Решение демографических проблем в Чувашской Республике

Все рассмотренные ранее мероприятия по улучшению демографической ситуации реализуются и на территории Чувашской Республики. Но у нас, кроме этого, не первый год реализуются республиканские программы, способствующие улучшению демографической ситуации в Чувашии. Примером этому могут служит ежегодные программы, такие как «Год семьи» направленная на укрепления института семьи, «Год молодежи и здорового образа жизни», способствующая укреплению здоровья населения, особенно молодежи, и, соответственно, росту продолжительности жизни населения, «Год духовного просвещения», целями которого являлось повышение духовного образования населения, а ведь низкий духовный уровень населения многие ученые-демографы называют одной из причин снижения численности населения в стране. Кроме того, это позволяет объединять усилия органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, институтов гражданского общества и добиваться значительных результатов в реализации поставленных задач.

В своем Послании Государственному Совету ЧР 2007 года, которое Н. В. Федоров назвал «Дорожить временем, служить людям» основной акцент в решении острой демографической ситуации делается не на повышении рождаемости, а на укреплении здоровья ныне живущего населения, доказательством чего служат его слова: «Главная и фундаментальная проблема нашей российской цивилизации - не столько проблема дефицита рождаемости и ее материальное стимулирование, а сколько проблема спасения душ уже родившихся и живущих, их здоровья - духовного и физического. Вот что первично для нас».

Подтверждением этого служит тот факт, что2007 год объявлен в Чувашии «Годом ребенка» в соответствии с Указом Президента от 20 декабря 2006 года Главными целями данной программы является создание благоприятных условий для становления и гармоничного развития личности ребенка, обеспечения государственной поддержки и защиты детства, проведения планомерной демографической политики. При реализации данной программы в первоочередном порядке будут осуществляться мероприятия, связанные с созданием социально-экономических условий для повышения рождаемости, духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и физического развития детей, в том числе и благотворительные акции, направленные на оказание поддержки и помощи детям, способствующие воспитанию доброты и милосердия.
Данная программа органично дополняет разработанную ранее и реализуемую сегодня республиканскую целевую программу «Дети Чувашии» на 2007-2010 годы, которая была разработана в соответствии с посланием Президента Российской Федерации В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год, Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2006 г. № 23 «О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2006 года «Думать по-новому, работать творчески». Программа включает в себя 2 подпрограммы – «Здоровое поколение» и «Дети и семья». Подпрограмма «Дети и семья» будет осуществляться по 3 направлениям - «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Семья с детьми-инвалидами».

Доказано, что здоровье человека на 50% определяет образ жизни. Чем выше образование, тем ниже риск смерти. В связи с этим еще раз обратимся к Посланию Н. В. Федорова:«проблемы здоровья нации, равно как и все проблемы народа, и накапливаются и решаются, прежде всего, не в учреждениях здравоохранения, а в учреждениях и системе образования, просвещения и воспитания». За последние годы в республике построены 140 новых школ, открыты 137 ресурсных центров. Особое внимание уделяется системе дошкольного воспитания детей. За 10 лет процент охвата такой формой образования у нас вырос с 53 до 68 (по России – c 54 до 61) процентов.

Кроме того, в Чувашии налажена системная работа по вовлечению детей и подростков в спортивные занятия, большой процент детей охвачен различными формами организованного досуга. Результаты этого уже сказываются. За последние пять лет число наркоманов снизилось на 95 процентов, уменьшилось общее количество несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ, число злоупотребляющих наркотическими средствами без признаков зависимости снизилось на 90 процентов, число злоупотребляющих токсическими веществами – на 19 процентов, больных токсикоманией – почти на 34 процента.

Целью Программы является создание благоприятных условий для жизнедеятельности и всестороннего развития детей, обеспечения их прав и законных интересов, социальной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, в рамках этой программы 2007 год в Чувашии объявлен Годом ребенка. Реализация Программы позволит:

      ·    усилить профилактическую и лечебно-диагностическую направленности служб родовспоможения и детства;

      ·    сохранить и укрепить здоровье матери и ребенка;

      ·    увеличить: удельный вес детей 1 группы здоровья; детей-инвалидов, охваченных реабилитационными услугами в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями; детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних; процент охвата несовершеннолетних, состоящих на учете в органах милиции, занятиями физкультурно-спортивной направленности; количество несовершеннолетних, трудоустроенных в свободное от учебы время; долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи.

