Содержание инновационных технологий в социальной работе

Технология социальной работы представляет собой алгоритм деятельности, в результате которого достигается определённая социально значимая цель и преобразуется объект воздействия. Социальная технология - деятельность процессуальная, характеризующаяся сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе. Содержание такого цикла (от возникновения задачи до её решения) есть технологический процесс, сущностной характеристикой которого является устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Программа решения задач, точно предписывающих, как и в какой последовательности операций получить определённый результат, - это основа технологического процесса, его алгоритм. Существенными компонентами технологического процесса являются операции и инструментарий. Под операциями понимаются простейшие действия, направленные на достижение конкретной цели, не разлагаемой на более простые. Совокупность операций составляет процедуру технологического процесса. Средства, применяемые для достижения цели воздействия на личность или социальную общность, - суть инструментарий технологического процесса. Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса. В общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре этапа: формулирование цели воздействия; выработку и выбор способов воздействия; организацию воздействия; оценку и анализ результатов воздействия.

Понятие «cоциальные технологии» как технологии вообще, имеет, по крайне мере, два значения. Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата, и в этом плане технологичность воздействия направлена таким понятием, как этапность, процедурность, операциональность. С другой стороны, социальные технологии – это специфическая теория, наука, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это может быть социальное отношение, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация характер воздействия, его технологичность определяется той системой операций направленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта.

Понятие «социальные технологии» чаще всего трактуется как совокупность приемов, методов и воздействий на социальный объект, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы, от характера которой зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с данной категорией клиентов.

Под социальной проблемой понимается сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам.

Полный цикл технологического процесса включает в себя следующие этапы и операции:

1.   Предварительный этап. Операции выявления, оценки и ранжирования проблемы; операции выяснения совокупности факторов, обусловивших возникновение проблемы; операции уточнения критериев действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении конкретной социальной проблемы.

2.   Этап целеполагания. Первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы, в которой выражается их замысел и намерения.

3.   Этап обработки информации. Сбор и систематизация информации, её анализ и обобщение, выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, - это содержательная база для уточнения целей и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.

4.   Этап процедурно-организационной работы. Реализация намеченных программой мер воздействия, сопоставление и соизмерение результатов деятельности с критериями успешности социальной работы.

5.   Контрольно-аналитический этап. Анализ итогов деятельности специалистов; выявление факторов, способствовавших положительному разрешению социальных проблем; выяснение причин, мешавших успешному решению поставленных задач, и определение путей устранения этих причин в дальнейшей практике.

Технологии социальной работы можно рассматривать и как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др.

Социальные технологии базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками - социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой и др.

Практика социальной работы, прежде всего, является совместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достижению социального благополучия человека.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик. В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний - социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств. Инновационные социальные технологии сегодня определяются основным средством выхода из кризисного состояния, т.к. социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью и приоритетными направлениями социальной политики государства.

Cоциальная работа, как и привычная для общества технически ориентированная инженерия, обязательно должна включать в себя выполнение социальноинновационных, создающих (конструирующих) и совершенствующих «механизмом» решения социальных проблем.

В данном случае инновация – процесс создания, распространения и использования новой социальной технологии, практического средства для удовлетворения актуальных потребностей общества в целом и отдельных его представителей. Инновации в социальной работе можно типологизировать по таким базовым критериям, как выбранный объект воздействия и используемые методики работы. Социальная инновация – это сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующиеся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющие целью эффективные позитивные образования в социальной сфере. При этом социальные инновации выступают как важный фактор экономического, социального и культурного прогресса всех современных обществ, всех народов мира; как средство удовлетворения общественных потребностей; служат улучшению организации социальной работы; способствуют повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности.

Таким образом, с учетом потребностей социума и направлений государственной политики в социальной сфере (разработка и внедрение инновационных социальных технологий) инновационная деятельность в настоящее время – это неотъемлемая составляющая деятельности специалиста по социальной работе.

