Роль духовной культуры страны в социальной работе
Социальная работа, ее содержание, технологии, формы и методы осуществления неотделимы от проблем общественного развития. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений – экономических, социальных, социально-политических, духовно-нравственных и др., – она участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность и отдельного человека, и общества в целом.
Особенно значима ее роль в поддержании жизненных сил социально ослабленных членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Непосредственно участвуя в разработке и реализации социальной политики, социальных программ, направленных на защиту населения от социальных рисков, применение современных технологий в работе с клиентами, социальная работа наряду с государственными структурами, общественными объединениями и другими субъектами способствует достижению социальной стабильности в обществе, осуществлению в нем преобразований в интересах российского человека.
Как никогда прежде сегодня актуальна проблема практического анализа и осмысления российского общества, перспектив его развития, выбора приоритетов государственной политики, формулирования ясных и достойных целей, ориентированных на возрождение великой державы.
Сегодня России нужна прочная духовная основа сплочения, единения людей ради процветания Отечества.
Возрождение духовно-нравственного потенциала нации на современном этапе российской истории – важнейшая предпосылка политического, экономического и социального прогресса, преодоления самого тяжелого кризиса, переживаемого Россией. В связи с этим исключительно актуально научное осмысление истоков и путей возрождения традиций духовности общества, способствующих консолидации социальных групп и слоев.
В условиях жестокой бюджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности в обществе во многом определяется рациональным решением проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев населения; использованием имеющихся резервов государственных и негосударственных учреждений, фондов и организаций; активизацией благотворительной деятельности, имеющей глубокие исторические корни. Асоциально-экономические условия жизнедеятельности россиян, затянувшийся кризис, охвативший все формы общественной жизни, придают особую актуальность решению этих проблем. Сегодня идеи добра и милосердия как никогда необходимы российскому обществу, в котором все более явственно проявляется неравенство людей. Общественность все больше начинает осознавать, что экономика сама по себе лишь средство, а не цель развития, что она выстроена в единую систему общественных отношений, духовной жизни и именно об этой системе должна быть проявлена забота и именно этой системе должно быть уделено внимание.
Нравственность является элементом общественной жизни в силу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практических действиях людей, определяют их ценностные ориентации в делах, поступках, поведении. Нравы, т. е. реально действующие моральные отношения между людьми, вырастают на основе складывающихся в обществе форм производственной, социально-политической, бытовой и культурной деятельности, воспроизводятся и закрепляются повседневной социальной практикой, силой привычки и общественного мнения, которое накладывает определенные моральные санкции на людей, нарушающих своим поведением принятые в обществе нравственные нормы.
Нравственный прогресс выражается, прежде всего, в гуманизации реально бытующих общественных нравов, обогащении содержания нравственных идеалов, с позиций которых оценивается жизнедеятельность индивида и общественная жизнь в целом.
Именно нравы обусловливают связи морали со всеми другими сторонами жизни социума, общества – экономической, политической, социальной и духовной. В этой связи представляют большой научный интерес исследования характера взаимозависимости таких явлений социальной жизни, как благотворительность, милосердие и духовное развитие общества.
Вопросы духовного развития общества, нравственности его членов, благотворительности как проявления высоких патриотических устремлений и гражданских чувств частных лиц, общественных объединений всегда привлекали внимание общественности и исследователей: историков, социологов, философов, – поскольку формирование духовности нации есть краеугольный камень возрождения и укрепления великой державы.
Практическая жизнь общества свидетельствует, что без определенной объединительной идеи, высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демократических, экономических и политических реформ; Необходимо активно формировать общественную идеологию, для того чтобы выйти на качественно новый уровень теоретической и практической деятельности, создать атмосферу порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человечности и веры. Ведь демократия – это прежде всего уважительная форма отношений людей, процесс создания благоприятного морально-психологического климата в стране с целью строительства и процветания общества.
Духовно-нравственное самосохранение общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: постоянная забота о сохранении и рационализации использования духовного наследия и неустанный поиск возможностей обновления, творческого осмысления более эффективных форм культуры.
Культура (с лат. – «возделывание») – это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей, средств, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования, которые они вырабатывают в совместной жизнедеятельности в целях ее совершенствования и развития, общественного прогресса. Понятие это чрезвычайно многозначно, в связи, с чем существует множество вариантов его определения. Культура разделяется на материальную, духовную и социальную – последняя представляет интерес для нашего исследования.
Социальная культура – это исторический опыт, память социальных общностей и их поколений в сфере социальных отношений, воспроизводства и развития социальных субъектов, норм и правил их поведения, взаимодействия и общения в тех или иных исторических условиях. Социальная культура – составной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального знания каждого субъекта. Она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений, является мощной защитной силой всего социума.
Это особая социальная система, в рамках которой осуществляется деятельность индивидов и групп, реализующих свои потребности с учетом социокультурных норм и технологий. Содержательную характеристику объема понятия составляет широкая совокупность моральных идеалов и образцов, нравственных нормативов и ценностей в области поведения субъектов, а также нравственно-правовых, социально-психологических (традиции, обычаи, мода и др.) механизмов регулирующего воздействия на социальные отношения. В этом смысле можно говорить о духовно-нравственном факторе как реально функционирующем в обществе социальном механизме.
