Планирование производства продукции растениеводства
Объекты финансового планирования на предприятии — денежные фонды (финансовые ресурсы и другие источники формирования имущества хозяйствующего субъекта) и их конкретное воплощение в активах предприятия (в том числе и в денежных средствах). Следовательно, в процессе финансового планирования определяют будущие финансово-кредитные отношения предприятия: внутренние — приемлемые границы затрат, желаемые доходы, возможности развития производства, и внешние — желаемые параметры связей с поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, налоговыми органами и т. д. От доверия партнеров зависит возможность эффективной работы предприятия, поэтому финансовый план должен быть достаточно обоснован.
Цели, задачи и функции планирования
Цель финансового планирования состоит в обеспечении воспроизводственного процесса соответствующими по объему и структуре финансовыми и денежными ресурсами. Достичь этой цели можно разными способами. В административно- командной экономике годовые финансовые планы составляли на основе контрольных цифр, доводимых предприятиям отраслевыми министерствами и ведомствами: по объему и номенклатуре товарной продукции, распределению прибыли, размеру и источникам финансирования капитальных вложений, ценам реализации и др. В этих условиях финансовой службе предприятия отводилась роль исполнителя: реальной потребности в финансовом планировании и прогнозировании движения денежных ресурсов на низовом уровне не было. Рыночная экономика требует качественно иного подхода к финансовому планированию, поскольку просчеты и неточности планов приводят к ухудшению финансового состояния предприятия. За годы экономических реформ в сельском хозяйстве России сложилась определенная система финансового планирования. Однако она имеет существенные недостатки:
-планирование объема реализации продукции на основе маркетинговых исследований не является исходным звеном всего процесса планирования и фактором, определяющим параметры производства;
-при планировании выручки от реализации используют, как правило, затратный механизм ценообразования без учета рыночной конъюнктуры;
-не осуществляется системное планирование всех видов финансовых и денежных ресурсов и их использования; например, не составляются сметы распределения прибыли и использования амортизационного фонда, плановые расчеты минимальной (постоянной) потребности в оборотных средствах, план движения денежных средств, а также плановый баланс активов и пассивов;
-на предприятии часто отсутствует разделение затрат на постоянные и переменные, что не позволяет планировать маржинальную прибыль, порог рентабельности, точку безубыточности и определять запас финансовой прочности;
-действующая система финансового планирования выручки и затрат основана только на использовании бухгалтерского «метода начисления», основанного на сравнении доходов с затратами, связанными с их получением; практически не используется «кассовый метод», являющийся основой для расчета потребности в денежных ресурсах, кредитах и займах.
В результате такого подхода планирование потребности в заемных средствах, а также возможностей погашения кратко- и долгосрочных ссуд полностью выпадает из сферы финансового планирования предприятий.
В то же время имеются причины, сдерживающие переход сельскохозяйственных предприятий на современные методы финансового планирования:
- отсутствие четких законодательных и других правовых норм по ценообразованию на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую
перерабатывающим предприятиям, занимающим монопольное или доминирующее положение на региональном рынке;
- не разработанность нормативно-рекомендательной базы финансового планирования;
ограниченность финансовых ресурсов для переподготовки кадров, способных осуществлять серьезные финансовые разработки.
Роль финансового планирования на предприятии постоянно возрастает. В финансовых планах стратегические цели предприятия приобретают форму конкретных финансовых показателей, обосновывается финансовая база намеченных производственных планов и планов развития, повышается инвестиционная привлекательность агроформирования для внешних инвесторов.
Основные задачи финансового планирования следующие:
• обеспечение материально-финансовой сбалансированности производственных и инвестиционных планов; для этого необходимо изыскать соответствующие по целевому назначению и объему финансовые ресурсы — внутренние и внешние, собственные и заемные, мобилизованные на финансовом рынке и полученные в порядке перераспределения;
• изыскание денежных ресурсов, необходимых для реализации производственных программ развития всех отраслей сельскохозяйственного производства; отсутствие плана движения денежных средств ведет к нарушению платежно-расчетной дисциплины и, как следствие, к применению соответствующих финансовых санкций, убыткам, неплатежеспособности и банкротству;
•определение путей и пропорций наиболее эффективного вложения капитала; без расчета стоимости собственного и заемного капитала, возможного увеличения экономической рентабельности путем привлечения кредита (эффект финансового рычага), рационального вложения финансовых ресурсов в основные и оборотные активы темпы роста финансовой рентабельности (рентабельности собственного капитала) снижаются;
• выявление неиспользованных внутрихозяйственных и внешних финансовых ресурсов, а также путей получения дополнительных денежных средств, необходимых для обеспечения финансовой устойчивости и развития предприятия;
•установление рациональных взаимоотношений с финансово-кредитными органами и контрагентами;
• соблюдение финансовых интересов собственников и других инвесторов;
• корректировка производственных и инвестиционных планов в зависимости от их обеспеченности финансовыми и денежными ресурсами;
•анализ финансового состояния предприятия после реализации плана производственно-финансовой деятельности; для этого необходимо составление баланса активов и пассивов (прогнозного бухгалтерского баланса) на конец планируемого года.
