Роль информации в общественном развитии
В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит всё более нарастающий её поток, который отнимает у нас всё больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество.
Перефразируя слова академика С. И. Вавилова: «… современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».
Слово «информация» (от латинского – сведения, разъяснения, изложение)- одно из более употребляемых в современном языке. Феномен информации привлёк к себе внимание философов, физиков, лингвистов, физиологов, генетиков, социологов, историков и других. При погружении в семантику этого термина перед взором учёных предстал своеобразный, запутанный, затенённый множеством наслоений физического, физиологического, психологического, социального характера феномен, споры о котором не затихают и по сей день. Была выработана бездна его дефиниций, специалисты насчитывают их более двухсот, среди которых нет ни одной более или менее общепризнанной. Оформились научные школы, по-разному трактующие это понятие, развивающие разные концепции информации.
В философских дискуссиях по вопросу о предметной области информации существуют, по крайней мере, три позиции.
Во-первых, информация истолковывается как сфера общения и средство общенаучной рефлексии.
Во-вторых, информация понимается как свойство самоорганизующихся систем, связанное с упорядочением взаимодействий.
В-третьих, информация предстаёт как мера неоднородности распределения материи и энергии, свойство материальных систем, фиксирующих изначальную неоднородность мира. Три вышеуказанные концепции вошли в современную теорию под названием коммуникативная, кибернетическая и атрибутивная.
Первая из названных концепций изучается в рамках таких наук, как психология, педагогика, лингвистика, журналистика и других. Вторая концепция лежит в основе теории связи и управления. Её взяла на вооружение информатика – наука об оптимальном кодировании сообщений и передачи сигналов по техническим каналам связи.
Третья, атрибутивная, концепция опирается на наиболее широкое понимание информации как отражения разнообразия в любых объектах и процессах в живой и неживой природе. В ней информация определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, которая сопровождает все протекающие в мире процессы. Хотя общепризнанных определений информации нет, специалисты признают, что информация – предельно широкое понятие, выходящее за рамки какой-либо отрасли знания.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Информационная культура – сравнительно новая научная и учебная дисциплина. А что такое «культура» вообще, как её понимает наука сегодня?
Культура (от латинского – возделывание, уход, взращивание) имеет более 500 научных определений. Культура – это не только ценности и верования, нечто «хорошее», «прекрасное». В философии среди множества понятий культуры даётся её определение в широком смысле как совокупности всех проявлений общественной жизни, достижений и творчества людей. Культура имеет необозримое количество областей, сфер, форм. Единое поле мировой культуры объединяет поля мирового искусства, мировых социополитических, социоэкономических и других совокупностей. С точки зрения содержания, культура охватывает все формы проявления объективного духа данной общности людей – язык, письменность, нравы, обычаи, экономику, науку, технику, политику, общественное устройство, производство, искусство, религию, образование и т.д. Вместе с общей культурой личности существуют такие понятия, как «политическая культура», «экономическая культура», «эстетическая культура», «педагогическая культура», «мировоззренческая культура», «коммуникативная культура», «нравственная культура», «профессиональная культура» и т.п.
Культура – это слой, меняющий всю структуру сознания и дающий способность перестраивать нормы деятельности личности неслучайно, целенаправленно. Саморазвиваться может только тот, кто выращивает своё культурное сознание. А наличие культурного сознания, как уже отмечалось, является обязательным условием развития мира, общества, индивида. Культура и информация представляют собой единое целое. Это мнение многих отечественных и зарубежных учёных (Д. Белл, Д. Лайон, Ю. М. Лотман, А. И. Ракитов и др.), изучавших процесс взаимодействия культуры и информации. О. М. Лотман, например, ввел в научный оборот определение: «Культура – совокупность всей не наследованной (негенетической) информации, способов её организации и хранения».
Под информационной культурой мы понимаем: систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности.
Итак, для становления информационного общества необходимо единство информации и культуры, поскольку наличие культурного сознания является обязательным условием развития мира, общества, индивида.
На протяжении всего хода исторического развития общества человечеством выработано множество средств и способов передачи информации, называемых информационными коммуникациями.
Суть коммуникации заключается в осуществлении связи между пространственно разделёнными объектами. Эта связь может осуществляться разными способами, из которых самым распространённым является информационный. Соответственно, и такие коммуникации, в которых связь между разделёнными объектами осуществляется путём передачи информации, называются информационными.
В зависимости от канала передачи сообщений принято делить информационные коммуникации на неформальные и формальные. Неформальные коммуникации устанавливаются путём личных контактов, встреч, бесед, а формальные – через специально созданные обществом организации и учреждения – систему печатных изданий, информационные службы и т.д.
По форме представления сообщений информационные коммуникации подразделяются на документальные, по которым движется зафиксированная на носителе информация, и не документальные – устная речь.
Способ передачи информации соответственно, тип коммуникации определяет канал - специально созданная в обществе траектория, по которой осуществляется движение информации. Его значение трудно переоценить, поскольку смена одного типа коммуникации другим подчиняется действию закона соответствия пропускной способности каналов коммуникаций объему движущейся по ним информации. Действие этого закона основано на противоречии между относительно постоянной и весьма ограниченной пропускной способностью каналов и все возрастающим в ходе общественной практики объемом информации, в результате чего возникают информационные заторы, «пробки», приводящие к информационным революциям. Каждая информационная революция разрешает на определенное время это противоречие созданием принципиально новых каналов, имеющих большие пропускные способности.
Таким образом, рассмотрение понятия и механизма смены информационных коммуникаций становится теоретической основой информационных революций, объясняет их природу, цели и результаты.
Итак, информация - первооснова мира. Все, что нас окружает, везде и всюду информация, информация внутри нас и вне нас.