Сельский и городской быт

Понятие «быт»

А) Ожегов СИ. «Словарь русского языка».

Быт – это уклад повседневной жизни, непосредственно связанный с воспроизводством как самого человека, так и населения в целом, с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей.

Б) Википедия – свободная энциклопедия (ресурс Интернета).

Быт – часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в:

·    пище

·    одежде для защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды (одежда, обувь и др.)

·    жилье

·    поддержании физического здоровья

·    сохранении и продолжении семьи (рода),

- а также духовных потребностей в повседневном:

·обеспечении душевного комфорта

·общении с другими людьми

Быт в широком смысле – уклад повседневной жизни.

В) Быт – это сфера человеческой жизнедеятельности в которой субъект с его социальными, материальными, ценностными, характеристиками осуществляет потребительскую, хозяйственно-бытовую, досуговую деятельность в условиях, определяемых глобальными (общим экономическим, политическим положением в стране, политикой государства в сфере услуг, жилья, здравоохранения, культуры), локальными (общим экономическим, политическим положением в крае, политикой местных властей в сфере услуг, жилья, здравоохранения, культуры) и поселенческими (развитостью инфраструктуры учреждений бытового, медицинского, культурного обслуживания) факторами.

Село, уклад сельской жизни

Село (деревня)исторически сложившаяся, специфическая, социально-территориальная поселенческая общность, возникшая вследствие отделения ремесла от земледелия, одна из первых форм расселения людей, занятых преимущественно сельскохозяйственным трудом, отличающаяся от города малой концентрацией и небольшой численностью населения в пределах определенной территории.

На сегодняшний день село испытывает значительные трудности выполняя донорскую функцию, из села черпается больше ресурсов, чем отдается взамен.

Положение крестьянина серьезно дестабилизировалось после аграрной политики 90-х годов, одновременно произошел распад интеллектуальной среды деревни. Произошло отчуждение человека деревни от труда и его результатов, что, в свою очередь не могло не сказаться на экономической и социальной эффективности сельского хозяйства в целом.

Не внесли ясности и преобразования, начатые в России после 1991 года.

Большинство колхозов и совхозов как по объективным причинам распалось.

Уровень сельскохозяйственного производства резко снизился.

Существенные признаки сельской местности:

·    Информационная изолированность. В сельской местности слабо развита или почти не развиты средства коммуникации. Большинство сельских жителей не имеют телефона, не выписывают журналы и федеральные газеты, многие компьютер и факс видели только по телевизору, про Интернет – знают только название. Основным источником информации служат центральные общефедеральные каналы телевидения (ОРТ и РТР).

  ·  Значительное ограничение свободы передвижения. Хрестоматийная для России проблема – плохие дороги – стоит особенно остро в сельской местности. Поэтому многие сельские женщины вынуждены жить натуральным хозяйством и рассчитывать только на собственные силы и выносливость в борьбе с природной стихией и в критических ситуациях.

  ·  Социальная незащищенность и правовая безграмотность. Низкий уровень юридической грамотности не позволяет сельским жителям не только защищать, но и реализовывать свои права, о которых большинство жителей просто не знают.

  ·  Криминогенная обстановка. Бедность, безработица, алкоголизм способствуют росту преступности в селах – кражи, самогоноварение и пьяные драки стали обыденностью во многих деревнях.

  ·  Сужение круга возможностей для получения образования, выбора профессии, построения карьеры. Безработица. По сравнению с жителями больших и крупных городов сельские жители имеют существенно меньшую свободу выбора мест работы, профессии, меньше возможностей для реализации свободы потребительского и досугового поведения, короче, меньший спектр выбора по существу во всех жизненно важных сферах жизнедеятельности.

  ·  Низкая оплата труда, бедность.

  ·  Отсутствие современных технических приспособлений для ведения домашнего хозяйства. Из всех благ технического прогресса в быту – электрификация во многих деревнях единственное "новшество", отличающее способ ведения домашнего хозяйства от дореволюционного периода. Приготовление пищи, поддержание чистоты, отопление жилища требуют физических усилий и отнимают значительно больше времени, чем в городских условиях.

  ·  Более благоприятная в экологическом отношении, чем в городе, окружающая среда и пища.

  ·  Давление общественного мнения, сужение границ частной жизни. Часто подробности частной жизни сельских жителей, которые в городских условиях не выносились бы для публичного рассмотрения и оценки, в деревнях становятся темой для общего обсуждения.

Понятие урбанизации

Урбанизация (от лат. urbanus – городской) – процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации – рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). Процесс урбанизации идёт за счёт:

  ·  естественного прироста городского населения;

  ·  преобразования сельских населённых пунктов в городские;

  ·  формирования широких пригородных зон;

  ·  миграции из сельской местности в городскую.

