Социализация как формирование идентичности и образа Я

Напомним, что одно из направлений социализации непосредственно связано с развитием человека и воспитанием. Основным результатом социализации в этой части является, по одной версии – формирование личности и самосознания, по другой - формирование личной идентичности и образа «Я», что впрочем не противоречит друг другу. Если иметь в виду развитие самосознания, то здесь ключевым понятием является «Я-концепция».

В возрастной психологии, Я-концепция рассматривается как центральное новообразования, связанное с развитием самосознания в подростковом и старшем школьном возрасте. С развитием самосознания, в свою очередь, связаны многие другие позитивные изменения в личности – интенсивно развивается теоретическое рефлексивное мышление, личностная рефлексия, происходит развитие мотивов и ценностей, самоопределение, дифференциация способностей и др.

В монографии «Развитие Я-концепции и воспитание» Р. Бернс дает следующее определение: «Я-концепция - это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой». При этом описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Примечательно, что Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Характеризуя Я-концепцию, Р. Бернс пишет: «Положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости».

Основными компонентами Я-концепции являются: интеллектуальный (когнитивный), оценочный и поведенческий компоненты. «Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

1. Образ Я - представление индивида о самом себе.

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой» ([2], с. 32).

«По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка Предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности». Обобщая представления о самооценке И. Кон пишет, что она является «общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок».

Этим, однако, не ограничивается структура Я-концепции. Ее составляющими являются: реальное и идеальное Я, зеркальное Я, фантастическое Я, идеализированное Я и др.

Об измерителях Я-концепции Т. Шибутани пишет: «Я-концепция каждого человека по необходимости уникальна, ибо каждый наделен различными физическими качествами и обладает особым прошлым опытом. Однако, несмотря на это разнообразие в содержании, есть некоторая система в том, как люди действуют по отношению к самим себе. Хотя может быть предложено много критериев, по которым отмечались бы различия, социальные психологи обычно выделяют пять основных измерений: степень интеграции, уровень осознания, стабильность, самооценка и степень согласия относительно данной персонификации» ([42], с.257).

В ряде публикаций Я-концепция рассматривается в контексте самоотношений личности. С. Р. Пантелеев, посвятивший этому вопросу специальное исследование, пишет: «Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта. Оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой» .

В монографии С. Р. Пантелеева проводится подробный анализ понятия «Самоотношение». как определенного аналога понятия «Я-концепция». Главный акцент в этом исследовании делается на различии зарубежных и отечественных концептуальных основаниях этого понятия. В частности, он выражает сомнение в том, что обобщенная самооценка сводится к совокупности частных самооценок. Он пишет: «Предметом самовосприятия и самооценки может быть его (человека – Ю. Г.) способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное переживание, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка (self-esteem) и является предметом психологического анализа в большинстве исследований». Так, например, «Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости» . А по мнению Розенберга, «самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности» . Обобщая представления о самооценке, И. С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок». Возражая против такого представления, он пишет: «В целом результаты этих исследований заставляют усомниться в очевидности концептуализации и соответствующей ей операционализации общего самоотношения (self-esteem) как самооценке, интегрированной из частных составляющих. По-видимому, эти образования действительно имеют различное психологическое содержание. Однако, в чем суть этих различий, остается открытым вопросом».  В связи с этим, автор полагает, что можно выделить два положения, «которые явно или неявно принимаются большинством исследователей: во-первых, что существует некоторое обобщенное самоотношение(самоуважение, самооценка), которое является целостным, одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положительности отношения индивида к собственному представлению о себе; во-вторых, что это обобщенное самоотношение каким-то образом интегрируется из частных самооценок» .

Свое представление о самоотношение автор строит, опираясь на концепцию самосознания, предложенную В. В. Столиным. В свою очередь, «Общее представление о самопознании и самоотношении, развиваемые в русле данной концепции, опираются на идеи А. Н. Леонтьева». В связи с этим он пишет: «В русле концепции о личностном смысле «Я» В. В. Столиным была предложена оригинальная модель строения самоотношения. Согласно этой модели, основой самоотношения является процесс, в котором собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации. Наиболее полно самоотношение описывается как специфическая активность субъекта в адрес своего «Я», состоящая в определенных внутренних действиях (и установках на эти действия), характеризующихся как эмоциональной спецификой, так и предметным содержанием самого действия».

Главный вывод, к которому приходит автор, состоит в том, что «самоотношение как выражение обобщенного смысла «Я» не сводимо к системе самооценок». Резюмируя результаты анализа С. Р. Пантелеев пишет: «Таким образом, мы приходим к выводу, что в самоотношении, которое мы определяем как феноменологическое представленное выражение смысла «Я» для субъекта, существует две подсистемы – система самооценок и система эмоционально-ценностных отношений, каждая из которых специфически связана со смыслом «Я». Еноменологически эти системы лежат как бы в одной плоскости, однако следует иметь в виду, что по сути – это системы разных уровней, находящихся в различных отношениях к смыслу «Я». И далее пишет: «глобальная самооценка, судя по ее психологическому содержанию, относится скорее к системе эмоционально-ценностных отношений, чем к системе собственно самооценок».

Заметим, что эти рассуждения и выводы являются важными в том числе и в контексте оценки социализации учащихся. Многие психологи склонны полагать, что самооценка не является надежным показателем в структуре оценки личности, поскольку считается, что она в значительной мере определяется защитными механизмами личности (т.е. является искаженной) и к тому же неустойчива. Вместе с тем, как мы видели, самооценка – это один из главных показателей при оценке Я-конценции и самоотношения. Однако С. Р. Пантелеев показывает, самоотношение включает, фактически, две подсистемы, одна из которых - это система эмоционально-ценностных отношений. Эта система, в отличие от системы самооценок является устойчивой, так как связана со смысловой структурой «Я» и определяется мотивами деятельности человека. Автор, в связи с этим. пишет: «Должен существовать механизм, давший обобщенную и неискаженную оценку «Я» как условие самореализации. Можно предположить, что такую оценку дает, в первую очередь, эмоционально-ценностное отношение к себе как смысловое образование, в то время как система самооценок в большей степени подвержена действию защитных механизмов».

На основе всестороннего анализа Я-концепции и понятия о самоотношении С. Р. Пантелеевым и В. В. Столиным был разработан опросник оценки самоотношений личности. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1. глобальное самоотношение;

2. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. «В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения» [40].

Опросник включает следующее шкалы:

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого. Шкала I – самоуважение. Шкала II – аутосимпатия. Шкала III – ожидаемое отношение от других. Шкала IV – самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Шкала 1 – самоуверенность.

Шкала 2 – отношение других.

Шкала 3 – самопринятие.

Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.

Шкала 5 – самообвинение.

Шкала 6 – самоинтерес.

Шкала 7 – самопонимание.

Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.