Роль стереотипов в познании человека человеком

В концепции Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни [цитата по 6, с.69]. Прежде всего, это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни. Но эта информация дает далеко не полное представление о мире, поскольку окружающая действительность слишком велика, слишком сложна и изменчива, а возможности личного опыта ограничены. Пробелы в знаниях, полученных в личном опыте, человек заполняет информацией, черпаемой из различных источников человеческой культуры; но и этот вид знаний также не совершенен – он часто дает искаженное представление о мире. Несмотря на это, такие представления имеют большую устойчивость и используются людьми в качестве «кодов» (критериев оценки) явлений, фактов и событий окружающей действительности. Такие ригидные коды-знания, усваиваемые в готовом виде, У. Липпман назвал «стереотипами» [6, с.69].

С самого начала возникновения стереотипов они недостаточно полно отражают действительность, поскольку включают в себя представления лишь о некоторых сторонах явлений общественной жизни.

Отмечая существенные недостатки стереотипного мышления, Липпман тем не менее считает, что отказ от всех стереотипов расстроил бы человеческую жизнь, так как мир все-таки достаточно однообразен, в силу чего экономия внимания, даваемая использованием стереотипов, необходима и неизбежна [6, с.69]. Более совершенное познание действительности автор связывает с наличием у людей трезвого отношения к применяемым ими стереотипам.

Рассматривая проблему усвоения стереотипов, Липпман отмечает, что часто они заимствуются некритически от авторитетных людей [цитата по 6, с.70].

Стереотипы рассматриваются как разновидности так называемых социальных установок и исследуются во взаимосвязи трех составляющих их компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого. В ходе изучения когнитивного компонента социальные установки анализируются с точки зрения их содержания. Аффективный компонент установки (называемый также чувственным или эмоциональным) выражает положительное или отрицательное отношение человека к объекту познания и придает установке оценочный характер. От него в большой степени зависит устойчивость стереотипов. Поведенческий компонент установки характеризует готовность человека к определенному поведению в отношении объекта познания. С позиции трехкомпонентности стереотипов выделяется два их вида: полные и неполные. Полные включают все три компонента. К неполным стереотипам относятся такие, в которых отсутствует хотя бы один из вышеназванных компонентов.

По содержанию стереотипы можно разделить на две категории: стереотипы, характеризующие людей как членов определенных национальных, социальных и политических групп, и стереотипы, характеризующие личностные особенности людей по их поведению, физическим качествам, оформлению внешности и т.д.

Стереотипы могут быть неадекватными и адекватными. Можно выделить несколько причин неадекватности стереотипов: часть стереотипов с самого начала неадекватно отражают суть явлений; ряд стереотипов, будучи вначале адекватными, со временем устаревают, в силу того, что и отдельные люди, и группы людей развиваются и изменяются. Адекватные стереотипы являются «неполноценными» обобщениями, поскольку они содержат ограниченный набор существенных признаков. Необходимо учитывать также и возможность некорректного применения стереотипов. Указанные и некоторые другие особенности стереотипов предъявляют определенные требования к организации познавательной деятельности человека, использующего стереотипы.

Снижение устойчивости стереотипов обусловливается двумя типами факторов: социальными и психологическими. К социальным факторам относятся: образовательный ценз людей и осознание обществом особенностей стереотипов. Чем выше уровень образования человека, тем менее устойчивы его этнические предрассудки.

Можно выделить следующие психологические факторы, способствующие изменению стереотипов:

1) общение и совместная деятельность с объектом познания;

2) объединение людей во имя общезначимой цели;

3) увеличение знаний об объекте общения;

4) некоторые факторы групповой динамики, являющиеся результатом межнационального группового взаимодействия;

5) определенные личностные черты;

6) сильные эмоциональные впечатления.

Дефицит общения, такие черты личности, как авторитаризм и замкнутость, состояние фрустрации, определенный стиль познания людей, характеризующийся некритичностью, способствуют косности стереотипов [6, с.74].