Роль женщин в правительстве, политических партиях и общественных организациях
В программных документах женская проблематика практически отсутствует, а женский вопрос рассматривается с патриархальных позиций и чаще всего не на политическом уровне, что говорит о неспособности или не желании лидеров партий обеспечивать рост женской политической активности и возможности продвигаться в государственной системе власти. Это означало бы замещение государственных постов, распространение женской культуры в политике, изменение форм и методов, а также качества политики, разработку новой технологии адаптации в политическую систему, формирование приоритетов, ценностей, новое политическое сознание и мировоззрение.
Политическая деятельность женщин связана с уровнем развития общественных организаций. В настоящее время таких женских организаций с каждым годом становится все больше. Разработаны Устав и Программа Общероссийского общественно-политического движения женщин России, в которой сказано, что «подлинная демократия предполагает, что участие мужчин и женщин в органах управления должно осуществляться на паритетной основе – на основе соотношения 50/50».
Для активизации политической деятельности женщин, необходимо:
¨ ликвидировать существующий двойной стандарт (законы и их исполнение). В 1996 г. приняты документы: постановление Правительства РФ «Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации» от 8 января 1996 г., Указ Президента РФ «О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» от 18 июня 1996 г. и Указ Президента РФ «О повышении женщин в системе органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 30 июня 1996 г. Следовательно, определены действия государства, направленные на достижения реального равноправия женщин, в том числе и усиление их роли в высших эшелонах власти. Однако результатов нет.
Для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику, нужно:
¨ изменить стереотип патриархатного мышления;
¨ ввести систематическую работу среди женщин, разъясняя им необходимость соблюдения принципа равенства мужчин и женщин на всех уровнях политической деятельности;
¨ изменить подход к решению проблемы со стороны партий, включив в программы специальный раздел об усилении роли женщин не только как членов партий, но и на руководящих постах государственной власти;
¨ целенаправленное продвижение женщин к высшим ступеням государственной службы;
¨ ориентировать средства массовой информации на поднятие престижа женщин как политиков, использую при этом имеющийся положительный опыт.
Современная политическая жизнь России характеризуется ярким проявлением неравенства полов. Большинство женщин не имеет возможности себя реализовать. А от этого страдает все общество. Следовательно, разговоры о демократии, правах человека – все это миф. Гендерная асимметрия – это выражение политической недальновидности мужчин-политиков.
Первые выборы без квоты в 1989 и 1990 гг. показали, что женский вопрос в стране не решен – женщины проиграли выборы. В 1990 г. женщин – депутатов Верховного Совета РФ было всего 3%, Верховного Совета СССР – 8,9% от общего количества депутатов. Так называемые демократическое общество, в котором народ управляет делами этого общества, где созданы механизмы, гарантирующие доступ каждого к власти, гарантируются права человека, его свободы и возможность самоутверждения, оказалось блефом.
В 1993 г. женщин – депутатов было 13,6%, или 69 человек, в 1995 г. их стало еще меньше – 46 человек, или 9,6%.
Не было женщин - депутатов от партий ЛДПР, «Демократическая Россия»» и «Аграрная партия России». От КПРФ из 99 депутатов было 9 женщин и 8 из них избраны по одномандатным избирательным округам.
Не стало фракции «Женщины России», которая в какой-то степени пыталась решать женские проблемы через законотворческую деятельность.
Выборы 1999 г. в Государственную Думу были еще более негативны в отношении женщин – избрано всего 34 женщины.
В чем же причина такого положения, какие механизмы в обществе устранили женщин от участия в политической деятельности, нужно ли это изменить?
Провозглашение в России свободы и равенства всех людей перед законом предполагает пересмотр всей совокупности властных отношений в обществе. Суть демократического устройства, модернизации общественных систем состоит не только в перераспределении полномочий между ветвями власти, между государством и гражданским обществом, но также между мужчинами и женщинами. Степень участия женщин в структурах власти является критерием устойчивости базы демократии, т. е. Включения в демократические процессы всех членов общества, независимо от пола.
Тот факт, что женщина занимает определенный руководящий пост, сам по себе еще не может служить гарантией соблюдения интересов женщин. Однако в обществе всегда присутствуют интересы мужского и женского населения, и они различны. Гендерный подход при принятии политических решений означает, прежде всего, осознание того, что те или иные явления по-разному могут влиять на мужское и женское население, вызывать неодинаковую их реакцию, поддерживать социальную напряженность в обществе. И женщины, находящиеся во властных структурах, объективно способны привнести в политическую культуру те элементы, которые помогут отстоять, защитить интересы и женского, и мужского населения. Партнерство женщин и мужчин в политике является источником более полной и представительной демократии, создания реальных возможностей учета многополюсных интересов в обществе.
Мировой опыт парламентаризма свидетельствует о том, что если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, то это облегчает принятие законов в защиту детей. Если же 20 – 30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы женского населения, реализуются намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа – без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические и иные проблемы.