Современное положение женщин в системе государственного управления
Тематика, рассматриваемая в данной работе, чрезвычайно актуальна и находится в постоянном поле зрения Минтруда России. Проблема “Женщины и управление” связана не только с участием женщин в процессах принятия решений, продвижением по служебной лестнице, возможностью самореализации, но более широко - с общественным развитием. Участие женщин в управлении способно не только повысить эффективность этого процесса и улучшить качество принимаемых решений, но также улучшить качество жизни каждого человека.
Как известно, многими международными документами ООН, Совета Европы, подписанными Российской Федерацией, определена стратегия достижения более сбалансированного участия женщин в принятии решений. В частности, рекомендуется принять меры, направленные на расширение числа женщин в органах власти, принимающих решения в политической и общественной жизни на всех уровнях, в том числе путем разработки и принятия законодательства и специальных мер в отношении политических партий, социальных партнеров, профессиональных организаций, общественных институтов.
Рекомендации международного сообщества по расширению возможностей женщин в политической сфере были учтены при разработке Концепции по улучшению положения женщин в Российской Федерации, в национальных планах действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе, а также учитываются во вновь разрабатываемых документах, таких, как гендерная стратегия Российской Федерации.
Сегодня сфера управления достаточно феминизирована. Как известно, в органах законодательной власти доля женщин, замещающих государственные должности, составляет 56%, в органах судебной власти и прокуратуры - 68%, в органах исполнительной власти - 72%.
Хотя в настоящее время ни одна женщина не замещает должность министра, около 40 женщин работают в федеральных структурах в должностях первых заместителей, заместителей министров, статс-секретарей. Это свидетельствует о том, что у женщин накоплен огромный политический опыт и высокий потенциал, который должен быть использован на благо страны в полной мере.
Однако высокий удельный вес женщин, замещающих государственные должности, по сравнению с мужчинами, не обеспечивает им соответствующего представительства на должностях, имеющих влияние на принятие решений. Женщины не имеют реальной возможности в полной мере участвовать в принятии решений, определяющих как условия их собственной жизни, так и будущее страны.
Не может удовлетворять нас низкое представительство женщин-депутатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (7,7%). Среди 178 членов Совета Федерации только 7 женщин, это свидетельствует о том, что остается недооцененным их реальный вклад в укрепление государственности.
Невелико также влияние женщин на экономическое развитие страны. Представительство женщин в предпринимательской и банковско-финансовой элите также незначительно. Чем крупнее бизнес, тем меньше в нем женщин. Среди владельцев мелких и средних предприятий женщин больше - около 25-30%.
Сегодня очевидно, что отстранение женщин от политического процесса, отсутствие полноправного и паритетного участия женщин в принятии решений не позволяет находить эффективные пути решения общественных проблем, учитывать женский социальный опыт, умение согласовывать разные интересы. Гендерный дисбаланс властных структур негативно сказывается на качестве принимаемых законов. Так, экономическое законодательство, создаваемое российским парламентом, - налоговое, таможенное, кредитно-денежное - в основном ориентировано на создание более благоприятных условий для “мужских” отраслей экономики, чем для “женских” отраслей. Между тем, женщины со своим особым социальным опытом способны сбалансировать власть, сделать ее более современной.
Некоторые реальные положительные сдвиги мы можем видеть по результатам прошедших выборов в ряде регионов, которые показали отчетливый рост представительства женщин на региональном и муниципальном уровне. Так, на выборах 2000 г. в Москве баллотировалось 170 кандидатов в 15 округах. В 8 округах победили те женщины, которые были поддержаны 4 ведущими политическими партиями России. Таким образом, из 35 депутатов Московской городской Думы женщины составили 23% (в 1998 г. они составляли 20%). В Республике Карелия 32% женщин имеют депутатский мандат в законодательном собрании, в Самарской области - 23,7%.