      ·    снизить коэффициент показателей младенческой и материнской смертности; долю преступлений, совершенных несовершеннолетними, количество осложнений родов и послеродового периода; количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, путем развития семейных форм устройства указанных категорий детей.

Факты и окружающая нас действительность не располагают к необоснованному оптимизму. Но повод для надежды есть, и он весьма основателен. Уже то, что решению демографических проблем придается значительное внимание на всех уровнях власти, разработаны долгосрочные программы по решению проблемы, выделены значительные финансовые средства. Сравнительный анализ демографических показателей в республике позволяет сделать выводы, что выбранные пути уже дают результат

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

На территории Чувашской Республики на 1 января 2006 г. проживало 284736 детей, или 21,9 процента от общей численности всего населения, в том числе: 75346 детей в многодетных и неполных семьях, 5299 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 5656 детей-инвалидов. В 2005 году по сравнению с 2001 годом рождаемость (в расчете на 1000 жителей) возросла с 8,7 до 10,2, или на 17,2 процента. Показатель естественного прироста населения составил минус 5,5 против минус 6,6 в 2001 году.

В 2005 году показатель младенческой смертности составил 7,8 на 1000 родившихся живыми против 9,5 в 2004 году. По данным показателям Чувашия является наиболее благополучным субъектом не только Приволжского федерального округа (10,5), но и Российской Федерации (11,0) в целом. Показатель младенческой смертности в динамике в 2000-2005 годах снизился на 45,8 процента, показатель перинатальной смертности – на 33,0 процента, ранней неонатальной смертности – на 54,5 процента. В 2005 году показатель материнской смертности составил 7,6 промилле (в Российской Федерации – 25,4; в Приволжском федеральном округе – 22,9).

Внедрение современных методов профилактики внутриутробного инфицирования, своевременной диагностики и санирования беременных позволило пролонгировать беременность до оптимальных сроков родоразрешения у 97,4 процента женщин, в 2,5 раза снизить перинатальную заболеваемость и смертность. Благодаря последовательной и целенаправленной деятельности учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям в 2005 году младенческая смертность составила 7,8 на 1000 родившихся живыми, перинатальная – 8,1 на 1000 родившихся живыми и мертвыми. Увеличение выживаемости детей, прежде всего, связано с совершенствованием системы выхаживания новорожденных в родовспомогательных учреждениях, созданием отделений реанимации и интенсивной терапии, оснащенных современным медицинским оборудованием, повышением качества профессиональной подготовки медицинских кадров.

Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Остается высокой заболеваемость беременных женщин болезнями мочеполовой системы, сохраняется тенденция роста акушерских осложнений. Количество нормальных родов составляет только 35 процентов от их общего количества.

Анализ результатов профилактических осмотров, проведенных в 2005 году, свидетельствует о росте отклонений в состоянии здоровья детей. Общая заболеваемость детей в 2005 году составила 2236,3 на 1000 детского населения. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, а также болезни глаза и костно-мышечной системы. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что с возрастом у детей четко прослеживается процесс «накопления» хронической патологии.

Дети школьного возраста в Чувашии составляют около 70 процентов всего детского населения, более половины из них имеет различные функциональные нарушения и хронические заболевания, темпы прироста которых за период школьного обучения достигают 20 процентов, а частота хронической патологии возрастает в 1,5 раза. К моменту окончания школы почти четверть детей страдает близорукостью, каждый 20-й старшеклассник имеет патологию костно-мышечной системы. Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание детей, которые не компенсируются уроками физической культуры, выявляются у 80 процентов школьников и способствуют росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы.

