Современное состояние гендерной дифференциации заработанной платы в РФ

Заработки женщин в России существенно ниже мужских и составляли в 2000-е гг.60-65% от заработной платы мужчин. Основные причины неравенства заключаются в горизонтальной (межотраслевой) и вертикальной (статусной) сегрегации. Проще говоря, женщины работают в основном в отраслях с низкой оплатой труда и медленнее продвигаются по карьерной лестнице. На уровне регионов, помимо общих для страны барьеров, работают и другие, причем по-разному.

Анализ статистики социально-экономического развития регионов, а также заработной платы мужчин и женщин в начале 2000-х гг. позволяют выделить четыре фактора гендерных различий в заработках, объясняющие региональные диспропорции:

      ·    отраслевая структура занятости;

      ·    экономическое развитие и уровень доходов населения;

      ·    уровень образования населения;

      ·    возрастная структура.

Суммарное воздействие этих факторов таково: в наиболее постаревших регионах с сократившейся занятостью в промышленности, а также в слаборазвитых и аграрных регионах с пониженным образовательным уровнем населения различия в заработках женщин и мужчин сглажены; наоборот, в регионах с преобладанием добывающих отраслей, с более молодой возрастной структурой, более высоким уровнем доходов и образования гендерные диспропорции сильнее (табл.1).

Таблица 1.

Типы регионов по уровню гендерных диспропорций заработной платы в 2000-х гг.

Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин, % Тип регионов по сочетанию факторов Регионы
Максимальные различия

(56-63)

а) северные и восточные регионы с преобладанием добывающей промышленности экспортной ориентации, относительно молодой возрастной структурой Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО, респ. Коми, Хакасия, Кемеровская, Мурманская, Томская, Тюменская области, Красноярский край
б) регионы Европейской части с преобладанием экспортных отраслей промышленности и более высокими доходами населения, средним уровнем образования Астраханская, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Самарская, Свердловская Оренбургская области, респ. Татарстан, Башкортостан
Близкие к среднероссийским (64-69) Преимущественно средние по уровню развития, с разным уровнем образования и возрастной структурой Более 30 регионов
Пониженные различия

(69-80)

а) наиболее развитый с максимальным уровнем образования Москва
б) ниже среднего по уровню доходов, со старой возрастной структурой и пониженным уровнем образования Брянская, Владимирская, Воронежская Ивановская, Костромская, Кировская, Пензенская, Орловская, Псковская, Тамбовская, Тверская области
в) полуаграрные с пониженным уровнем образования и доходов Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края, Курганская область
г) слаборазвитые полуаграрные республики с более молодой возрастной структурой Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Чувашия
д) восточные регионы с доходами ниже среднего и более молодой возрастной структурой Большинство регионов Дальнего Востока
Минимальные или равенство

(82-113)

Наименее развитые регионы Респ. Алтай, Тыва; Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский АО

К середине 2000-х гг. гендерные различия стали усиливаться почти во всех регионах страны, в том числе и в беднейших, где неравенство в заработках было относительно невысоким (рис.1). Это связано с общим ростом доходов населения, который сопровождается ростом гендерного неравенства. Только в столице страны благодаря опережающей модернизации гендерных ролей неравенство в заработках меньше среднего по стране и продолжает сокращаться при росте доходов населения (с 69% до 80% за 2002-2011 гг.). Пример Москвы, где более 42% занятых имеют высшее образование, показывает эффективность образования как механизма выравнивания статусов, хотя этот механизм пока не работает в стране в целом. Остальные регионы со сглаженными гендерными диспропорциями - в основном слаборазвитые, это равенство в бедности, которое постепенно утрачивается с ростом доходов населения.

Рис. 1. Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин в регионах РФ в 2002, 2006 и 2009 гг., % (рейтинг по 2002 г.)

