Реализация принципа свободы совести в Беларуси
Политико-правовой механизм - это осуществляемая государством правовая и организационная деятельность, реализуемая с помощью комплекса мер организационного, материально-технического, социально-политического и иного характера, направленных на создание условий для успешной реализации норм, содержащихся в Конституции Республики Беларусь.
Элементами механизма реализации свободы совести являются следующие: нормативная основа, регламентирующая общественные отношения в сфере свободы совести и способы реализации данной свободы в белорусском обществе и государстве. Эти группы элементов взаимодействуют друг с другом через промежуточные звенья: общественные отношения, юридические факты, правоприменительные акты, в том числе и охранительные; акты реализации прав и обязанностей. Данные звенья также можно рассматривать в качестве элементов механизма реализации свободы совести.
Элементы, составляющие нормативную основу, определяют статическое содержание изучаемого механизма, которое тесно связано с динамической стороной механизма реализации свободы совести. Данная сторона представлена стадиями реализации данной свободы: стадия создания политико-правовой основы для регламентации общественных отношений в сфере свободы совести, стадия индивидуализации и конкретизации прав и обязанностей в сфере свободы совести, реализация прав и обязанностей в конкретных общественных отношениях в сфере свободы совести.
Основным условием функционирования политико-правового механизма являются гарантии, предоставленные государством, при этом особое значение здесь приобретают политико-правовые гарантии реализации свободы совести, которые представляют собой систему средств и способов защиты свободы совести.
Основными элементами данной системы являются такие гарантии, как равенство всех индивидов и их религиозных организаций перед законом независимо от их отношения к религии; отделение религиозных и атеистических организаций от государства; светский характер системы государственного образования; тайна исповеди и др.
Принципы политико-правового обеспечения свободы совести в Республике Беларусь можно классифицировать по двум основаниям: по характеру субъектов и по сфере общественных отношений, в которой реализуется данная свободы. По первому основанию дифференцированы принципы реализации свободы совести верующими индивидами и их религиозными организациями (принцип веротерпимости; принцип добросовестного прозелитизма и т.д.), а также принципы деятельности государства в сфере обеспечения свободы совести (принцип невмешательства государства во внутреннюю деятельность религиозных организаций, принцип взаимодействия государства с религиозными организациями и т.д.). По второму основанию классификации выделены принципы обеспечения свободы совести в сфере экономических отношений (например, принцип целевого использования собственности религиозных организаций), в сфере государственной службы (например, принцип недопущения использования должностных полномочий в интересах религиозных организаций), в сфере образования (например, принцип добровольности религиозного обучения детей), в сфере трудового права (например принцип конфиденциальности религиозной принадлежности работника); принципы обеспечения вероисповедных отношений в Вооруженных Силах Республики Беларусь (например, принцип частного порядка осуществления вероисповедных потребностей военнослужащими).
Общая оценка существующей тенденции реализации принципа свободы совести - отличие правоприменительной практики от того, что заявлено в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». Конституционное право граждан на свободу совести порой сводится к свободе вероисповедания, то есть широкое, объемное понятие подменяется узким одномерным; размываются такие конституционные принципы, как отделение религиозных организаций от государства, равенство религий и религиозных организаций перед законом; равенство прав верующих и неверующих; проявляется деформация основных идей и положений концепции светского государства. Вопрос о праве человека на свободу совести все чаще относится не к сфере частной жизни граждан, а к области публично-правовых отношений, общественно-политических интересов. Это ведет к политизации деятельности различных религиозных организаций, к подмене интересов верующего гражданина интересами конфессиональной бюрократии.
Некоторые несовершенства белорусского законодательства, динамично и не всегда предсказуемо складывающиеся государственно-конфессиональные отношения порождают ряд проблем в функционировании политико-правового механизма реализации свободы совести в современной Беларуси. Это, прежде всего, неурегулированное законодательством тесное взаимодействие государственных структур: органов власти, учреждений образования, армии, правоохранительных органов с традиционными для Беларуси конфессиями.
Одной из особенностей реализации свободы совести в современной Беларуси является сотрудничество Белорусской православной церкви (БПЦ) с государственными учреждениями образования. Отмечая позитивный аспект такого сотрудничества, следует отметить, что государство в должной мере не регулирует и не контролирует его. Основной причиной отсутствия эффективных форм контроля является недостаточно разработанная нормативно-правовая база в сфере организации религиозного обучения в государственных учреждениях образования. Нам представляется, что необходимы четкие процедуры и условия, установленные законодательством, для осуществления действенного контроля добровольности введения религиозных факультативов, учета мнения детей и их родителей, а также гарантированность права обжаловать в суде незаконные действия администрации учреждения образования и религиозных организаций.
Важнейшим направлением государственно-конфессиональных отношений, порождающим многочисленные проблемы, является попытка священников различных конфессий взаимодействовать с такими важнейшими государственными структурами, как Вооруженные Силы Республики Беларусь и правоохранительные органы. На современном этапе развития Беларуси единая вера не может стать объединяющим началом в армии и правоохранительных органах, в качестве консолидирующего фактора необходимо использовать тщательно продуманную и грамотно организованную работу с кадрами силовых структур, построенную на воспитании патриотизма, но на исключительно светских принципах.
Проблемы реализации свободы совести в современной Беларуси тесно связаны с понятием религиозной безопасности, угрозу которой в наибольшей степени представляют: религиозный экстремизм и деятельность деструктивных религиозных организаций. Появление и распространение в Беларуси данных негативных явлений, представляющих серьезную опасность не только конституционному строю, но и всему мировому порядку стало возможным вследствие системного кризиса, возникшего при переходе к рыночной экономике. Смена духовнонравственных ориентиров, переоценка традиционных ценностей стали благодатной почвой для увеличения числа деструктивных религиозных организаций.
К настоящему времени слабо проработана теоретическая и правовая основа для выработки взвешенных научно-обоснованных критериев оценки влияния деятельности религиозных организаций на безопасность государства и установления таких запретительных норм, которые не умаляли бы права и свободы человека и гражданина и не препятствовали реализации принципа свободы совести.
Существуют проблемы, еще требующие своего изучения. Прежде всего, они связаны с анализом современной религиозной ситуации и выявлением существующих тенденций и перспектив для дальнейшей реализации этого политико-правового принципа важного с точки зрения прав человека и государственно-конфессиональных отношений.