Система пенсионного обеспечения военнослужащих в СССР
До Великой Октябрьской социалистической революции в царской России не было, по существу, единой системы пенсионного обеспечения. После свершения революции 14 ноября 1917 года было опубликовано Правительством сообщение о социальном страховании. В соответствии с этим 21 ноября 1917 года СНК РСФСР был принят Декрет об увеличении пенсий, согласно которому всем пенсионерам, ставшими инвалидами вследствие несчастных случаев, в том числе и бывшим военнослужащим, выплачиваемые пенсии увеличивались вдвое. При этом повышение пенсий производилось с 1 января 1917 г. Положением о социальном обеспечении инвалидов – красноармейцев и их семей от 28 апреля 1919 г. устанавливалось пенсионное обеспечение военнослужащих армии и флота, а также членов семей погибших военнослужащих [16, с.44]. В последующие годы с ростом экономических возможностей страны система государственного социального обеспечения военнослужащих неуклонно совершенствовалась. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 марта 1926 г. государственное обеспечение начальствующего (т.е. офицерского) состава впервые было выделено из общей системы социального обеспечения военнослужащим и передано военному ведомству. Этим же постановлением было введено в действие социальное положение, в котором предусматривалось назначение лицам начальствующего состава пенсий за выслугу лет и по инвалидности, выходного пособия и пособия по безработице, а их семья – пенсий по случаю потери кормильца, оказание бесплатной медицинской помощи, выдача единовременных пособий по случаю потери кормильца, выдача единовременных пособий по случаю рождения ребенка и на погребение умерших членов семьи.
Указом Верхнего Совета СССР от 6 марта 1965 г. № 140 для инвалидов войн 3 группы из числа военнослужащих срочной службы был установлен льготный порядок выплат пенсий с учетом заработка, согласно которому выплачиваемая им пенсия с 1 мая 1965 г. при любом заработке не может быть ниже минимального размера пенсии. Для лиц, офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверх срочной службы устанавливались следующие минимальные размеры пенсий, ниже которых пенсии не могли назначаться:
- за выслугу лет – 45 рублей в месяц, а для лиц постоянно проживших в сельских местностях и связанных с сельским хозяйством, - 38 руб. 25 копеек в месяц (85 % от 45 руб.)
- за выслугу лет 25 лет и более – для лиц офицерского состава, пенсия которым исчислялась без учета окладов по воинским званию, - 70 руб. в месяц; в связи с тем, что офицерам, являющимся участниками Великой Отечественной войны, пенсии за выслугу лет 25 и более, исчисленные без учета окладов по воинским званиям, были повышены на 15 руб., минимальный размер пенсии для них практически составлял 85 рублей в месяц (70+15);
- по инвалидности 3 группы, наступившей вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте: для офицеров – 45 руб., для прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы – 40 руб. в месяц;
- по инвалидности 3 группы, наступившей вследствие заболевания, не связанного с пребыванием на фронте, или несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, - 30 руб. в месяц.
Наряду с этим постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1965 г. инвалидам войны и семьям погибших военнослужащих существенно расширены льготы и преимущества в области трудоустройства, медицинского обслуживания, в обеспечении жилой площадью и т.д. Постановлением Совета Министров СССР от 26 сентября 1967 г. «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостоянию советского народа» предусмотрено, в частности, значительное повышение пенсий инвалидам войны. Так, пенсии по инвалидности 1и 2 групп с 1 января 1986 г. были повышены: инвалидам войны из числа лиц офицерского состава, пенсии которым исчислены только из должностных окладов (без учета окладов по воинским званиям), - 25 руб. в месяц; инвалидам войны из числа военнослужащих рядового, сержантского состава срочной и сверхсрочной службы – на 15 руб. в месяц. С 1 мая 1968 г. были повышены минимальные размеры пенсии по инвалидности 3 группы: инвалидам войны из числа лиц офицерского состава – 40 руб. в месяц, инвалидам войны из числа военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава срочной и сверх срочной службы – до 30 руб. в месяц.
Кроме того, указанным постановлением инвалидам войны предоставлена существенная льгота при переходе на пенсию по старости. Право на эту пенсию они приобретают в возрасте: мужчины – 55 лет (вместо 60лет), женщины – 50 лет (вместо 55 лет).
Если раньше основной размер пенсий по случаю потери кормильца семья военнослужащих и пенсий по инвалидности военнослужащим срочной службы исчислялся лишь из небольшой части заработка (денежного содержания), то теперь, как правило, эти пенсии исчисляются пропорционально всей сумме заработка, что приводит к увеличению размеров пенсий.
Существенно повышены минимальные размеры пенсий. Так, для инвалидов войны из числа военнослужащих срочной службы новый наименьший размер пенсии составлял: для инвалидов 3 группы – 33 руб. в месяц [11 п.15]. Для инвалидов из числа офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы минимальный размер пенсий несколько выше указанных. Новые минимальные размеры пенсий семья военнослужащих срочной службы, погибших на фронте или при исполнении иных обязанностей военной службы, были установлены: на одного нетрудоспособного члена семьи – 27 руб., на двух нетрудоспособных членов семьи – 45 руб., на трех и более нетрудоспособных членов семьи – 70 руб. в месяц. Увеличены минимальные размеры пенсий и семьям погибших офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы.