Содержание финансового плана
Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:
1) Прогноз объемов реализации. Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
- первый год — данные приводятся помесячно
- второй год — данные приводятся поквартально
- третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
2) Баланс денежных расходов и поступлений. Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта.
Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта. Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:
- первый год — данные приводятся помесячно
- второй год — данные приводятся поквартально
- третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
3) Таблицу доходов и затрат. Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:
- первый год — данные приводятся помесячно
- второй год — данные приводятся поквартально
- третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев. Среди анализируемых показателей выделяются:
1) доходы от продаж товаров;
2) издержки производства товаров;
3) суммарная прибыль от продаж;
4) общепроизводственные расходы (по видам);
5) чистая прибыль.
4). Сводный баланс активов и пассивов предприятия. Назначение — главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.
5)График достижения безубыточности. Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).
С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.
6)Стратегия финансирования и анализ развития. В этом разделе должен излагаться план получения средств для создания или расширения предприятия.
При этом необходимо ответить на вопросы:
а). Сколько требуется средств для реализации данного проекта.
Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана
«Финансовый план».
б). Источники финансовых ресурсов и форма их получения.
Источниками могут служить: собственные средства; кредиты банков;
привлечение средств партнеров; привлечение средств акционеров и так далее.
в). Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них. Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.
Планирование себестоимости продукции и управление издержками
Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции. Плановая себестоимость определяется путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий.
В зависимости от характера производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость продукции. При выпуске одного вида продукции себестоимость единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия содержит также сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий. Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции по отношению к стоимости продукции в оптовых ценах предприятия.
Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции не только характеризует планируемый уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и качества продукции. В плане затраты рассчитываются на плановый объем и ассортимент продукции, но фактический ее ассортимент может отличаться от планового. Поэтому плановое задание по затратам на 1 руб. продукции пересчитывается на фактический ассортимент и потом уже сопоставляется с данными о затратах на 1 руб. продукции. Плановая себестоимость продукции определяется путем соответствующих расчетов технико-экономических факторов, обусловливающих снижение себестоимости продукции:
1) повышение технического уровня производства;
2) улучшение организации производства и труда;
3) изменение объема, структуры и размещения производства;
4) улучшение использования природных ресурсов;
5) развитие производства.
Постановка системы управления издержками (затратами) предусматривает:
• организацию структурного подразделения по обеспечению управления издержками,
• формализации процедур управления издержками, описание новых процессов управления, в том числе систем учета, контроля и планирования.
• инструменты управления издержками в виде моделей бизнеса основных уровней управления и методик их использования в управлении издержками, методик поддержания актуальности моделей бизнеса.
Система управления издержками должна отвечать ряду требований:
1. Обязательно должна быть обеспечена стратегическая направленность принятия решений в области управления издержками. Снижение издержек является одной из основных составляющих стратегического плана развития бизнеса.
2. Должны быть четко определены объекты управления. Не зная причин появления тех или иных видов издержек, мы не можем говорить об управлении ими.
3. В управлении издержками вся документация должна одинаково восприниматься на всех уровнях управления Компаниями.
4. Планирование должно работать не по свершившемуся факту, а на упреждение негативных последствий изменения внешнего окружения бизнеса.
5. Управление должно быть поставлено на системную основу, а не осуществляться время от времени.
Планирование прибыли
Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного хозяйства в целом.
Планируется прибыль раздельно по видам:
• от реализации товарной продукции;
• от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
• от реализации основных фондов и другого имущества;
• от внереализационных доходов и расходов.
Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные их них - метод прямого счета и аналитический. Раскрою на примерах эти традиционные методы исчисления прибыли с тем, чтобы в дальнейшем на их основе сформулировать укрупненный подход к максимизации прибыли с учетом опыта других европейских государств.
Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов. Расчет ведется по формуле:
П - (В*Ц) - (В*С),
где П - плановая прибыль;
В - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном
выражении; Ц - цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С - полная себестоимость единицы продукции. Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
• определение базовой рентабельности как частного отделения ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
• исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
• учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.
План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).
Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за «весь отчетный период независимо от времени изменений. Кроме изложенных выше способов планирования прибыли -методом прямого счета и аналитическим - существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.
Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли в планируемом году целесообразно, исходя из опыта западного предпринимательства, сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные. Как известно, к переменным затратам относятся расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и др. Эти затраты изменяются пропорционально изменению объема производства.
Постоянные затраты - это такие, которые не изменяются в зависимости от роста амортизационные отчисления, уплата процентов за кредит, арендная плата, оплата труда управленческого персонала, административные расходы и др.
Смешанные затраты включают как переменные, так и постоянные расходы. Таковыми, например, являются почтово-телеграфные расходы, затраты на проведение текущего ремонта оборудования и др.