Город, уклад городской жизни

быт сельский городской уклад жизнь

Город – это качественно новые формы объединения людей на базе общественных отношений.

Отделение города от деревни основывается на изменениях в производстве и имеет собственное содержание. Промышленные виды труда иным образом связаны с природой, чем сельское хозяйство. Природа не является непосредственным предметом труда, а ремесленный труд может существовать там, где есть рынок. С процессом отделения города от деревни связано и разделение труда на материальный и духовный (физический и умственный).

Однако город – это не только новые виды труда, но и качественно новые формы объединения людей, объединение не на основе кровных уз, а на базе общественных отношений, т.е. связей, созданных не природой, а самими людьми, обществом.

Город становится формой преодоления ведущей роли природы в развитии человечества, "элементом", созданным обществом. В деревне же сохраняется преобладание природного начала.

Жизнь в мегаполисах необратимо изменяет человека, его восприятие природы и его психику. Это может оказаться опасным для будущего человечества. Условия жизни в крупных городах во многом противоречат генетической приспособляемости человека.

Существенными признаками города являются:

1. преобладание застроенной части территории над незастроенной, искусственных и видоизмененных покрытий над естественными неизменными;

2. наличие, а зачастую преобладание многоэтажной застройки;

3. развитая система общественного транспорта, наземных и подземных коммуникаций;

4. развитая торговая сеть;

5. высокий уровень загрязненности окружающей среды (на 1-2 порядка выше, чем прилегающей к городу территории);

6. так называемые "болезни урбанизации", в том числе связанные с распространением инфекций при высокой плотности населения;

7. наличие специально созданных рекреационных территорий общего пользования;

8. высокая плотность размещения учреждений образования, здравоохранения и культуры;

9. культовые сооружения одной или нескольких конфессий;

10. разнообразие социального выбора (по сравнению с сельской местностью);

11. наличие одной или нескольких ежедневных газет, распространяемых не только в городе;

12. наличие пригородной зоны – переходной между городом и прилегающей к нему территорией.

Фразеологизмы, пословицы и поговорки

1. Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе.

Плутарх в «Изречениях царей и полководцев»рассказывает, что, проезжая через жалкий альпийский городишко, Цезарь произнес: «Я хо тел бы лучше быть первым здесь, чем вторым в Риме». Эта фраза Цезаря, характеризующая честолюбцев, приобрела крылатость в измененной редакции.

2. Потёмкинская деревня

Выражение «потемкинская деревня» означает обман с явной целью приукрасить положение. В 1787 году Екатерина II совершила поездку в недавно присоединенный к России Крым. На всем пути следования ее взору открывались прелестные картины. Добротные дома радовали глаз. Нарядно одетые люди шумно приветствовали императрицу. На пастбищах паслись тучные стада коров, амбары ломились от хлеба. Богатейший край, обетованная земля! Довольная Екатерина осыпала милостями завоевателя Крыма Потемкина. Невдомек было ей, что не селения попадались ей на глаза, а декорации. Что стада коров – это всего лишь одно-единственное стадо, перегоняемое с места на место тогда, когда она, императрица, почивала. И в мешках вовсе не пшеница была, а песок. И что у встречавших ее «хлебом-солью» подданных отнимут пышные одежды и прикажут впредь держать язык за зубами. Не знающее себе равных надувательство стало ‘достоянием истории. Возникло выражение потемкинские деревни – формула показного блеска, мнимого благополучия.

3. Без денег в город – сам себе ворог.

Без денег в город – сам себе ворог. Устар.– Какое тут веселье, – отвечал печально Антон, рассеянно глядя в поле.– Что ж, опять небось алтын не хватает?.. Знамо, без денег в город – сам себе ворог; жаль, брат, прохарчились мы больно, а то бы помогли. Григорович, Антон-Горемыка.

4. Бог да город, черт да деревня.

БОГ ДА ГОРОД, ЧЕРТ ДА ДЕРЕВНЯ. Устар. Город во всех отношениях лучше деревни (о темноте, дикости, невежестве, косности и т. п. дореволюционной деревни).

В городе суета, в деревне маета.

В городе суета, в деревне маета. Везде свои трудности. Везде несладко.

6. Что город, то норов, что деревня, то обычай.

Поговорку – что город, то норов, что деревня, то обычай – можно применить и к языку: говор всякого поселения чем-нибудь да отличается от говора другого поселения.

7. В деревне без птиц и летучая мышь – птица.

8. В каждой деревне свои порядки

9. Кто в деревне родиться, тот в городе пригодиться.

10. Книга в деревне, что окно в избе

11. Деревня богата, так и город богат.

12. Ни к селу, ни к городу.