Современные демографические проблемы Республики Дагестан

Дагестан относится к регионам с чрезвычайно неблагоприятным соотношением людских и земельных ресурсов, с отчетливо выраженными, специфическими и даже уникальными особенностями:

*    естественно - историческая дифференциация землеобеспеченности между агроклиматическими зонами усилена перераспределительным механизмом, пришедшим в несоответствие с наличным демографическим потенциалом;

*    чрезмерная антропогенная нагрузка и экологические последствия трансгрессии Каспия усиливают темпы выведения ценнейших и дефицитных земель из хозяйственного оборота;

*    неравномерное распределение по зонам ценных по качеству земель предопределяет разную конкурентоспособность субъектов хозяйствования;

*    отсутствие механизма перераспределения рентного дохода;

*    усиление дезинтеграции во взаимодействии различных секторов и укладных форм;

*    обострение противоречий между концентрацией прироста населения в одних агроклиматических зонах и накопления капитала в других[8].

Это тем более важно в условиях хотя и снижающегося, но все еще высокого уровня суммарного коэффициента рождаемости сельского населения. Этот коэффициент показывает сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15-49 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычислены возрастные коэффициенты. Его величина не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данный календарный период. Значение этого демографического показателя для Дагестана вполне оптимально, что и обеспечивает расширенное воспроизводство населения. Однако для городского населения оптимальный уровень суммарного коэффициента рождаемости уже преодолен и составляет 1,785.

Чистый коэффициент воспроизводства (нетто-коэффициент воспроизводства женского населения) показывает, сколько в среднем девочек, рожденных одной женщиной на протяжении всей её жизни, дожило бы до возраста матери при их рождении, если бы в каждом возрасте сохранялись уровни рождаемости и смертности данного периода. Этот коэффициент наиболее полно отражает динамику демографического развития. И если в селе обеспечивается расширенное воспроизводство, то в городе не обеспечено даже простое воспроизводство.

Кроме того, можно считать стабильной ситуацию устойчивого снижения числа заключаемых браков и некоторого сокращения числа разводов. Однако данная статистика должна быть серьезно скорректирована и дополнена данными о значительном росте числа рождений женщинами, не состоящих в браке. По нашей оценке, подобный рост можно отнести лишь еще к одной форме адаптации населения к обвальному падению уровня жизни, позволяющей получать, хотя и не слишком значительное, пособие одиноким матерям[9].

Неблагоприятной можно считать ситуацию значительной дифференциации в показателях смертности городского и сельского населения по причине несчастных случаев, отравлений, травм, убийств. И если динамика смертности по этой причине у городского населения несколько стабилизировалась, то у сельского – продолжается значительный рост, что косвенно свидетельствует о неравных конкурентных возможностях городского и сельского населения и в доступе к социальным услугам нерыночного характера (образованию, медицине и т.д.), к рабочим местам.

Оценку общей демографической ситуации необходимо дополнить данными о коэффициентах миграционного прироста. Признавая весьма ограниченную информативность данного показателя, не позволяющего сколько-нибудь реально оценить масштабы и интенсивность миграционных процессов, можно, однако, исследовать направленность миграционных потоков.

Лишь в 19 сельских районах Дагестана отмечается положительный коэффициент миграционного прироста. Это распределение в значительной степени совпадает с приведенными выше группировками территорий, в которых отмечается очень или относительно благополучная демографическая ситуация. Значительный миграционный прирост отмечен в Каякентском, Карабудахкентском, Кизлярском, Левашинском, Буйнакском, Новолакском, Лакском (очевидно на равнинных территориях), Кумторкалинском и Магарамкентском районах. Этот факт в некоторой степени подтверждает отнесение этих районов к территориям со значительной экономической динамикой, а следовательно и высокой привлекательности для мигрирующего населения.

Особенности демографического развития РД предопределяют почти все социальные и экономические показатели, а именно:

      ·    Сохранение высокого уровня рождаемости воспроизводит постоянное превышение предложения над спросом на рынке труда независимо от рыночной конъюнктуры;

      ·    Профессиональная жизнь открывает и для мужчин, и для женщин идентичные права, но не равноценные для женщин, поскольку большинство из них имели и еще имеют незавершенную трудовую карьеру, что дает меньшую пенсию, так как в стране реализуется система пенсионного обеспечения, основанная, главным образом на показателях трудовой деятельности. Таким образом, в Дагестане, по нашим оценкам, средний стаж работы у женщин ниже общероссийских показателей на 8-10 лет, что и отражается на среднем уровне пенсий. Кроме того, значительная часть женщин так и не начинает трудовой карьеры, находясь сначала на иждивении мужа, а затем, получая минимальную пенсию. Поэтому, в Дагестане столь значительна и очевидна обратно пропорциональная связь между относительно благоприятной демографической ситуацией и основными индикаторами социального развития.