К сожалению, духовность теряет традиционную важную роль в мотивации и регуляции деятельности, поведения. Очевидно, тяготение к утилитарно-прагматическим ориентирам, безыдейности поступков. Увеличивается разрыв между общёственными и индивидуальными ценностями, что отражается и воспроизводится в Двойственности, «мозаичности» внутреннего мира личности, расхождении между чувствами и поступками, замыслами и делами, желаемым и действенным, официальным поведением и неофициальной жизнью. Все это обусловливает личностные синдромы неудовлетворенности, социальной усталости, агрессивности.
С особой тревогой общество воспринимает разгул насилия и преступности. Этот показатель при массовых опросах по рейтингу опережает даже показатель тревоги, вызываемой кризисом экономики. Люди устали от насилия и произвола, мечтают о справедливости, верят, что добро восторжествует, а зло исчезнет. Но в то же время не существует такого общественного идеала, к которому люди стремились бы, во имя и ради достижения которого мотивировали свои поступки.
Нарастает тенденция к дегуманизации общественных отношений. Ее интенсивность, «технологизация» и «функционализация» не компенсируются и не корректируются соответствующими темпами гуманизации.
Наиболее ярко дегуманизация переживаемого нами периода проявляется в упадке нравов, нравственности. Разгул вседозволенности, преобладание узкоутилитарной мотивации в поведении людей, скептическое отношение к моральному идеалу, обесчеловечение взаимоотношений людей – это только некоторые из агрессивных тенденций. Нам явно не достает моральной цельности и стойкости. Глубок разрыв между требованиями общественной морали и индивидуальной нравственностью.
Нравственное возрождение общества требует, прежде всего, улучшения условий и образа жизни людей, формирования нравственной экономики и политики, обеспечения необходимых прав и свобод для личности. Назрела потребность ввести экспертизу государственных и общественных проектов и решений, обосновать нравственно-гуманистические критерии оценки социальных действий, восстановить личность в полноценной роли субъекта моральных требований, обеспечить соответствующие условия и стимулы для нравственно-психологической состязательности. Ежегодно определяются лучшие спортсмены года, лучшие рабочие, лучшие журналисты... Почему бы не выявлять и обнародовать лучшие поступки года? Нравственная сторона жизнедеятельности пока не стала столь же значимым предметом ревностного, соревновательного отношения, как профессиональные качества и результаты. А она такого внимания к себе, безусловно, заслуживает, особенно в настоящее время.
В современных условиях возрастает значение таких общечеловеческих ценностей, как право на жизнь, гуманизм, свобода, совесть, справедливость, достоинство, долг, солидарность, нормы нравственности и др.
Ценности составляют ядро духовного мира человека, объединяют его чувства, мысли, волю в устойчивое целое и играют решающую роль в формировании личности, проявлении его социальной активности.
Среди нравственных ценностей, которые заслуживают сегодня особого внимания, укрепления и культивирования, видное место занимает благотворительность.
Понятие «благотворительность» используется наряду с близкими по значению терминами «милосердие», «социальная помощь», «социальная поддержка». Однако эти понятия не являются аналогами. Социальная помощь – это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и в безвозмездной формах. Диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в социальной помощи, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и т.п. Социальная поддержка – это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Любая благотворительность является, безусловно, социальной помощью и поддержкой, которые не всегда оказываются благотворительностью. Благотворительность – это, как уже говорилось, особая форма социальной помощи и поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи и поддержки нуждающимся.
В отличие от понятия «благотворительность» в понятии «милосердие» акцент делается на ценностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сторонах человеческой деятельности. Милосердие – это больше готовность к оказанию помощи, чем сама помощь, больше эмоционально-чувственный отклик на страдания других людей, нежели рационально-психологическая оценка этих страданий. Милосердие является только одним из мотивов благотворительности наряду с другими мотивами: чувство корпоративной чести, потребность в оценке, потребность в самоутверждении, религиозное чувство и т. п. С другой стороны, сфера распространения милосердия гораздо шире области, где проявляется благотворительность, – милосердие проявляется и в семье, и в дружеском общении, и в отношениях между врагами.
Сегодня уже не вызывает возражений утверждение, что социальная работа – важнейший феномен цивилизованного общества, роль и значение которого возрастают в связи с демографическими изменениями и увеличением числа престарелых, развитием рынка и ростом уровня безработицы, миграционными процессами и т.д. Сегодня наша страна находится в новой экономической обстановке, в новых социальных условиях, придающих социальной работе актуальность, жизненную необходимость. Прежде всего, потому, что при осуществлении реформ проблемы социальной защиты человека стали приоритетными как в государственном масштабе, так и в масштабе области, района, города, отдельного предприятия или учреждения. Ведь успех рыночных преобразований прямо пропорционален эффективности системы социальной защиты и социальной работы с различными слоями и группами граждан.
В решении этих и других задач весьма заметную роль могут сыграть неповторимая история развития экономического и духовного потенциала общества, традиции, обычаи нашего народа.
Во-первых, исторический опыт демонстрирует нам основные методы и подходы, которые использовала социально-историческая практика.
Во-вторых, социально-исторические исследования помогают формировать базу знаний, необходимых для практической работы органов и учреждений социальной защиты.
В-третьих, исследования исторического опыта выполняют чисто практическую функцию, поскольку полученные в ходе их проведения данные помогают принять проверенные, апробированные решения, вырабатывать и осуществлять социальные программы.