Системно-физическая концепция мира

Самыми разными экспертами сложившаяся в мире геополитическая ситуация характеризуется как экстремальная. Эту проблему в том или ином контексте все чаще затрагивают аналитики, специализирующиеся на анализе самых разных сторон общественной жизни, обозреватели в средствах массовой информации, публицисты, деятели в области политики, экономики, культуры, все они так или иначе аппелируют к мнению ученых, в том числе философов-глобалистов. Основной автор - международная неправительственная организация, именуемая "Римским клубом".

Против этого трудно возразить - мы видим, что подвергается разрушительной деформации система мироустройства, которая складывалась даже не десятки, а сотни лет. Свидетельством тому - многочисленные очаги сепаратизма, потенциальные и активные. Беспрерывно следующие друг за другом, уже накладывающиеся друг на друга техногенные и экологические катастрофы, энергетические и финансовые кризисы, межнациональные конфликты, все чаще разрешающиеся силовыми методами - все это напоминает больше не разрозненные, несвязанные между собой эксцессы, но начальную фазу одного, охватывающего весь мир глобального кризиса. Нынешнее состояние общества вполне можно определить как тотальную войну всех против всех и это уже выглядит так, как будто наш мир беспощадно воюет сам с собой. Что происходит с нами, где находятся источники этого саморазрушения? Ответов на этот вопрос существует много. К сожалению, в значительном числе случаев они являются результатом локального анализа конкретной ситуации в той или иной отдельно взятой стране, отражением ее узконациональных интересов, что формирует слишком специфический, узкий аспект проблемы.

Но в целом отношение к этой проблеме нельзя назвать совершенно однозначным. Наряду с тревожными, пессимистическими существуют и вполне обоснованные оптимистические ее оценки. Мир вздрагивает от подземных толчков, но стремится жить привычной жизнью. И очень многие сомневаются, есть ли основания всерьез воспринимать утверждения о существовании подобного кризиса. Вот только здравый смысл и осторожность требуют именно этого.

Общим элементом (и основным изъяном), который содержится в рассуждениях всех без исключения аналитиков является анализ актуального состояния земной цивилизации в рамках узкого, чисто земного, локального исторического подхода. В то время как земная история является лишь органической частью, локальным преломлением вселенского исторического процесса, частным проявлением всеобщих вселенских законов. Именно это можно использовать как обоснование правомерности альтернативного (космического) подхода к данной проблеме. В качестве основных положений этого подхода можно назвать следующие.

a)  Земная цивилизация является органической частью Вселенной, и ее развитие подчиняется законам более общим, чем известные нам исторические;

b)  С позиций известных нам на данный момент исторических закономерностей невозможно прогнозировать глобальные повороты в эволюции космического явления – цивилизации и целенаправленно осуществлять их;

c)   Для этого необходим принципиально новый подход в познании;

d)  Такой подход существует и называется СФКМ (системно-физическая концепция мира).

Этот подход являет собой качественно новый тип теории, органически сочетающей в себе физическую строгость и философскую глубину обобщений. СФКМ - прообраз меганауки (единой науки), которой рано или поздно суждено появиться в познавательном пространстве человека и заменить собой нынешнее, несовершенное и неадекватно отражающее действительность знание.

В гносеологическом аспекте СФКМ являет собой принципиально новый стиль мышления (новую парадигму). Новизна любого познавательного подхода (как, впрочем, и любая другая новизна) всегда связана с отказом от устаревших традиций. В случае СФКМ содержание новизны определяется отказом от самой древней и глубокой познавательной традиции (которая, по сути, была получена человеком в наследство от своего животного предшественника), которая так или иначе, в той или иной форме присутствует в современном познании, является его "невидимым" ядром.

Эта традиция заключается в органической способности человека воспринимать мир как совокупности отграниченных друг от друга в пространстве и времени предметов и явлений. В Новое время она обрела законченную форму в атомистском подходе, в использовании в теоретических построениях атомно-молекулярного теоретического конструктора, применение которого, однако, ограничено областью физико-химических явлений. Но ведь существует множество других явлений - например, психологических, социальных, которые также нуждаются в исследовании. Для построения экономических, социальных, психологических теорий "прямое" применение атомно-молекулярного конструктора недопустимо, но какой-то наиболее общий образ необходим и здесь. Он и присутствует: в неявном виде, в форме некой условной поверхности, отграничивающей один предмет от другого и одно явление от другого.

Таким образом, в традиционном восприятии человека наличествует "лишний" элемент - псевдограница и этот элемент способен оказывать весьма существенное деформирующее воздействие на наше понимание вещей. В качестве примера возьмем явление, которое условно можно назвать "атомизацией личности". Например, человек, ощущающий себя атомом бытия, т. е. не испытывающий благодарности в отношении прошлого и не признающий ответственности перед будущим, человек, отграничивший себя от общества барьером личных, эгоистичных потребностей оказывает специфическое влияние на характер отношений в обществе, а идеология такого "индивидуального атомизма" - на само течение истории.

Но в свете некоторых новых (условно, конечно, новых) представлений, да и просто с точки зрения здравого смысла все объекты нашего мира - равно как и явления взаимодействий между ними есть порождение, проявление некой первичной, единой сущности (назовем ее физическим вакуумом или просто первичным порядком). Это означает, что границы, физически отделяющей объекты действительности друг от друга, в природе не существует, а существует скачок свойств между спокойным и возбужденным состояниями вакуума (истинной материи). В настоящее время существующая тысячелетия атомистская традиция исчерпала свой конструктивный потенциал и в полном соответствии с законами диалектики переходит в свою противоположность, начиная выполнять роль тормоза в развитии человечества.

Принципиальная новизна СФКМ заключается в том, что этот подход заменяет (точнее - дополняет) атомистские представления системно-вакуумными. А это позволяет выстроить совершенно новый аспект восприятия мира, как целого, увидеть все его явления и связи в новом свете (т. е. получить принципиально новую целостную картину мира).

Познавательные принципы, на которых базируется СФКМ органически объединяются в системных представлениях, образуя системно-физический (системно-вакуумный) синтетический подход в познании.

Подводя итог этой краткой аннотации нового подхода, можно добавить, что синтетический подход, аналогичный СФКМ - это качественный скачок в познании, который рано или поздно должен был произойти и который неизбежно приведет к качественному скачку в развитии общества.