Трудовые пенсии женщин в среднем по стране немногим ниже пенсий мужчин (90-92% в 2003-2005 гг.), и в предыдущие годы сохранялось примерно такое же соотношение. Гендерные различия по регионам не всегда объяснимы, хотя в целом они выше на юге (80-86%): во всех регионах Южного федерального округа, на юге Приволжского ФО - в Башкортостане, Оренбургской области (но такие же различия имеют Самарская и Ульяновская области), а также на юге Урала (Челябинская и Курганская области). Более заметное гендерное неравенство пенсий в южных регионах Европейской части страны и Урала может объясняться повышенной занятостью женщин в сельском хозяйстве с низкими заработками или же меньшим трудовым стажем в связи с занятостью в личном подсобном хозяйстве, что отражается на размере назначенных пенсий. В большинстве регионов Центра, Северо-Запада и особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке эффект выравнивания пенсий выражен сильнее. Различия между севером и югом весьма устойчивы, показатели гендерного неравенства в регионах незначительно изменяются год от года. Но говорить о существовании гендерных проблем в сфере пенсионного обеспечения вряд ли возможно на фоне резких и растущих различий в заработной плате.

Анализируя отраслевую характеристику гендерного разрыва в оплате труда, можно выделить следующие сектора рынка труда:

      ·    "женские" высокооплачиваемые отрасли с минимальным уровнем гендерного разрыва в оплате труда. В России данный сектор на протяжении изучаемого периода представлен одной отраслью - финансы, кредит, страхование.

      ·    "мужские" высокооплачиваемые отрасли с минимальным уровнем гендерного разрыва в оплате труда. В начале исследуемого промежутка времени в РФ рассматриваемый сектор был представлен отраслью управление (без охраны общественной безопасности), а на конец изучаемого периода его заполняет строительная сфера, т.к. здесь произошло сокращение гендерного разрыва в заработной плате.

      ·    "женские" низкооплачиваемые отрасли с минимальным разрывом в оплате труда. В России в данный сектор на начало исследуемого периода следует отнести такие отрасли, как образование, а также культуру и искусство. В конце данного периода состав сектора изменился: к образованию прибавилась сфера здравоохранения. Перемещение культуры и искусства в этот сектор произошло по причине увеличения гендерного разрыва в оплате труда в данной отрасли.

      ·    "мужские" низкооплачиваемые отрасли с минимальным уровнем гендерного разрыва в оплате труда. Рассматриваемый сектор в России представлен такой отраслью, как лесное хозяйство.

      ·    "нейтральные" отрасли с минимальным уровнем гендерного разрыва в оплате труда соответственно: такие отрасли, как наука и научное обслуживание, а также ЖКХ и непроизводственные виды бытового обслуживания населения. Однако с 2000-го года научная сфера перешла в состав шестого сектора.

      ·    "нейтральные" отрасли с максимальным уровнем гендерного разрыва в оплате труда соответственно: промышленность.

      ·    "мужские" низкооплачиваемые отрасли с максимальным уровнем гендерного разрыва в оплате труда. В состав данного сектора в РФ за исследуемый период входит сфера сельского хозяйства.

      ·    "женские" низкооплачиваемые отрасли с максимальным уровнем гендерного разрыва в оплате труда. На начало исследуемого периода рассматриваемый сектор был представлен двумя сферами - здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, а также оптовая и розничная торговля, общепит. В конце периода в состав сектора вошла сфера культуры и искусства, а также сфера торговли.

      ·    "мужские" высокооплачиваемые отрасли с максимальным уровнем гендерного разрыва в оплате труда. В России на начало изучаемого периода в состав сектора входили такие отрасли, как строительство и транспорт, тогда как в конце периода - транспорт, управление и промышленность.

