Ребенок как объект насилия в семье
Бесспорно, дети - сама незащищенная, уязвимая социальная группа. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Между тем, в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия[2].
Результаты опроса, проведенного НИИ семьи по заказу Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, показали, что насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто. Отвечая на вопрос "За что бьют детей в знакомых вам семьях, респонденты назвали следующие причины: за провинности - 26%; срывая раздражение - 29%; когда в доме беда - 20%; когда не могут справиться с ними другим способом - 19%; потому что их не любят - 5%; это делают психически неуравновешенные - 14%; это делают пьяницы, алкоголики - 29%[3].
Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушений, пинков, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и даже ножом. Каждый год, более 50 тыс. российских детей убегают из дома, спасаясь от побоев; по данным на 2002 г. в розыске находятся 25 тыс. несовершеннолетних. От общего количества убитых на почве семейно-бытовых отношений 38% составляют неспособные защититься дети, инвалиды, женщины.
Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его, по крайней мере, на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется "вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять, и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Подобные действия могут сопровождаться физическим насилием, а могут осуществляться и без применения силы, с согласия ребенка. Поэтому термины "сексуальное злоупотребление" и "сексуальное насилие" должны использоваться в таких ситуациях как равнозначные. Преступлением является не только сам половой акт, но и демонстрация порнографических фильмов, половых органов и т.д. [4].
Сексуальные связи между близкими, кровными родственниками (инцест - кровосмешение и эбьюз - использование ребенка в качестве сексуального объекта отцом или матерью) квалифицируются как самые тяжелые формы сексуального насилия, являясь не только преступлениями, но и свидетельствами серьезных и необратимых нарушений в функционировании семьи. Тем не менее, проводившиеся за рубежом исследования дают чрезвычайно широкий разброс данных о распространении такой формы насилия. В Европе жертвами сексуальных посягательств со стороны ближайших родственников считают себя от 6 до 62% женщин и от 3 до 31% мужчин. Скрытое анкетирование студенток Гарвардского университета показало, что каждая четвертая из них в детстве подвергалась эбьюзу. В США ежегодно сообщается властям о 150-200 тыс. случаях сексуальных злоупотреблений в семье. При этом контактному насилию в возрасте до 14 лет подвергаются 20-30% девочек и 10% мальчиков. В 45% случаев насильником является родственник, в 30% - знакомый семьи. В 90% случаев агрессоры - мужчины. И это только те факты, о которых жертвы или их близкие решились рассказать, поэтому реальные цифры могут быть гораздо выше.
В нашей стране ситуация еще запутаннее. По утверждению И. С. Кона, официально факты насилия зарегистрированы у 5-7% семей, но анонимные опросы выявляют более высокие показатели - 15-17%. По подсчетам благотворительного фонда "Защита детей от насилия", подобным посягательствам ежегодно подвергаются более 60 тыс. детей. Однако и в первом, и во втором случае учитываются все сексуальные злоупотребления, не только внутри семьи. По разным источникам, в 75-90% случаев насильники хорошо знакомы жертвам. В 35-45% насильником является близкий родственник, а в 30-45% - дальний. Чаще всего жертвами физического насилия со стороны родителей становятся дети именно от 12 до 17 лет. Ситуация ухудшается с возрастом детей, достигая пика для 15-17-летних (14,2 случая на 1000 исследуемых). Тот же показатель гораздо ниже для дошкольников (6,3 на 1000). В то же время, случаи плохого ухода и пренебрежения со стороны родителей, напротив, чаще фиксировались в младшей возрастной группе (23% случаев касались детей от рождения до двух лет). Интересен и примечателен тот факт, что хотя чаще дети виновными признают обоих родителей (94.2% всех случаев), в целом насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60.8%), а не мужчины (39,2%). Родные матери виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми, родные отцы - в 45 и 41% соответственно. Семейное воспитание и уход за ребенком - в большей степени материнская, а не отцовская сфера[5].
Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории. В основном, все они отражают профессиональные убеждения того или иного исследователя. Социологическая модель ссылается на влияние социокультурных факторов (т.е. на стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятый в данной социальной группе), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматические расстройства. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком - следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом родителей, их "травмированным" детством. Психологическая теория основывается на представлении, согласно которому ребенок сам "участвует" в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений. Интегрируя все эти подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями родителей и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.