Совершенствования рынка труда Кабардино-Балкарской Республики в кризис 2009 года

Кризис привел к снижению ВВП РФ в 1-ом полугодии 2009 года на 9 %. Общая численность безработных увеличилась с 4,1 млн человек в первом полугодии 2008 года до 6,5 млн человек в первом полугодии 2009 года. Уровень общей безработицы увеличился соответственно с 5,4 % до 8,5 %, численность занятых экономической деятельностью уменьшилась соответственно с 71,7 млн. человек до 69,5 млн. Здесь необходимо отметить, что указанный рост официально зарегистрированной безработицы произошел не только из-за кризиса - свое влияние оказал также рост пособия по безработице с начала 2009 года. То есть люди, которые ранее не регистрировали себя на бирже труда, сочли необходимым это сделать, чтобы получить деньги.

Постоянное отслеживание и оценка уровня безработицы становится важной составляющей частью управления экономикой.

«В условиях финансово-экономического кризиса развитие экономики должно базироваться не только на взаимодействии рыночных механизмов, но и на институциональных основах, особенно на том, что социальные детерминанты глобализации определяют параметры функционирования и главный вектор экономики. Одним словом, сегодня речь идет о необходимости увеличения государственной и общественной составляющей в регулировании рынка. «Либерализм в экономике должен уйти в прошлое, уступив место жесткому государственному регулированию», - было заявлено на Европейском саммите глав государств. Об этом говорится и в Концепции - 2020 долгосрочного социально-экономического развития РФ от 08.08.2008 г.

Как было сказано выше, кризис не мог не повлиять и на региональные рынки труда. Так, и в Кабардино-Балкарской республике в условиях относительной стабильности (в КБР кризисные явления не оказали сильных негативных влияний на ситуацию в сфере занятости, по крайней мере, по официальной статистике) имеет место ряд факторов, способствующих сохранению высокой напряженности.

В первую очередь - структура спроса не соответствует ее предложению в профессионально-квалификационном разрезе. Наблюдается устойчивый спрос на специалистов инженерно-технического профиля, на рабочих с заданными требованиями к опыту работы и личностным качествам, а также - во многих случаях - завышенными требованиями работодателей при относительно невысокой заработной плате на предлагаемые вакансии.

Во-вторых, недостаточная адаптированность системы профессионального образования к требованиям рынка труда республики. Налицо перепроизводство кадров по отдельным специальностям.

В-третьих, отсутствие предпосылок для издания эффективного государственного управления, отвечающего потребностям населения.

Более 80 процентов граждан, обратившихся в службу занятости, состоят из лиц, ранее не работавших, ищущих работу впервые либо имеющих длительный перерыв в работе.

По данным государственного комитета КБР по занятости населения, в 2009 году в органы службы занятости обратились за поиском работы 61,2 тыс. человек, из них 49,7 тыс. человек были признаны безработными (в 2008 г. обратилось 62422, из них признаны безработными 53044; в 2007 г. - обратилось 70410, из них признаны безработными 61456).

Реализуемые в республике мероприятия антикризисной программы содействия занятости населения, а также сезонные факторы способствовали устойчивому сокращению численности зарегистрированных безработных. Так на 1 января 2010 года официально зарегистрированы 19,0 тыс. безработных граждан, что на 4,7 тыс. человек меньше показателя 2008 года. Уровень фиксируемой безработицы сократился на 1,1 % по сравнению с прошлым годом и составил 4,4 %. Значение данного показателя дифференцированно в городах и районах республики и колеблется от 1,1 % до 12,4 %, что свидетельствует о том, что рынок труда в республике характеризует неоднородная картина в разрезе муниципальных образований.

Основной контингент безработных граждан составляют молодежь, женщины. Удельный вес женщин среди безработных по-прежнему остается высоким - 61,6 %. Доля молодежи в возрасте 16-29 лет составляет 27,5 %. В 2008 году эти цифры составляли соответственно 64,7 % и 28,7 %.

Для республики характерны высокие показатели сельской безработицы, где в последние годы доля сельских жителей в обшей численности зарегистрированных безработных остается на уровне 60-65 %.

В КБР предпринят ряд серьезных мер по минимизации возможных рисков, связанных с трудоустройством безработных. Так, в рамках антикризисных мер по инициативе президента Кабардино-Балкарской Республики А. Б. Канокова органами местного самоуправления совместно с центрами занятости населения были определены планы развития общественных работ в разрезе населенных пунктов, которые стали основой для принятия постановления Правительства Кабардино-Балкарской республики «Об организации общественных работ в Кабардино-Балкарской Республике в 2009 году» от 4 мая № 116-ПП.

В течение 2009 года в общественных работах по благоустройству населенных пунктов республики принимало участие 1808 человек с финансированием на сумму 17,4 млн. рублей.

Также в целях предотвращения возникновения критической ситуации на рынке труда и повышения уровня занятости населения в КБР в 2009 году реализована Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике в 2009 году, утвержденная Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 марта № 58-ПП.

Система мероприятий Программы состояла из следующих направлений:

организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений;

содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 2100 безработных граждан.

В соответствии с Соглашением, подписанным с Федеральной службой по труду и занятости, в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики перечислена субсидия в размере 142693,6 тыс. рублей на реализацию указанной Программы.

Ассигнования из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на софинансирование дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, составили 7510.2 тыс. рублей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- мировой экономический кризис оказал серьезное влияние на ситуацию на рынке труда на всех уровнях, от муниципального до федерального, что заставило муниципальные и региональные власти разработать и принять определенные антикризисные меры с целью недопущения дальнейшего нарастания напряженности на рынке труда:

кризис внес серьезные изменения в структуру безработных граждан;

в период кризиса стало необходимым внедрение технопарков и инновационных технологий.