Максимальные размеры пенсий повышены инвалидам войны II групп из числа военнослужащих срочной службы с 90 до 120 руб., другим инвалидам I и II групп из числа этих военнослужащих и семьям умерших военнослужащих срочной службы с двумя и более членами семьи – 60 – 90 до 120 руб. в месяц. Для инвалидов войны пенсия по старости с 15 декабря 1974г. увеличена на 15 руб. в месяц (в пределах существующего максимального размера) [11 п. 16]. Кроме того, установлено, что пенсии по инвалидности, назначаемые офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверх срочной службы, и пенсии их семьям по случаю потери кормильца не могут быть ниже пенсий военнослужащих сержантского срочной службы и членов их семей, назначаемых при равных условиях по Закону о государственных пенсиях, с повышением на 10%. Предусмотрен льготный порядок выплаты пенсий работающим инвалидам войны 3 группы; предоставлено право на пенсию родителям, дети которых погибли на фронте, независимо от того, состояли ли родители на иждивении погибшего военнослужащего; вновь повышен минимальный размер пенсий семья погибших военнослужащих с одним нетрудоспособным членом семьи с 27 до 33 руб. в месяц (у семей офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверх срочной службы минимальный размер пенсий несколько выше). Кроме того, установлено, что членам семей инвалидов войны I группы время их фактического ухода за инвалидом засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий.
Инвалидам войны I и II групп, приживающих в домах, не имеющих центрального отопления, предоставлена скидка в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Таким образом, на основании вышеизложенного материала, можно сказать, что система пенсионного и социального обеспечения военнослужащих в годы СССР не стояла на месте, а постоянно развивалась и совершенствовалась. Вышло несколько постановлений Совета Министров СССР и указания Центрального финансового управления, которые и определили порядок обеспечения военных пенсионеров и их семей необходимым и, на мой взгляд, достойным денежным содержанием, учитывая цены того времени.
Учитывая и особенности прохождения военной службы, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих регламентируются отдельными Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Социальное обеспечение уволенных офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверх срочной службы, женщин, проходивших по состоянию на 4 августа 1976 г. и позднее военную службу в добровольном порядке на должностях солдат, матросов, сержантов, старшин и курсантов военно-учебных заведений, проходивших военную службу по контракту, лиц, занимавших в период Великой Отечественной войны и советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и членов их семей организуются в Министерстве Обороны Российской Федерации на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей», других законодательных актов и решений Правительства Российской Федерации по этим вопросам, соответствующих приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, указаний и разъяснений Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации.
Настоящий Закон обобщил накопленный в СССР и других странах опыт разработки законодательства о пенсиях и явился очередным шагом на пути совершенствования в течение десятилетий системы пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Работа по социальному обеспечению военнослужащих и членов их семей организуется и осуществляется в целях своевременного и полного удовлетворения военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей, умерших, погибших или пропавших без вести военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих положенными по закону пенсиями, пособиями и компенсациями, а также оказание указанным лицам всемерного содействия в предоставлении установленных для них льгот в удовлетворение неотложных нужд, обеспечения надлежащего уровня их социальной защищенности. В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 1% октября 1999 г. № 1372, военный комиссар района отвечает за организацию работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством РФ пенсий, пособий и компенсаций и осуществление контроля за правильностью и своевременностью их выплаты. Работа по социальному обеспечению уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей в Министерстве Обороны РФ осуществлялось:
· военными комиссариатами районов и городов;
· военными комиссариатами республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт – Петербурга, автономной области, автономных округов, в составе которых имеются отделы социального и финансового обеспечения;
· финансово – экономическими управлениями военных округов.
Общее руководство работой по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию военнослужащих и членов их семей ранее осуществляло Главное финансово – экономическое управление МО РФ, на современном этапе данную функцию выполняет Департамент социальных гарантий.
На военные комиссариаты возлагается:
а) прием и оформление документов для назначения пенсий, пособий и компенсаций уволенным со службы военнослужащим и семьям умерших военнослужащих;
б) оказание содействия уволенным с военной службы военнослужащим и членам семей умерших военнослужащих в своевременном освидетельствовании учреждениях медика – социальной экспертизы, если их право на пенсию или пособие зависит от определения им группы и причины инвалидности;
в) ведение персонального учета пенсионеров МО РФ, проживающих на территории, обслуживаемой данным органом;
г) поддержание постоянной связи с состоящими на учете в военном комиссариате пенсионерами МО РФ, организация посещения их на дому, в первую очередь инвалидов, одиноких больных и престарелых пенсионеров, многодетных семей для ознакомления с условиями их жизни и быта;
д) разъяснение законодательства по вопросам пенсионного обеспечения и льгот, предоставляемых пенсионерами из числа военнослужащих и членов их семей;
е) осуществление совместного с учреждениями Сберегательного банка РФ, местными финансовыми органами и при участии актива пенсионеров контроля за правильностью получения пенсионерами пенсий, выплачиваемых с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее ее получение, в порядке, определяемом территориальным финансовым органом субъекта РФ. Проведение совместной с местными органами социальной защиты населения мероприятий по предотвращению одновременного получения пенсий от двух органов лицами, не имеющими на это права;
ж) осуществление контроля за правильностью выплаты в установленных случаях пенсионерам, имеющим в пользовании легковые автомобили, денежной компенсации на эксплуатационные расходы в порядке, определяемом соответствующим органом, а также денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание;
з) оказание содействия уволенным с военной службы военнослужащим, утратившим трудоспособность, и семьям военнослужащих, умерших после увольнения с военной службы, в оформлении документов, необходимых для получения единовременных пособий и страховых сумм по обязательному государственному страхованию военнослужащих, а так же для постановки на учет в органы службы занятости населения.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа органов по социальному обеспечению лиц, уволенных с военной службы и членов их семей достаточно серьезна, многообразна и очень ответственна. Несмотря на большой объем работы и выполняемым функциям, возникающих порой трудностей с финансированием, Аппарат пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей, достойно выполняет свои обязанности.