Системный подход в психосоциальной работе с семьей
Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни. Сегодня среди всех острых экономических, политических, межнациональных проблем современного российского общества на первый план выходят проблемы сохранения, укрепления российской семьи, а также социального оздоровления общества.
Семьи, оказавшись в трудной жизненной ситуации, должны иметь возможность получения профессиональной помощи, в первую очередь психосоциальной помощи специалистов социальной службы.
Психосоциальная работа – это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента.[1]
Цель психосоциального подхода: поддержание равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.
Владение психосоциальным подходом включает следующее:
- осуществление консультирования;
- решение конфликтных и психотравмирующих ситуаций;
- обучение клиентов самостоятельному решению возникающих проблем;
- помощь в актуализации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов;
- стимулирования самоуважения клиентов и их уверенности в себе.
Направление работы:оказание неклинической психологической помощи.
Одним из наиболее распространенных подходов в странах с развитой и адресно дифференцированной социальной работой является системный подход.[2] Согласно этому подходу, семья рассматривается как социально-психологическая система, имеющая определенную структуру с теми или иными подструктурами (например, «супруги», «дети», «бабушка и внук») и системой взаимоотношений, отражающейся в поведении всех членов семьи.
Для семьи как системы характерны две потенциально противоречащие друг другу тенденции: тенденция к сохранению гомеостаза (стабильности) и тенденция к изменениям. Следует отметить, что дестабилизация семьи может быть вызвана разными причинами, и в мировой литературе существуют типологии семейных кризисов, однако в контексте психосоциальной работы в первую очередь следует выделить такие типы кризисов, как:[3]
«снег на голову» – шоковое состояние вследствие резко ухудшившегося положения семьи из-за внешних обстоятельств (потеря работы, снижение уровня материального благосостояния, вынужденная миграция и пр.);
«кризис опеки» – результат недееспособности кого-либо из членов семьи (новорожденный, хронически больной, инвалид или престарелый);
«кризис развития», связанный с этапами развития семьи.
Одной из наиболее характерных черт жизненного цикла многих российских семей является недостаточность или отсутствие физического и, главное, психологического разделения поколений (так, например, подавляющее большинство молодых семей продолжают жить вместе с родителями одного из супругов). В результате многие родители активно вмешиваются в личную жизнь своего взрослого ребенка на этапе выбора им спутника жизни, а в случае заключения брака фактически имеет место не образование новой семьи, а приход нового члена семьи в родительскую семью. На стадии рождения первого ребенка часто бывает неясно, кому принадлежат родительские функции – матери или бабушке, а впоследствии нерешенные детско-родительские проблемы обычно транслируются на взаимоотношения с собственными детьми.
В серьезном кризисе могут оказаться супруги среднего возраста, нередко находящиеся «между молотом и наковальней»: с одной стороны – традиционные трудности взаимоотношений с ребенком подросткового возраста, с другой – груз ухода за беспомощными и/или больными стариками-родителями.
Одна из главных задач психолога – создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение родителей и детей. Но успешно решать ее он может только в совместной работе с родителями, задавая определенное содержание и продуктивные формы и методы психосоциальной работы.
Вышеупомянутые и другие возникающие проблемы, семейная система стремясь сохранить состояние гомеостаза, часто пытается решить неадекватными способами: им может быть психосоматическое заболевание, алкоголизация, упорное сопротивление трудоустройству, уход из дома, ухудшение поведения или школьной успеваемости ребенка, попытка суицида, насилие в семье, совершение правонарушения и многое другое, – с этим приходится повседневно сталкиваться сотрудникам социальных служб.
Таким образом, организация психосоциальной работы с семьёй в социальной службе представляет собой сложный процесс, включающий такие аспекты, как анализ проблем и потребностей семей в их решении.
Психотерапия как метод лечения традиционно входит в компетенцию медицины, имея при этом, в качестве методов воздействия не только медикаментозные, но и психологические средства, находится на стыке нескольких областей знания: медицины, психологии, педагогики, социологии, философии и др.
Одним из подходов социальной работы с семьей является использование метода семейной терапии, в соответствии с которым члены семьи все вместе обсуждают свои проблемы с терапевтом.