Системы опросов общественного мнения

Исследования общественного мнения относятся к тому типу социологических исследований, которые требуют тщательного соблюдения целого ряда методических и организационных условий при своей реализации. Такие работы осуществляются, как правило, по репрезентативным, специально спроектированным выборкам; опираются на тщательную организацию эмпирических исследований с привлечением специально обученных интервьюеров и анкетеров; предполагают проведение опросов по принципам омнибуса и мониторинга и так далее.

Объясняются подобные требования к проведению массовых опросов общественного мнения тем, что получаемая в процессе их реализации информация в первую очередь предназначена для применения в управлении обществом, а не решении чисто научных задач. Естественно, она может быть использована по-разному, с разным эффектом.

Здесь имеет смысл вспомнить об упоминавшейся в учебнике позиции В. Л. Оссовского, связанной с различиями между социологическими исследованиями и поллингами (опросами общественного мнения). Действительно, последние нельзя полностью сводить к глубоким научным исследованиям массового сознания, поскольку для социолога-исследователя общественное мнение – это не просто сумма мнений индивидуальных.

Однако, с другой стороны, в поллингах при проведении зондажей, замеров состояния общественного мнения как агрегата мнений индивидуальных мы каждый раз имеем дело как бы со своеобразными референдумами. Иногда справедливо говорят, что лучше уж не иметь никакой информации об общественном мнении и действовать, руководствуясь интуицией, чем иметь ненадежную, искаженную информацию. Именно поэтому массовые опросы общественного мнения проводятся во всем мире, как правило, в рамках специально организуемых систем (институтов, центров, фондов и.т.п.) изучения общественного мнения.

Системы опросов общественного мнения представляют собой комплексы специально организованных социально-информационных институтов, создаваемых и функционирующих для надежной, объективной, оперативной, репрезентативной и стандартизованной информации с целью использования ее в социальном управлении.

Как видно, организация изучения общественного мнения в рамках подобных систем позволяет:

во-первых, достигать высокой надежности и объективности получаемой информации.

Во-вторых, системы опросов позволяют добиваться максимальной экономичности при проведении опросов: значительные затраты требуются на этапе создания системы, затем они постоянно уменьшаются с учетом использования уже подготовленных выборок и анкетеров, интервьюеров, стандартизированного инструментария опросов.

В-третьих, использование систем опросов общественного мнения дает возможность осуществлять исследования по принципу омнибуса. Суть его заключается в том, что опросная фирма (система опросов общественного мнения) проводит регулярные, четко «очерченные» по времени исследования и организации – заказчики могут включить в опрос ряд своих, интересующих именно вопросов, получив затем при минимальных затратах необходимую информацию, даже по общенациональной выборке. Понятно, что подобные исследования имеют особое значение для малого и среднего бизнеса.

В-четвертых, такие системы позволяют организовывать панельные, повторные, сравнительные исследования общественного мнения, изучать его в динамике.

Краткий анализ принципов организации, методов и опыта работы подобных систем опросов общественного мнения. Краткий постольку, постольку традиционно сложилась система достаточно закрытой деятельности таких организаций, что во многом оправдано, исходя из самой специфики их работы, необходимости организации самого процесса исследований на принципах относительной секретности, в условиях постоянной конкуренции с иными центрами изучения общественного мнения.