями они также не справляются, мало времени уделяют общению с детьми и близкими родственниками. В то же время 71% женщин не желают расставаться с работой ни при каких условиях. 85% из них в возрасте от 25 до 35 лет. Более того именно эта возрастная группа рассматривает карьеру как источник самореализации и раскрытия собственных способностей, в то время как более старшая возрастная группа рассматривает работу как источник дополнительного дохода. Уровень образования и профессия играют немаловажную роль в ценностных притязаниях женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Высокий уровень образования и престижная работа ориентируют женщину на ценность карьеры (70%), низкий уровень образования – к ценности семьи (90%). Женщины старше 35 лет в иерархии ценностей ставят семью на первое место.