Состав интеллектуальной элиты

В соответствии с социоэкономической трактовкой, между политической и интеллектуальной элитой существует важная связь, заключающаяся в выражении и внедрении интеллектуальной элитой доминирующих идей.

Это особенно важно потому, что перед нашей страной стоит задача модернизации общества, в первую очередь модернизации институтов, ценностей, культуры. Следовательно, нужна элита, обладающая некоторыми качествами, способная поддержать некую платформу, некий базовый консенсус в отношении основных национальных ценностей и целей.

Государственные деятели, ученые мужи, политики предпринимают шаги по созданию элиты будущего, интегрируя науку и образование. Эта же задача решается и нашим университетом, потому что здесь как раз и соединены образование, наука и экономика. Проблемы интеллектуальной элиты проанализированы уже во множестве аспектов, выясняются причины эмиграции ученых, их финансовой и правовой депривации, обсуждается необходимость преобразования институтов и структур науки и т. д.

Интеллектуальную элиту нельзя отождествлять ни с учеными, ни с интеллигенцией в общепринятом смысле слова; и достаточно трудно определить ее суть на основе одной преобладающей ценности – власти, денег, влияния. Потому что не только интеллектуальная, но и другие элиты оказывают влияние на общество, разнокачественного, разнородного состава интеллектуальной элиты.

Первая группа – интеллектуалы, которые осмысливают и объясняют социальные, политические, экономические проблемы, события и процессы, происходящие в обществе. В эту группу входят ученые, журналисты, политики и другие профессионалы. В целом именно они оказывают влияние через различные средства массовой информации на широкую публику, на массовое сознание, участвуя в принятии политических или других решений или имея соответствующий статус.

Вторую группу составляют ученые, которые своими исследованиями и разработками способствуют научно-техническому прогрессу страны, поддержанию мирового престижа государства, особенно в области инновационных технологий. Они вносят реальный вклад в развитие промышленности и экономики страны.

В третью группу входят профессионалы с высоким уровнем компетентности, опытом и практическим мышлением, способностью к принятию решений в условиях неопределенности, быстрых изменений. Это – инженеры, управленцы разного уровня и профиля, гражданского, военного масштаба, предприятия, города, губернии и т. д. И именно от их интеллектуального уровня зависит успех разного рода инициатив в локальных сферах и на отдельных участках социальной экономической жизни нашей страны.

К четвертой группе я отношу деятелей системы образования, педагогов, которые сами составляют интеллектуальный потенциал страны и выращивают интеллектуальный потенциал следующего поколения. Своей деятельностью они не только передают соответствующие знания, но и ищут отвечающие современным требованиям способы мышления. Следовательно, в зависимости от способа организации системы образования будет обеспечен тот или иной уровень будущего интеллектуального потенциала общества.

Также можно выделить  небольшую группу различного рода экспертов, выполняющих функцию профессиональной, социальной и прочей оценки путем участия в различного рода организациях, фирмах.

Элитарные группы интеллектуалов не являются организованными, не являются консолидированными, а представляют собой отдельных интеллектуалов, индивидуалов. Это не относится к группе, которая, не влияет на общественное сознание, но реально способствует общественному прогрессу нашей страны, – к ученым, разработчикам в области технологий. Есть еще группа, интегрированная в систему образования, – интеллектуальная элита. Соответственно, она интегрирована определенным образом и в определенном пространстве определенным способом, который содержит в себе массу проблем. А две другие группы, первая и третья, не интегрированы.

Выделяя группы, я как раз говорила о тех критериях, по которым в общественном сознании отдельные люди отнесены к интеллектуальной элите. В отношении первой группы критерии размыты. В отношении второй группы известно, что это ученые, изобретатели, которые не оказывают влияния на массовое сознание, но являются элитой, поскольку работают над продвижением экономического и технического благосостояния страны. Третья группа согласно обыденному сознанию не относится к элите, но я бы назвала ее элитой. Пусть это разобщенные люди, которые чаще всего входят в систему управления, но именно они добиваются успеха. Ну и, конечно, интеллектуалы в системе образования.