Не уменьшается число юношей, имеющих по состоянию здоровья ограничения к военной службе. По данным результатов медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, за последние пять лет показатель годности призывников снизился с 72,8 до 70,6 процента. Анализ структуры заболеваний, послуживших причиной освобождения граждан от военной службы по состоянию здоровья, показывает, что первое место занимает патология костно-мышечной системы (30,3 процента). С учетом сложившейся негативной тенденции ухудшения качества здоровья лиц допризывного возраста важным направлением в деятельности лечебно-профилактических учреждений следует считать организацию реабилитации 15-16-летних юношей до их первоначальной постановки на воинский учет, а также проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, в случае необходимости, с лицами, поставленными на воинский учет.

В целях организации работы по социальной поддержке семей, находящихся в социально опасном положении, а также детей «группы риска» на территории Чувашской Республики созданы и функционируют 12 учреждений социального обслуживания семьи и детей (из них: 10 являются специализированными, 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, 1 детский дом для умственно отсталых детей) и 6 отделений по работе с семьей и детьми при центрах социального обслуживания населения. Существующая сеть социозащитных учреждений для детей не позволяет организовать работу на должном уровне.

Несмотря на принимаемые меры, существует такое явление, как скрытое социальное сиротство, приводящее к уходу детей из семьи и, как следствие, пополнению ими числа безнадзорных детей. Если в 2004 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли реабилитацию 703 безнадзорных ребенка, то в 2005 году их количество составило 1071. В Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в г. Чебоксары в 2005 году были доставлены 183 подростка, совершивших общественно опасные деяния.

В органах социальной защиты населения создан и поддерживается в актуальном состоянии банк данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в социальной реабилитации. На 1 июля 2006 г. в 4125 семьях, находящихся в социально опасном положении, проживали 6925 детей, что несколько ниже показателей 2005 года. Снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, произошло в результате активной работы по социальной реабилитации этих лиц, оказанию им необходимой помощи в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

В результате проводимых комплексных мероприятий в первом полугодии 2006 года удалось добиться некоторых позитивных результатов по предупреждению правонарушений в подростковой среде. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 7,1 процента (с 901 до 837), доля детской преступности снизилась на 0,9 процента (с 9,1 до 8,2) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Вместе с тем на территории 15 муниципальных районов и городских округов доля детской преступности выше среднереспубликанской. Требуется совершенствование работы по профилактике семейного насилия, решению проблем несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний, бывших воспитанников детских домов.

Остается острой проблема наркомании и токсикомании среди детей, подростков и их родителей. В целях своевременного выявления среди несовершеннолетних лиц, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и другие психоактивные вещества, и проведения комплекса профилактических мероприятий необходимо усилить межведомственное взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В Чувашии функционируют 8 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 6 учреждений в системе образования и 2 – в системе здравоохранения.

Вместе с тем не снижается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно выявляемых органами опеки и попечительства. Всего в Чувашской Республике проживают 5299 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2005 году выявлены 913 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 55 детей больше, чем в 2004 году (858). Из 913 детей, оставшихся без попечения родителей, 572 ребенка отобраны у родителей по решению суда. Из общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 719 воспитываются в интернатных учреждениях. Дети, проживающие в них, лишены семейного окружения, и большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни, испытывают трудности с устройством на работу, получением жилья. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, только 10 процентов выпускников интернатных учреждений удачно устраиваются в жизни, что диктует создание государственной системы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В последние годы в Чувашии получила развитие семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2006 г. в семьях опекунов (попечителей) проживали 2911 детей (в 2005 году – 2843), усыновителей – 1019 (в 2005 году – 988), в 73 приемных семьях – 133 ребенка (в 2005 году – в 56 приемных семьях 98 детей). Получила распространение передача детей в семьи граждан на период летних каникул (временный патронат). Увеличилось количество детей, проживающих в замещающих семьях. Такая форма работы с указанной категорией детей позволяет сократить число воспитанников интернатных учреждений и уменьшить количество детских домов и школ-интернатов.

