Современные этнические проблемы
Формирование этноса связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм.
Этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы – они». То есть специфика этнического сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознания.
В социологической среде до 70-х годов бытовало мнение, что общее значение этничности будет постепенно снижаться, поскольку будут стираться религиозные, культурные и другие этнические различия. Однако последние десятилетия продемонстрировали возрождение этничности. В условиях нарастания социальной напряженности, углубления экономического кризиса обращение к этническим корням выполняет защитные функции. Этничность не может исчезнуть, ибо она олицетворят собой культурное наследие.
Наибольшее развитие в отечественной социологии получила концепция этноса Ю. Бромлея.
Бромлей определял этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающую общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Исторические типы этноса:
1. Род – форма общности людей, основанная на кровном родстве.
2. Племя – объединение нескольких родов, имеющее общий язык, территорию, нравы и обычаи. Род и племя зарождаются и существуют при первобытнообщинном строе.
3. Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого и феодального обществ. Формированию народности содействует более четкая организационная структура общества, развитые политические формы.
4. Нация – тип этноса, возникающий в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений. Признаки нации, отличающие ее от народности:
1) унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации;
2) развитие профессиональной культуры и искусства;
3) формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе промышленно-культурного развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение, а также через определение экономической общности в рамках своих национальных государств.
Каждая новая ступень развития этнических общностей представляет собой более высокую ступень развития культуры общества, охватывает большее число людей и в этом смысле содействует в большей мере их объединению и в целом устойчивости общества.
Подход Ю. Бромлея показывает, что этнические общности существовали изначально и формируются естественным путем в силу схожести составляющих единиц. Современные западные концепции уделяют основное внимание таким сложным образованиям как нации, и акцентируют внимание на том факте, что этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы – они». То есть специфика этнического в современном мире сводится преимущественно к содержанию этнического сознания и самосознания. В рамках данных концепций выделяют конструктивистскую и психологическую теории.
Конструктивистская теория(Э. Геллнер) - предполагает, что этнические общности возникают не в результате естественноисторического процесса, а представляют собой продукт деятельности интеллектуальной элиты, целенаправленно формируемое объединение людей вокруг какого-либо ключевого символа (языка, мифа об общем происхождении, исторической памяти и т.д.) Нации и этнические общности целенаправленно конструируются. Этнос – это объединение людей, которое целенаправленно формируется государством, интеллектуальной элитой для реализации экономических, культурных, политических и других интересов.
Процесс "нациестроительства" проходит ряд этапов:
1. Начинается с того, что у национальной элиты обостряется чувство этнической идентификации, вырастает интерес к историческому прошлому, культурным особенностям своего народа.
2. Эта активная, образованная часть нации приступает к пропаганде своих идей, формирует широкий круг сторонников национальной идеи, создания национальной государственности. Выдвигаются и приобретают широкую известность лидеры национального движения, формируются общественно-политические движения.
3. При благоприятных обстоятельствах этот процесс завершается созданием национального государства.
Психологическая концепция(Э. Ренан) сосредотачивается на психологических предпосылках развития этносов, на воле, желании принадлежать к этнической общности. Центральная идея данного подхода: понять, что собой представляет нация нельзя через перечисление ее признаков, так как одинаковость людей не означает, что они составляют органическую целостность. Нация - это не схожесть признаков составляющих ее единиц, а особая форма общности людей, основанная на внутреннем психологическом единстве. Объективные признаки нации являются лишь факторами, которые:
а) в данных исторических условиях помогли национальной общности возникнуть;
б) являются формами и символами, в которых нация проявляет себя, свою суть.
Нация рассматривается как общность, объединенная стихийной волей, в основе которой лежит стремление к политической самостоятельности, осознание себя как активно действующего субъекта исторического процесса.
По вопросу о предпосылках, причинах развития национальных общностей существует две основные точки зрения:
1. Марксистская концепция называет основным признаком нации общность экономической жизни и подчеркивает, что само появление наций обусловлено становлением капиталистического способа производства с его единым экономическим рынком. В период рабовладения и феодализма отсутствуют стабильные экономические связи, а, следовательно, здесь могут существовать только нестойкие и мало объединенные народности, где основой объединения является территория.
2. Конструктивистская теория(Геллнер) - на этнические процессы влияют как изменения в экономической системе общества, так и культурные изменения. В аграрном обществе существует четкая иерархия населения и множественность культур, а, следовательно, низкий уровень объединения людей, которые относятся к разным культурным кругам. Это общество не может способствовать появлению такой развитой этнической общности как нация. Переход к индустриальному обществу разрушает статусные ограничения, стимулирует социальную мобильность, появление развитой системы образования, что способствует формированию универсальной, единой для всего общества культуры. Поддерживаемая государством, эта культура является основой для становления однородного общества, а потом и нации. Важнейшим фактором развития наций является создание собственного государства.
Универсальное определение нации должно включать в себя, как минимум, следующие характеристики:
· язык;
· территория;
· экономические характеристики;
· социальные характеристики;
· социально-психологические характеристики;
· политические характеристики.
Современные тенденции развития межнациональных отношений:
1. Стремление этносов к политической независимости, создание независимых государств.
2. Сближение различных этносов, ломка межэтнических перегородок.
Фазы национального возрождения:
1. Академическая – нация становится объектом внимания исследователей, которые собирают народные песни, легенды, пословицы, поговорки, исследуют обычаи и верования, составляют словари.
2. Культурная – язык становится литературным, общеупотребимым в литературе, искусстве, науке, политике, общественных отношениях.
3. Политическая – осознание потребностей политического самоопределения и суверенности, выдвижение требований собственного государства и достижение этой цели.
Черты, характеризующие этническое сознание народа Украины в конце 20 ст.:
1. Несмотря на достаточно спокойную ситуацию, складывающуюся в Украине по поводу межнациональных отношений, сокращается численность индивидов, уверенных в том, что обществу не грозят межнациональные конфликты.
2. Склонность к восточнославянскому обособлению: положительный индекс социальной дистанции имеют украинцы, русские, белорусы и евреи.
3. Антисемитизм не является распространенным явлением. В массовом сознании евреи оказываются вытесненными за пределы близких контактов, но социальная дистанция по отношению к этой группе невелика, они значительно ближе населению Украины, чем другие этнические группы.
4. Ксенофобия – обособление от всех «чужих», недоверие по отношению практически ко всем этническим группам, с которыми нет длительного опыта совместного проживания. Эта черта присуща массовому сознанию закрытого традиционно-архаичного типа.
5. Регионализм - существование разного отношения к проблеме государственного суверенитета, противоположных политических симпатий, внешнеполитических ориентаций в разных регионах.