Система социальной защиты во Франции

Французская система социальной защиты населения представляет собой один из вариантов модели социального страхования Бисмарка, доминирующей на европейском континенте, которая предусматривает перераспределение текущих доходов бюджета социальной защиты, формируемого за счет взносов работников и предпринимателей, в пользу пенсионеров и нуждающихся.

В начале 90-х гг. ХХ в. в большинстве стран эта система была серьезной корректировке с целью исправления возникшего бюджета социального обеспечения и решения проблем, связанных с радикально изменившейся демографической обстановкой. Происходит известное сближение моделей социальной защиты, введение единых принципов ее организации. Однако в настоящее время речь идет не о создании европейской модели социального обеспечения, а лишь об унификации основных базовых показателей, которые в первую очередь были бы адекватны определенному историческому и институциональному процессу в данной стране, а также находились бы в русле политики, которую проводят страны Европейского Союза, подписавшие Социальную хартию

Во Франции система социальной защиты ее граждан сформировалась в первые три послевоенных десятилетия при непосредственном участии государства. Управление этой системой и ее финансирование должны были осуществляться на паритетных началах представителями профобъединений и ассоциаций предпринимателей при участии администрации. Успешное развитие экономики вплоть до середины 70-х годов создавало материальную базу для функционирования системы социального страхования и способствовало сохранению стабильности в обществе. Энергетический кризис доходов и проходившая в 80-х годах структурная перестройка экономики выявили слабые стороны сложившейся системы социального обеспечения, прежде всего, ее дорогостоящий характер.

С начала 90-х годов темпы развития экономики Франции замедлились и стали просто не сопоставимы с 60-70-ми годами. Так, если в конце 60-х годов среднегодовой прирост ВВП составлял 5. 7%, то в 90-е годы он снизился до 1,3%. На протяжении 90-х годов сохранялся устойчиво высокий уровень безработицы (11-12%); она носила застойный характер, увеличивалась и её средняя продолжительность. Государственный долг в 1996 г. составил 100% ВВП. Ускорился рост дефицита бюджета социального обеспечения стимулируемый увеличением числа лиц, охваченных различными социальными пособиями, а также воздействием демографических факторов: сокращением суммарной рождаемости, увеличением средней продолжительности жизни населения. При этом процесс старения населения сопровождается не только увеличением доли пожилых людей, но и сокращением доли молодежи.

Следует особо отметить, что во Франции реформирование социальных структур защиты населения сопровождалось усилением влияния государственной власти в управлении всей системой социальной защиты, что резко выделяло ее среди ведущих стран Европы, поскольку в этот период в европейской общественной мысли крепла идея сокращения чрезмерной регулирующей роли государства, и все большее число французских ученых и общественных деятелей поддерживало её. Однако идея ограничения роли государства, его отхода от всепроникающего влияния, по мнению многих из них, не означает полного отказа от контролирующих функций государства, базирующихся на законе. Бесспорно, нужно укреплять рыночные механизмы в организации здравоохранения, пенсионного обеспечения и т. д., но делать это постепенно.

Во Франции государственная пенсионная система по старости, охватывающая основную массу пенсионеров, представляет собой сложное многоярусное образование. В 90-х годах в стране действовало более 100 дополнительных режимов пенсионного обеспечения. А в целом пенсионная система состоит из пяти подсистем:

1) базовые режимы для наёмных работников;

2) дополнительные режимы;

3) специальные режимы для отдельных категорий занятых;

4) базовые режимы для ненаёмных работников;

5) дополнительные (факультативные) режимы.

Каждая из них имеет свою специфику, что проявляется в финансировании, возрасте выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа для получения полной пенсии, а также методике исчисления размера пенсии.

Базовые режимы являются основными в национальной системе социального страхования. Они действуют по единой методике пенсионного обеспечения лиц, занятых в промышленности и торговле. По одной схеме функционируют  как Национальная касса страхования по старости, так и Центральная касса взаимного страхования в сельском хозяйстве - для сельских наёмных работников базового режима осуществляется в основном за счет социальных взносов предпринимателей (8,2% от фонда заработной платы) и наёмных работников (7,6% от зарплаты). Кроме этих взносов средства на обеспечение базового режима включают специальные социальные взносы, установленные для некоторых категорий - врачей, журналистов, артистов и др., а также трансферты, поступающие из специального фонда страхования по старости. Часть средств составляют проценты от размещения свободных финансовых ресурсов, которое осуществляется Центральным агентством учреждений социального страхования.

В базовом режиме действует система надбавок, наследования пенсионных прав, возможность трудоустройства после выхода на пенсию. Так, надбавки положены с воспитавшим трех и более детей; одному из супругов, на иждивении, которого находится другой, не имеющий собственной пенсии; пенсионерам, которые не могут обходиться без посторонней помощи и др. По принятым во Франции правилам один из супругов может наследовать часть пенсии умершего супруга. С 1982г. Оформление пенсии по старости означает конец трудовой деятельности. На практике разные режимы предусматривают различные правила: одни полное прекращение трудовой деятельности, другие - только наемной работы.

Помимо основных базовых режимов во Франции действуют обязательные дополнительные режимы страхования, объединяющие профессиональные различные категории трудящихся. Значительная часть дополнительных режимов пенсионного обеспечения сосредоточена в рамках Ассоциации режимов дополнительных пенсий (АРРКО) и Всеобщей ассоциации пенсионных учреждений (АЖИРК).

В 1996г. обе эти ассоциации объединились и создали единый фонд солидарности. В дальнейшем, до 31 декабря 2005 г., предполагается трансформировать пенсионные системы АРРКО в единую, обеспечить функционирование единой схемы финансирования за счет повышения уровня взносов и удлинение срока их выплат, снизить темпы роста размера пенсий, упростить управление.

Разница в материальном обеспечении пенсионеров усиливается благодаря выплатам из специальных режимов пенсионного обеспечения, установленных для работников некоторых отраслей: для гражданских и военных государственных служащих, железнодорожников, моряков, горняков, артистов балета, вокалистов, работников энергетической и газовой промышленности. В некоторых случаях лица, получающие пенсии по специальным режимам, уходят на пенсию раньше установленного законом возраста, например, артисты балета - в 40 лет, вокалисты, моряки, шахтеры, некоторые категории железнодорожников - в 50 лет, работники (кроме управленческого персонала) таких компаний, как “Электрисите де Франс”, Французский банк и некоторые другие - в 55 лет.

По специальным режимам пенсия подсчитывается от уровня зарплаты в конце трудовой деятельности, чаще всего она равняется 80% средней заработной платы за 10 последних лет, но при этом не существует никаких дополнительных режимов. Большинство специальных режимов пенсионного обеспечения, особенно в государственном секторе, предоставляют большую по размерам пенсию. Отчасти это объясняется более высокими отчислениями работодателей. В последние годы многие специальные режимы начинают испытывать серьезные финансовые трудности. В результате государству приходится дотировать часть выплат.

Обязательные базовые режимы для ненаемных работников функционируют под эгидой отраслевых касс: Автономной национальной кассы по выплате пособий по старости ремесленникам; Национальной кассы страхования по старости лиц свободных профессий; Национальной кассы французских адвокатов. Взносы и способы расчета пенсий определяются в каждом случае специальными соглашениями между соответствующими кассами и ассоциациями ненаемных работников. В результате такой многоярусной системы один работник получает в среднем 2,8 различных пенсий.