Социализация как адаптация

Термин «адаптация» многозначен и имеет несколько аспектов и определений. В самом общем смысле, адаптация рассматривается как «динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды». Но нам, естественно, важно прояснить психологическое значение этого термина и связь адаптации с социализацией человека.

Необихевиористы определяют психическую адаптацию двояко:

а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;

б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

«Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. В бихевиористском определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида».

Адаптированность, согласно интеракционистской концепции адаптации, выражается двумя типами ответов на воздействие среды:

а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом (например посещение школы и овладение учебными предметами или установление дружеских отношений со сверстниками);

б) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление.

В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений». [76], [77].

«Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являются следующие:

а) адаптированность в сфере "внеличностной" социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства;

б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений».

Представители интеракционисткого направления социальной психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Так, например, Т. Шибутани пишет: "Каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации(adaptation). В отличие от понятия "приспособление" (adjustment), которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям – хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений" [70], с.78].

В российской и, в частности, советской специальной литературе встречается более широкое понимание социальной адаптации: «это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде» [38].

Еще одно определение адаптации дает философский энциклопедический словарь. Адаптация, говорится в нем, это «процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. [24, с.66-67]. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов».

Автор социально-психологической теории адаптации Альберт Налчаджян, опираясь на анализ представлений об адаптации, дает следующее определение этого понятия: «Адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности». И далее он пишет: «Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» ([37]).

Для сравнения приведем словарное определение социальной адаптации.

«Социальная адаптация - это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими» [56]. Как видим, это определение во многом совпадает с понятием «социализация». Однако, существуют и другие точки зрения на соотношение адаптации и социализации. В частности, А. А. Налчаджян дает иную трактовку этого понятия. В частности, рассуждая о механизмах адаптации, А. Налчаджян пишет: «Оказавшись в проблемной ситуации и отражая ее, индивид переживает определенное психическое состояние. Это состояние обычно весьма динамично. Таково, например, состояние фрустрированности, которое возникает в особенно трудных для личности проблемных ситуациях, называемых фрустрирующими проблемными ситуациями. Параллельно с активизацией и использованием адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. Последовательность изменяющихся ситуаций порождает последовательность соответствующих психических состояний. По завершении адаптивного процесса первоначальное психическое состояние вместе с породившей его проблемной ситуацией исчезает или сильно меняется» [37].

Таким образом, и А. Налчаджян, и Л. Филипс, и Т. Шибутани выделяют в этом понятии, прежде всего, способность личности справляться с типическими ситуациями и затруднениями (организованным способом и с помощью специфических приемов, добавляет Т. Шибутани). Это, в свою очередь, обеспечивает продуктивное выполнение деятельности без внешних и внутренних конфликтов, удовлетворять свои потребности, соответствовать ролевым ожиданиям и т.д. (А. Налчаджян).

Важными, на наш взгляд, являются пояснения автора, касающиеся соотношения адаптации и конформизма.: «Социально-психическая адаптация личности, - пишет А. Налчанджян, - осуществляющаяся на уровне личностных механизмов, не сводится к конформизму. Конформистское поведение, как выражение соответствующей социальной установки, является только одной из возможных адаптивных стратегий, осуществляется с помощью различных смешанных адаптивных комплексов и выражается в разнообразных поведенческих формах. Социально-психическая адаптация личности может иметь не конформистский и творческий характер, тогда как конформистское поведение в некоторых ситуациях может быть неадекватным, приводящим к формированию таких черт и установок личности, которые делают невозможной ее гибкую адаптацию. Длительная приверженность к конформистской стратегии адаптации может способствовать формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов. В частности, сознательно осуществляемая конформистская стратегия может стать предпосылкой возникновения перманентных внутренних конфликтов личности» [37, с. 4-5].

В свою очередь, «Социально-психическая дезадаптированность личности в первую очередь выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная мотивированная извне и изнутри деятельность. Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения». «Адаптивность или дезадаптивность потребности, - пишет А. Налтаджян, - зависит от того, на какие ценности она направлена, т.е. из какого спектра социальных ценностей должен выбрать индивид для ее удовлетворения соответствующий объект-цель. Поэтому можно говорить также об адаптивных и дезадаптивных целях и, соответственно, уровнях притязаний личности в тех основных социально-групповых средах, в которых протекают ведущие формы ее активности».

Взгляд А. Налчаджяна на связь адаптации и социализированности не является традиционным и отличается от утверждений других авторов о том, что «социально-психическая адаптация – один из путей более полной социализации». Он пишет: «личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптированность человека может быть прямым следствием высокой степени и полноты его социализированности». Поясняя это, он пишет: «Если в данном обществе моральные нормы и принципы, а также другие общечеловеческие ценности служат главным средством маскировки эгоистических стремлений, т.е. если доминирующей социальной ориентацией людей является двуличие, то вполне естественно, что социализированность личности, осуществленная путем интернализации общечеловеческих ценностей, может стать постоянной причиной фрустрированности и дезадаптированности». «Поскольку личность одновременно является членом нескольких групп, то в некоторых из них она может быть хорошо адаптирована, в других – хуже. Она может быть членом и таких групп, в которых ее положение близко к полной дезадаптированности. Например, при хорошей адаптации в трудовом коллективе личность может быть дезадаптирована в семье».

В итоге А. Налчаджян выделяет две разновидности (типа) адаптации:

а) адаптирующую социализацию

б) дезадаптирующую социализацию [37, с. 7].

В отличие от А. Налчаджяна, мы полагаем, что адаптация является частью процесса социализации. В том примере, который приводится в монографии автора, социализированность понимается, скорее, как конформизм. Когда человек осознанно принимает доминирующие в обществе ценности, отличные от общечеловеческих и проявляет при этом двуличие, то это, с нашей точки зрения, есть проявление конформизма и такой случай нельзя считать успешной социализацией.

Другой тип представления об адаптации строится на том, что все группы факторов, относящихся к адаптации, рассматриваются комплексно. К этому типу можно отнести представление об адаптации американских психологов К. Роджерса и Р. Даймонда. Их представление об адаптации опирается на разработанную ими концепцию личности «как субъекта собственного развития, способного отвечать за собственное поведение». К. Роджерса и Р. Даймонда исходят из того, что адаптированность личности совпадает с критериями личностной зрелости, в том числе такими ее показателями, как «чувство собственного достоинства, умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними». Дезадаптированность, в свою очередь, связывается с такими особенностями, как «неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов» и т.д. .

На этой основе для оценки адаптации была разработана методика - «Шкала социально-психологической адаптации».

Подведем кратко итоги анализа психологической адаптации.

1. Адаптация и дезадаптация являются важными характеристиками, влияющими на социализированность человека. Механизмы адаптации включаются у человека, в основном, в проблемных ситуациях - ситуациях затруднения, фрустрированности, повышенной тревожности и т.д. «Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности».

2. Адаптацию мы будем рассматривать как часть процесса социализации человека.

3. Адаптация является одним из ключевых показателей успешной социализации. Адаптацию можно оценивать по таким показателям, как «чувство собственного достоинства, умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними». В совокупности эти показатели характеризуют адаптированность личности

Показателями дезадаптации, ведущей к неуспешной социализации, можно считать: неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров», уход от проблем, кажущееся их «решение» (т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности), негибкость психических процессов.