      ·    "женские" высокооплачиваемые отрасли с максимальным уровнем гендерного разрыва в оплате труда. Данный сектор на протяжении всего исследуемого периода в РФ представлен такими отраслями, как связь и информационно-вычислительное обслуживание. [4]

Исследование гендерных различий как фактора, определяющего вариацию заработной платы по отраслям экономики, предполагает сопоставление данных, характеризующих структуры занятых мужчин и женщин в различных сферах занятости. В 2005-2009 гг. превалирование женщин отмечалось в образовании, здравоохранении, торговле и бытовом обслуживании, финансах, органах управления, т.е. там, где преобладают бюджетные рабочие места с регулируемыми государством ставками. Заметим, что в отношении органов управления и финансов данный вывод можно рассматривать как предварительный ввиду недостаточной представительности мужчин в этих отраслях. В то же время сферами мужского доминирования являются строительство, армия, МВД и органы безопасности, транспорт и связь, топливная и другая тяжелая промышленность, сельское хозяйство. Большинство из них относятся к социально поддерживаемым государством сферам занятости либо секторам экономики, продукция которых ориентирована преимущественно на экспорт и где уровень оплаты труда самый высокий в стране или близок к мировому.

Последствия наблюдаемых гендерных диспропорций в структуре занятости можно проследить по целому ряду социально-экономических показателей, среди которых наиболее показательным является соотношение заработков мужчин и женщин в каждой из рассматриваемых отраслей. Значения данного коэффициента в процентном выражении приводятся в таблице 2. Сопоставление изложенных данных (последняя графа табл.2) указывает, что наибольшая разница в оплате труда мужчин и женщин наблюдается в здравоохранении и жилищно-коммунальном хозяйстве, а наименьшая - в образовании, строительстве, органах управления, финансах и сельском хозяйстве.

Поиск детерминант отраслевых и иных различий в заработной плате выявил существенное влияние профессионально-должностной структуры на процесс формирования уровня оплаты труда. Анализ, в частности, показал, что в среднем по всем ответившим заработная плата лиц, имевших подчиненных, в 2009 г. была на 60% выше, чем у тех, кто не имел подчиненных. По отраслям экономики эта разница колеблется в довольно широких пределах.

Таблица 2

Дифференциация среднемесячной заработной платы мужчин и женщин по отраслям экономики, 2009 г. (уровень ЗП мужчин = 100 %)

Отрасль экономики Соотношение ЗП женщин и мужчин, %
Легкая, пищевая промышленность 74,0
Гражданское машиностроение 61,7
Военно-промышленный комплекс 64,8
Нефтегазовая промышленность 65,9
Другая отрасль тяжелой промышленности 79,5
Строительство 92,3
Транспорт, связь 71,2
Сельское хозяйство 88,9
Органы управления 90,9
Образование 99,4
Наука, культура 69,5
Здравоохранение 50,6
Армия, МВД, Органы безопасности 80,0
Торговля, бытовое обслуживание 62,4
Финансы 88,0
Энергетика 60,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 53,9
Другое 57,1
В целом 65,1

По данным мониторинга, полученным в 2009 г., женщины чаще занимают руководящие, а значит, и более высокооплачиваемые должности, прежде всего в бюджетных отраслях. Так, среди респондентов, имеющих подчиненных на основной работе, доля женщин достигает в образовании 89,5%; здравоохранении - 80,6%; науке и культуре - 75,8%. Женщины-руководители превалируют также в органах управления (66,7%), торговле и бытовом обслуживании (62,2%), финансах (57,1%). В то же время мужчины-руководители преобладают в наиболее конкурентоспособных отраслях экономики, где уровень окладов намного выше, чем в других отраслях. Больше всего их в строительстве (79,1%), армии, МВД и других силовых структурах (77,5%), транспорте и связи (76,1%), ЖКХ (72,4%).

Должностная дифференциация, накладываясь на гендерную, выступает одним из основных факторов расслоения отраслей по уровню трудовых доходов. Однако распространению этих выводов на генеральную совокупность препятствует недостаточная наполняемость групп, когда совокупность опрошенных детализируется одновременно по трем параметрам. [3]

Предположительно отраслевой уровень заработной платы должен жестко находиться под влиянием разрывов в оплате труда высоко - и низкоквалифицированных работников, поскольку разные сферы экономики предъявляют неодинаковые требования к качеству используемых трудовых ресурсов. Однако в России образование и накопленные навыки не всегда получали адекватное признание на рынке человеческого капитала.