По результатам состоявшихся выборов в Санкт-Петербурге, в России появилась первая женщина-губернатор. Особенностью этих выборов было то, что за кресло губернатора боролись две женщины, и при любом исходе выборов должность губернатора доставалась женщине. Будем считать это “почином” в ходе избирательной кампании, которая разворачивается в стране. Возможно, что в ходе выборов женщинам удастся кое-где сгладить отчетливые гендерные различия в составе политической и государственной власти и сделать бреши в “стеклянном потолке”, образованном из политических, культурных и идеологических стереотипов о разделении сфер деятельности и социальных ролях мужчин и женщин, распространенных в обществе, которые выступают препятствиями для включения женщин в политическую и общественную деятельность.
Мировая практика показывает, что увеличение женского представительства в высшем законодательном органе обуславливается наличием законов, регулирующих представительство полов в списках кандидатов в депутаты. Так, в скандинавских странах квоты представительства устанавливает государство, в Англии и ФРГ действуют партийные квоты, в Италии требуется чередование кандидатов - мужчин и женщин - в партийных списках.
Сознавая необходимость обеспечения равного участия мужчин и женщин в принятии решений, в 2001 году в России принят Федеральный Закон “О политических партиях”, в котором указано, что одним из основных принципов деятельности политических партий является создание для мужчин и женщин - граждан Российской Федерации - равных возможностей для представительства в руководящих органах политических партий, в списках кандидатов в депутаты и на иных выборных должностях в органах государственной власти и местного самоуправления.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении законопроект “О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации”.
Разработана и в настоящее время проходит широкое обсуждение Гендерная стратегия Российской Федерации, направленная на создание условий для устойчивого развития страны и человеческого потенциала, предполагающая учет гендерной компоненты во всех областях общественной жизни - в политике, экономике, культуре.
Этот программный документ предполагает устранение все еще имеющейся в обществе социальной асимметрии по полу, сложившейся не в пользу женщин, которых поэтому международное право признало “догоняющим полом”, “дискриминируемым полом” и т. п.
Необходимость принятия Гендерной стратегии как направления государственной политики обусловлена сложностью решения социально-экономических проблем переходного периода в России, значимостью активизации всех общественных сил, в том числе и женщин, составляющих более половины населения страны.
Это предполагает дальнейшее повышение их роли в обществе при условии ликвидации сложившихся дискриминационных гендерных асимметрий в сферах доступа к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, в распределении домашнего труда и т. д.
Известно, что главным условием равенства полов является экономическая независимость женщин и мужчин, наличие у них самостоятельного дохода. Для осуществления гендерной политики важно на фоне общего повышения благосостояния населения обеспечить сокращение различий в доходах мужчин и женщин, прежде всего, в их заработной плате, добиться равных прав и возможностей в доступе женщин к экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам, бюджетным средствам, кредитам.
Остается актуальной задача по созданию благоприятных условий, способствующих эффективному совмещению материнской функции с профессиональной, с тем чтобы женщина имела возможность свободного выбора жизненного поведения.
В успешном проведении гендерной политики важная роль отводится просветительской работе. Особую актуальность приобретает введение гендерно ориентированного образования - включение гендерных курсов в тематические планы образовательных учреждений всех ступеней, а также в программы курсов повышения квалификации руководителей всех рангов и специалистов.
Задача выдвижения женщин на высшие государственные должности требует целенаправленной подготовки и повышения квалификации государственных служащих.
Как позитивную следует отметить практику Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, где введены определенные спецкурсы по проблемам женщин на государственной службе, подготовке женщин-лидеров, организуются различные международные женские симпозиумы, конференции, проблемные “круглые столы”.
Гендерные проблемы в управлении не являются новыми для нашей страны. Государство занималось ими при проведении текущей и перспективной социальной политики. Однако в текущем столетии вызовы времени требуют повышенного внимания к этой стороне государственного управления и общественных отношений. От эффективности гендерной политики во многом зависит успешное осуществление общенациональных.