Необходимо усилить внимание к проблемам детей-инвалидов, к их социально-бытовой, педагогической, медицинской реабилитации, следует активизировать работу по восстановлению способностей детей-инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

В Чувашской Республике проведена работа по формированию сети специализированных учреждений социальной реабилитации детей-инвалидов. С 2005 года начало функционировать республиканское государственное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Для создания комплексной системы реабилитации детей-инвалидов, включающей медицинскую, профессиональную, социальную реабилитацию, психолого-педагогическую коррекцию, необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования, в том числе строительство второй очереди Республиканского центра восстановительного лечения, реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости комплексного решения проблем детства, привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях предупреждения социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, создания условий для физического, нравственного и интеллектуального развития детей и подростков, защиты их прав, охраны, сохранения и укрепления здоровья матери и ребенка, принятия мер по социальной поддержке и улучшению положения семей.

Выполнение Программы обеспечит целенаправленное межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур в рамках осуществления государственной политики в области защиты прав детей и подростков, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Государственная поддержка хода реализации Программы позволит улучшить положение детей в Чувашской Республике.

II. Цели, задачи и сроки реализации Программы

Целью Программы является создание благоприятных условий для жизнедеятельности и всестороннего развития детей, обеспечения их прав и законных интересов, социальной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Достижение указанной цели будет осуществляться в рамках реализации входящих в Программу подпрограмм «Здоровое поколение» и «Дети и семья».

Целью подпрограммы «Здоровое поколение» является создание условий для сохранения, восстановления и укрепления здоровья матерей и детей.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей;

профилактика заболеваемости, инвалидности и смертности в детском возрасте.

Подпрограмма «Дети и семья» разработана с целью защиты и улучшения положения семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

профилактика социального неблагополучия семей с детьми;

совершенствование системы профилактической работы по предупреждению социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

проведение эффективной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и их социальной адаптации в обществе;

развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – выпускников интернатных учреждений;

обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество.

Срок реализации Программы – 2007-2010 годы.

III. Система программных мероприятий

Программа включает в себя 2 подпрограммы – «Здоровое поколение» и «Дети и семья», которые содержат мероприятия, скоординированные по срокам, ресурсам и исполнителям.

В рамках подпрограммы «Здоровое поколение» предусмотрены следующие мероприятия:

повышение эффективности оказания акушерской и неонатальной помощи за счет внедрения передовых лечебно-диагностических технологий;

внедрение новых организационных форм медицинского обслуживания и реабилитации в систему охраны здоровья матери и ребенка;

совершенствование здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях;

укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства;

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации медицинских кадров;

совершенствование информационных технологий в области охраны здоровья матери и ребенка.

В рамках подпрограммы «Дети и семья» определены скоординированные действия по трем направлениям – «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Семья с детьми-инвалидами». «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

информационно-методическое обеспечение;

развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

создание условий для эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

создание условий для духовного и физического развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

«Дети-сироты»:

информационно-методическое сопровождение работы по профилактике социального сиротства;

совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

«Семья с детьми-инвалидами»:

профилактика детской инвалидности;

совершенствование информационно-аналитического и организационно-методического обеспечения работы по социальной поддержке детей-инвалидов;

социальная интеграция и профессионально-трудовая реабилитация детей-инвалидов;

развитие сети специализированных учреждений для детей-инвалидов и укрепление их материально-технической базы;

организация переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами.

Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению государственными заказчиками исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней.

V. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:

усилить профилактическую и лечебно-диагностическую направленности служб родовспоможения и детства;

сохранить и укрепить здоровье матери и ребенка;

стабилизировать:

коэффициент показателей младенческой смертности на уровне не выше 9,0 промилле на 1 тыс. родившихся живыми, материнской смертности – 9,0 на 100 тыс. детей, родившихся живыми;

интенсивный показатель первичного выхода на инвалидность детей в возрасте 0-17 лет (включительно) на 10 тыс. детского населения на уровне 28,5;

увеличить:

удельный вес детей 1 группы здоровья в общем числе детей на 4 процента;

удельный вес детей-инвалидов, охваченных реабилитационными услугами в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем числе детей-инвалидов до 8,4 процента;

удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем числе безнадзорных и беспризорных детей на 20 процентов;

процент охвата несовершеннолетних, состоящих на учете в органах милиции, занятиями физкультурно-спортивной направленности до 67;

количество несовершеннолетних, трудоустроенных в свободное от учебы время, до 13900 человек;

долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 88 процентов;

снизить:

долю преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве преступлений до 8,7 процента;

количество осложнений родов и послеродового периода до 730 случаев на 1 тыс. родов;

количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, путем развития семейных форм устройства указанных категорий детей.