Под инновационной деятельностью специалиста по социальной работе понимается деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению социальных технологий и социальных программ, внедрение их в практику социальной работы с различными категориями клиентов, что приводит к решению у них социальных проблем и улучшению их социального функционирования. Результатом инновационной деятельности специалиста по социальной работе является инновационный продукт в виде инновационной социальной технологии или программы. Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации. Схематично стадии инновационной деятельности специалиста по социальной работе отражены на рисунке:

Рис. 1. Стадии инновационной деятельности специалиста по социальной работе

Инновационные социальные технологии определяются основным средством выхода из кризисного состояния по следующим причинам:

1.  отсутствие инновационных социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к социальным бедствиям.

2.  социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью. В связи с этим появилась необходимость стандартизировать и унифицировать социальные услуги, отдельные методики, формы, приемы и способы социального действия.

3.  разработка теоретических основ и практических механизмов общественно-государственного регулирования, новых средств и методов решения социальных проблем в условиях отчужденности, дезинтегрированности людей становятся приоритетными направлениями социальной политики всякого государства. Как и любая социальная деятельность, социальные технологии многообразны по целевым функциям, характеру деятельности, конкретному воплощению и результату. Как правило, любая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность.

Любая технология социальной работы не может быть внедрена без учета особенностей как объектов так и субъектов деятельности, их состояния, ресурсов и мотивов. Так для решения задач социальной защиты людей пожилого возраста необходимы определенные объективные и субъективные условия и предпосылки, что обуславливает различие технологии социальной работы с ними. В одном случае, например, применяется семейная психотерапия, в другом посещение специализированных центров, в третьем оказывается материальная помощь.

Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д. В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Интенсивность изменений современного социума обусловливает инновационный характер взаимодействий в системе социальной работы. Современный социум, являясь самостоятельным источником нововведений, остро нуждается в применении инноваций в теории, технологии и практике. Особенно возрастает роль инновационных процессов в социальной работе в кризисном состоянии общества.

Инновация представляет собой целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения относительно стабильные элементы - новшества. C помощью инновационных процессов, состоящих в признании инновационной идеи и ее последующей реализации в виде технологии в практической деятельности, можно достичь позитивных социальных изменений в развитии социума и личности.

Поскольку процесс развития социальной работы в России является инновационным и по форме, и по содержанию, следует выделить условия, способствующие успеху нововведений в этой области деятельности и ведущие к повышению эффективности социальной политики и социальной защиты населения. Основными среди них выступают проработанность инновационных программ, указывающих на этапы деятельности по внедрению нового; преемственность процесса социальной работы на всех его стадиях; усилия органов управления, направленные на поддержку новшеств; наличие ресурсов осуществления нововведения; инновационные установки непосредственных участников социальных взаимодействий и др.

При этом важно, чтобы инновационные процессы в социальной работе сочетались с социокультурными традициями оказания помощи в России, не противоречили ценностям и нормам граждан, их устоявшимся отношениям.

Особенностью взаимодействий в социальной работе является также их посреднический характер. Он выступает следствием интегральности, пограничности социальной работы по отношению к смежным видам деятельности, направленности на решение проблем конкретных людей. С одной стороны, социальный работник своими действиями пытается преодолеть отчуждение индивида от социума, обеспечить его эффективную адаптацию в среде, с другой - он способствует процессу гуманизации самого общества путем участия в социальной политике.

Социальная работа предполагает как работу с проблемой клиента, так и с различными государственными и негосударственными службами, учреждениями, организациями, отдельными профессионалами по поводу решения этой проблемы. Соответственно, в данной деятельности представлены не только интересы человека, но и общества, его институтов, профессиональные интересы специалиста, разногласия между которыми необходимо преодолевать. Как посредник между человеком и государством, социальный работник стремится обеспечить связь клиента с системами общества и государства, которые могут обеспечить его средствами выхода из трудной жизненной ситуации, содействует эффективной и скоординированной работе этих систем, пытается привлечь внимание органов государственной власти к решению актуальных социальных проблем.

В результате установления и поддержания необходимых контактов с другими профессионалами, взаимного обмена информацией, технологиями, инструментарием, оптимизируются социальные отношения между клиентами и группами клиентов, специалистами и их службами, личностью и государством и пр. При этом исследователи подчеркивают, что на первом месте в посреднической деятельности социального работника должна быть защита интересов и прав клиента

Благодаря универсальному, инновационному и посредническому характеру взаимодействий в социальной работе, синтезу ее структурного и процессуального начал, становится возможным обеспечить равновесность и динамизм систем, осуществляющих социальные изменения в интересах людей.