Семья (понятие, функции)
Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Слово "семья" восходит также к числу "семь" и местоимению "я", что связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»
• Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.
• Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.
• Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
• Биологическая: состоит из родителей и детей.
Семья и ее место в формировании личности
Семья имеет большое значение в формировании личности. И это не просто высокие слова. Человеческое существо не может стать человеком вне человеческим общением. А известно, что оптимальное общения, особенно для детей, возможно только в семье.
Раньше считали, что для младенца самое важное быть накормлены, чтобы были соблюдены санитарно-гигиенические нормы ухода за ним... »То есть основное внимание обращалось именно на физическое развитие ребенка.
Однако, как показал опыт содержание детей-младенцев в приютах в начале XX в. и после мировых войн, когда очень много малышей остались сиротами, оказалось, что лучшего ухода, лучших санитарно-гигиенических условий, сбалансированного питания еще недостаточно для того, чтобы ребенок нормально развивался. Объективным является факт, что даже в хороших детских домах у персонала не хватает времени на общение с младенцами. Это сказывается как на их психическом, так и на физическом развитии. Такие дети медленнее развиваются, у них могут возникнуть разного рода отклонения и даже болезни. Ученые заметили, что когда такой ребенок попадает в семью, то она через некоторое время догоняет тех своих сверстников, которые от рождения воспитывались в семье.
Доказано, что чрезвычайно важную роль здесь играют общения ребенка с матерью или другим человеком, который ее заменяет, а также микроклимат в семье. Кажется, что ребенок до года совсем ничего не понимает, понимает совсем мало, но это не так. Младенец еще не понимает языка, но ему уже доступно невербальное восприятие. Детка тонко понимает настроение своей мамы, те послания, которые передаются через взгляд, улыбку и др. И, в свою очередь, также показывает маме свое состояние. В общении матери с ребенком происходит непрерывный обмен информацией. Именно семейное общение является залогом психологического благополучия ребенка. Украинская народная педагогика раз и культивировала такой подход к ребенку с момента его рождения. Так же в доброй семье обращается внимание и на физическое развитие ребенка, его здоровье. Ведь только родители и другие ближайшие ребенку люди могут лучше знать ее потребности - и духовные, и физические.
Воспитание в семье
Семейное воспитание детей всегда гармонично сочеталось с национальным воспитанием и уважения прав и свобод народностей, которые жили и живут в стране. Это обеспечивается самой природой, или же менталитетом. Так называемая интернациональная идея, исповедовалась более семи десятилетий государственными органами, агрессивная шовинистическая политика с востока, которая также не отрицалась ни компартийными, ни государственными властями, привели к значительным потерям народом лучших духовных качеств, реформации национального сознания. Именно поэтому сегодня как для семьи, так и для всей образовательно-воспитательной системы важнейшей задачей является формирование личностных качеств гражданина, которые включают в себя национальное самосознание, развитую духовность, моральную, художественно-эстетическое, правовое, трудовое, физическую, экологическую культуру, развитие индивидуальных способностей и таланта.
Высшая цель воспитания детей в семье - обеспечить высокий уровень образованности и сознания гражданина своей страны, способной на основе жизни и опыта собственного народа и достижений мировой науки и культуры, учет национально-территориальных особенностей государства осуществлять социально-экономическое развитие и хозяйствования в стране, утверждать важнейшие идеалы гуманистической культуры и демократических взаимоотношений людей, отстаивать и защищать права, достоинство и честь своей Родины.
Национальное воспитание является фактором целостного формирования личности, отражает систему взглядов, убеждений, идеалов, традиций, обычаев, призванных формировать мировоззрение и ценностные ориентации молодежи.
За всю историю вида гомо сапиенс изменилось около 1600 поколений. Под поколением, как правило, понимают интервал между средним возрастом родителей и их детей. Древнегреческий ученый Геродот - «отец истории» - отмечал, что «триста человеческих поколений составляют десять тысяч лет, так как три поколения образуют века». Это и составляет три поколения.
Наука доказывает, что воспитание является глубоко национальным по своей сути, содержанию, характеру.
Организуя и осуществляя воспитание детей в семье, родители должны осознавать, что ни в одной стране мира не существует воспитания «вообще». Оно всегда имеет конкретно-историческую национально-государственную форму выражения и направлено на формирование гражданина конкретного государства, которое не может быть безнациональным. Немецкая система воспитания воспитывает немца, французский - француза, японский - японца, русский - русского.