Семья как составляющая культуры
В культуре можно выделить непрерывные процессы, устойчивые тенденции и структуры отношений, действий, словом, все то, что обозначается термином "традиция". Культурными объектами, воплощающими традицию, принято считать нравы, обычаи, ритуалы, обряды, нормы, правила деятельности, поведения, взаимодействия. Обычно в теориях и истории культуры действие традиционных образований рассматривается на уровне историко-культурных регионов, обществ, субкультур. Соответственно, оказывается возможной лишь констатация наличия таких образований. Однако нераскрытым остается вопрос, каковы социальные, психологические, культурные механизмы действия традиции, поскольку они ненаблюдаемые на макрокультурном уровне. Их действие можно понять, только если обратиться к рассмотрению непосредственных межличностных связей и отношений, к изучению так называемых первичных групп и в частности – семьи [М. Мид, 1988, с. 27].
О семье и ее значении размышляли еще в древности, истоки этих размышлений восходят к философии Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Плутарха («Наставление супругам»). Согласно им, философское осмысление семьи сводится в большей степени к размышлениям об отношениях членов семьи, то есть супругов, родителей и детей (Мишель Монтень «Опыты»), о роли семьи в государстве, и, конечно же, о любви как неотъемлемой части семейного бытия (Гегель «Философия права»).
Платоновский диалог «Пир» посвящен разработке идеи любви, которая, по его мнению, лежит в основе становления и существования любой вещи и мира вообще. «Государство» представляет собой одно из первых произведений утопической литературы. Государство предстает в нем как военный лагерь, в котором семья в прежнем смысле слова не существует. Мужчины и женщины соединяются лишь в целях деторождения. Причем выбором мужчин и женщин занимается государство, втайне от них. Матери и отцы не знают своих детей, а все женщины-стражи являются женами стражей-мужчин. Следовательно, по мысли Платона, общность жен и детей - выражение высшей формы единства и единомыслия граждан такого государства [И. С. Кон, 2003, с. 93].
Аристотель в «Политике» подверг острой критике эту идею; объединение государства в единую семью - прямая дорога к его гибели. Множество детей, имеющих множество отцов, приведет к тому, что все сыновья в равной степени будут пренебрегать своими отцами.
Таким образом, Аристотель рассматривал человека в первую очередь как существо политическое. Семья для человека, по Аристотелю, первый вид общения и соответственно важнейший элемент государственного устройства. Он придает большое значение законодательству о браке, обеспечивающему рождение здоровых детей, предписывающему пути воспитания будущих граждан.
Семья, как культурный объект, характеризуется прямыми контактами между людьми, интенсивной эмоциональной окрашенностью, многомерностью личностных проявлений и социальной безопасностью и выполняет в обществе и культуре весьма важные функции, связанные с личностным самоопределением. Во-первых, групповые ценности, образцы поведения, взаимодействий, отношений составляют основу отнесения людьми себя к определенному личностно-культурному типу, к определенной группе. Таким образом, они формируют свое культурное пространство, внутренние параметры которого задаются спецификой структуры и содержания групповых связей. Во-вторых, осознание себя как элемента такого культурного пространства позволяет людям на базе своей культурной идентичности проводить социально значимые различия между собой и представителями других групп [Э. Гидденс, 2005, с. 228].
Такого рода различия закрепляются во внешне проявляемых признаках: манера одеваться, говорить, особенности поведения, времяпрепровождения, использование определенных вещей как символов групповой принадлежности- словом, все, что можно обозначить понятием "стиль жизни". Стиль жизни как явление культуры, как обобщенный показатель групповой идентичности позволяет людям различать друг друга не просто как индивидов, но как субъектов определенных социокультурных слоев и групп. Отсюда следует, что семья представляет собой базовый социальный уровень, на котором зарождаются, формируются, поддерживаются и изменяются такие культурно-распознавательные признаки.
Семейные роли во многом определяются демографическими различиями, закрепленными в культурных формах. На протяжении веков во многих культурах, роль мужчины чаще определяется как глава семьи, носитель нормативных начал в семье. Роль женщины как хозяйки дома, человека, организующего межличностные отношения в семье, обеспечивает внутреннюю стабильность семейной структуры. Роль ребенка в семье определяется тем, что, с одной стороны, родители несут ответственность за его подготовку к нормальной социокультурной жизни взрослого человека и потому по мере возможностей помогают ему в освоении культуры. С другой стороны, осваивая элементы культуры, ребенок как человек с иными, чем у родителей, мышлением, способностями, мировоззрением, вносит в них свои индивидуальные или характерные для поколения вариации. Тем самым он подвергает "испытанию на прочность" традиционные семейные стереотипы и ценности, а также открывает родителям особенности представлений, свойственных представителям его поколения.
В семье представлены фундаментальные социально-демографические различия: между мужчиной и женщиной, мужскими и женскими ролями; между поколениями и культурными позициями взрослых и детей. В рамках семьи можно обнаружить набор предпосылок, необходимых для освоения и воспроизведения исходных социально значимых знаний и навыков, основных элементов культуры.
Семья - живой организм, микро-общество, в котором соприкасаются прошлое, настоящее и будущее, в котором идет формирование культурных основ человеческой реальности.