      ·    Средняя заработная плата в Дагестане всегда будет значительно ниже, чем в других регионах России, не в силу каких-либо различий в образовательном и профессионально - квалификационном потенциале населения, а в результате сохранения на многие годы хронической напряженности на рынке труда (превышения предложения над спросом).

Нам представляется, что стойкое игнорирование властью проблемы занятости уже привело к реальной угрозе существованию политической системы в Дагестане. Эта угроза исходит от безработных, молодежи, маргиналов – выходцев не только из сельской, но и городской среды. Разрастание этого слоя происходит такими темпами, что существующая структура власти может претерпеть серьезные изменения. Экономическое развитие Дагестана в 90-е годы способствовало концентрации инвестиций в немногочисленных городских центрах и наименее удаленных от них сельских территориях, в то время как значительная сельская периферия оказалась обойденной. Таким образом, реализуется анклавный принцип экономического развития республики. Это в свою очередь привело к значительной поляризации общества, состоящего, с одной стороны, из маленькой, сравнительно состоятельной, потребляющей напоказ, политически консолидированной сконцентрированной в 2-3 городах элиты, а с другой стороны, огромной массы людей, оставшихся за пределами кругооборота и потребления из-за недостатка занятости и покупательской способности.

Нивелированию остроты демографической ситуации в Дагестане должно способствовать сохранение высоких образовательных и медицинских стандартов и обеспечение их равнодоступности, независимо от места проживания.

Вопрос о том, должны ли быть четко обозначены желаемые параметры демографического процесса путем проведения соответствующей политики, имеет в своей основе не только научное, но и прикладное значение. Мы считаем, что однозначная ориентация социально-демографической политики на высокую рождаемость, как некий демографический идеал, себя уже исчерпала и с экономической, и социокультурной точки зрения. Хотя реализация демографических установок (на число детей в семье, на отношение к своему здоровью, на миграцию) по-прежнему является функцией личного выбора, тем не менее государство обязано четко обозначить и поддерживать путем стимулирования желаемую модель детности семьи. Скажем, для расширенного воспроизводства населения необходим высокий удельный вес 3-4-детной семьи. Для стимулирования создания именно таких семей, необходима дифференциация размеров единовременного и всех других пособий по прогрессивной шкале до 3 ребенка, с последующим резким убыванием размера пособий. Таким образом, будут реализованы, с одной стороны, государственные интересы в демографической сфере, а с другой, стимулирование большей ответственности населения за функционирование семьи и преодоление социального иждивенчества. Этот унифицированный подход ко всем регионам должен дополняться гибкой системой социальной защиты населения в депрессивных регионах, не имеющих собственных источников для поддержания социальной сферы, прежде всего образования и здравоохранения.

Переход к рыночным отношениям изменил по сути все экономические и политические институты, что объективно вызвало предъявление повышенных требований к людям, в частности к осознанному восприятию индивидуальной мобильности в профессиональном и географическом плане, готовности к изменению образа жизни и работы, изобретательности, предприимчивости и т.д. Отмечается тенденция нивелирования межэтнических экономических и социальных различий между проживающими на равнине и усиление поляризации в предгорной и горной части Дагестана.

Необходим целостный подход к оценке социальной интеграции и дифференциации, исходя из широкого и комплексного набора индикаторов, характеризующих социально-экономическое положение различных слоев и групп населения.

В качестве индикаторов, характеризующих социально-экономическое положение населения, на наш взгляд, выступают:

*    социальный статус;

*    доходы;

*    демографическая нагрузка детьми и престарелыми;

*    собственность;

*    доступность социальных благ;

*    оценка своего социального положения.

Последний индикатор очень важен, так как именно он задает пороговые границы, за которыми реально наступает социальная напряженность и деградация. А в качестве индикаторов, характеризующих потенциальные возможности социальной динамики, выступают мотивы и интересы, образование, квалификация, физический и интеллектуальный потенциал, доступность различных профессионально-квалификационных областей и др.

Для Дагестана на ближайшие десятилетия наиболее острой будет оставаться жилищная проблема (особенно в городах), так как в последние годы увеличивается длительность совместного проживания поколений, вследствие стремительно снижающегося семейного дохода, свертывания программ государственного жилищного строительства и невозможности для большинства семей приобретения жилья на свободном рынке[10].