Оценка реализации Программы будет осуществляться по показателям, приведенным в табл. 1.

Таблица 1

Показатели эффективности реализации Программы

Показатели

Факт.

Прогноз

2005 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

5

6

Удельный вес детей 1 группы здоровья в общем числе детей, в процентах

25

26

27

28

29

Младенческая смертность на 1 тыс. детей, родившихся живыми, коэффициент

7,8

9,9

9,7

9,5

9,0

Материнская смертность на 100 тыс. детей, родившихся живыми, коэффициент

7,6

9,0

9,0

9,0

9,0

Осложнения родов и послеродового периода, на 1 тыс. родов

735,1

734,0

733,0

732,0

730,0

Первичный выход на инвалидность детей в возрасте 0-17 лет (включительно) на 10 тыс. детского населения (интенсивный показатель)

28,5

28,5

28,5

28,5

28,5

Удельный вес детей-инвалидов, охваченных реабилитационными услугами в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем числе детей-инвалидов, в процентах

8,0

8,1

8,2

8,3

8,4

Удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем числе безнадзорных и беспризорных детей, в процентах

105

110

115

120

125

Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве преступлений, в процентах

9,1

8,9

8,8

8,7

8,7

 

Охват несовершеннолетних, состоящих на учете в органах милиции, занятиями физкультурно-спортивной направленности, в процентах

62,0

63,0

64,0

65,5

67,0

Количество несовершеннолетних, трудоустроенных в свободное от учебы время, человек

13700

13750

13800

13850

13900

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах

83

85

86

87

88

 

VI. Механизм реализации Программы

Государственным заказчиком – координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, государственными заказчиками подпрограмм: «Здоровое поколение» – Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики; «Дети и семья» – Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков, осуществляющих меры по выполнению Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, а также общий контроль за реализацией Программы.

Исполнители программы ежегодно к 1 февраля до 2011 года представляют информацию о ходе ее реализации в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2011 года информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы.

По мнению многих специалистов, лучший способ выкарабкаться из демографический ямы, в которой мы сейчас оказались, - начать серьезно относиться к своему здоровью.

В республике, около действует 400 офисов семейного врача, 12 специализированных центров здравоохранения. Кроме того, парк автомашин скорой помощи благодаря национальному проекту обновлен на одну треть. Материнская, перинатальная и младенческая смертность у нас на уровне европейских показателей. Диспансеризация детей и взрослого населения начата давно, задолго до федеральных решений. Благодаря профилактическим мерам на 15 процентов уменьшилась доля преждевременных родов, на 9 процентов – число детей, родившихся недоношенными. Показатель ожидаемой продолжительности жизни в Чувашии составляет 66,4 года (3 место в Приволжском Федеральном округе и 17-е в России). Уровень смертности в 2006 г. по сравнению с 2005 г. снизился. За последние 5 лет соотношение абортов и родов улучшилось в два раза, количество абортов снизилось в два раза. Этому во многом способствовала реализация в республике

На повышение качества медицинского обслуживания в 2007 году дополнительно выделяется более 700 млн. рублей в ходе реализации Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

Основными приоритетами для принятия дополнительных мер в 2006 -2007 году стали:

1. Развитие первичной медицинской помощи.

2. Развитие профилактического направления здравоохранения.

3. Обеспечение населения высоко - технологической медицинской помощью.

Происходит усиление профилактической направленности здравоохранения по следующим направлениям:

1. Формирование у населения культуры здоровья.

2. Повышение мотивации к сохранению своего здоровья.

3. Проведение дополнительной диспансеризации работающего населения.

4. Формирование паспорта здоровья работающего населения.

5. К приоритетным направлениям относят также развитие:

1. Сердечно-сосудистой хирургии.

2. Травматологии.

3. Ортопедии и эндопротезирования.

4. Нейрохирургия.

5. Репродуктивные технологии.

Обследование новорожденных детей с целью раннего выявления наследственных заболеваний.

Дополнительная диспансеризация работающего населения с целью снижения инвалидности и смертности населения, сохранения здоровья работающего населения. Основные задачи которого:

1. Определение населения в возрасте 35-55 лет на врачебном участке.

2. Раннее выявление заболеваний.

3. Снижение заболеваемости и временной нетрудоспособности.

4. Составление индивидуальной программы по реабилитации и
профилактике заболеваний.

5. Повышение у населения мотивации к своему здоровому образу
жизни.

В результате проводимой в рамках реализуемых целевых программ широкомасштабной профилактической работы наряду с внедрением современных технологий оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями снизились на 19% показатель первичного выхода на инвалидность и на 10% - больничной летальности вследствие заболеваний органов кровообращения. В 2004 году уменьшилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 2%, в том числе от гипертонической болезни - на 4,1% и ишемической болезней сердца (на 5,8%). Общий экономический эффект в связи с полученными результатами составил 11,8 млн. рублей.

Мероприятия, проводимые целевой программой «Профилактика травматизма и совершенствование травматологической помощи населению», позволили снизить число пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий на 8,3%, смертности - на 3,2%, числа случаев временной нетрудоспособности - на 8,4% и первичного выхода на инвалидность вследствие травм - на 14,1%.

Реализация Указа Президента о дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя и профилактике алкоголизма в республике привела к снижению числа алкогольных психозов на 7%, отравлений суррогатами алкоголя на 42%, смертности от алкогольного отравления на 4,5%, смертности от насильственных причин на 1,3%. Экономический эффект предотвращенного ущерба составил 13,8 млн. рублей.

В Чувашской Республике в 2005 году сохранилась тенденция снижения производственного травматизма. Снизилось количество пострадавших на производстве с тяжелым исходом. В организациях города Чебоксары в прошедшем году тяжелые увечья получили 66 человек.

В целях создания безопасных условий труда работников, предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики принята и реализуется Республиканская целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы.

Кроме того, в целях профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также усиления взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, объединений работодателей и профсоюзов проведены 2 республиканских семинара-совещания по охране труда руководителей и специалистов организаций, 2 заседания Межведомственной комиссии по охране труда в Козловском районе и городе Чебоксары, на которых рассмотрены вопросы состояния условий и охраны труда в организациях и меры по их улучшению.

Учитывая, что к 2015 году тенденция общего постарения населения сохранится, важным направлением государственной политики определено создание условий для активного долголетия и сохранения здоровья пожилых. В Чувашии уже получили развитие современные технологии межведомственного сотрудничества в гериатрии - многофункциональные оздоровительные центры, отделения временного проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов под патронажем врачей общей/семейной практики в рамках программы «Здоровое старение».

Приоритет государственной политики, программно-целевой подход к организации работы службы охраны материнства и детства позволили добиться положительных изменений основных показателей, характеризующих состояние здоровья женщин и детей.

В целях обеспечения здорового начала жизни - как одного из направлений стратегии достижения «Здоровья для всех» и важной социальной детерминанты здоровья в 2005 году был сдан в эксплуатацию комплекс Президентского центра охраны материнства и детства, отвечающего стандартам мирового класса.

Перспективными задачами деятельности отрасли здравоохранения на период до 2010 года определены:

увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни населения республики и ежегодного темпа прироста рождаемости;

стабилизация младенческой, перинатальной, материнской смертности на уровне достигнутых показателей;

уменьшение смертности и инвалидизации трудоспособного населения от управляемых причин; улучшение качества жизни и обеспечение активного долголетия в группе лиц пожилого возраста;

уменьшение распространенности заболеваний и их осложнений, связанных с «рисковыми» факторами поведения;

повышение медико-социальной эффективности системы здравоохранения;

развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.