Социальная адаптация семей военнослужащих во время военной реформы

Осуществляемая в настоящее время военная реформа и связанное с ней сокращение Вооруженных Сил — не первые в истории российского государства. В дореволюционной России аналогичное по масштабам преобразование армии проводилось трижды:

-  в начале XVIII века — при Петре Великом;

-  во второй половине XIX века (1860 — 1870 гг.) — под руководством военного министра Д. А. Милютина;

-  в начале XX века (1905- 1912зг.) — после поражения России в войне с Японией.

Через крупное сокращение численности личного состава трижды прошли Вооруженные Силы и в советский период:

-  в середине 20-х годов;

-  в послевоенный период (1945— 1947гг.);

-  в начале 60-х годов.

Каждая военная реформа имела особенности, отвечающие духу времени. Вместе с тем, есть немало общего в логике их развертывания, неизбежных трудностях и социальных последствиях.

Военная реформа Петра I, как и нынешняя, проводилась в рамках всестороннего преобразования государственной системы России. Ее главным итогом стало создание в начале XVIII века регулярной армии и военно-морского флота. Впервые в России появилась армия как постоянно действующая структура, призванная осуществлять несение военной службы не только в военное, но и в мирное время. С этого момента в стране появились кадровые, профессиональные военнослужащие — особая категория граждан, требующая непрерывного централизованного управления, обучения, материально-финансового снабжения и социального обеспечения. Петром 1 была введена рекрутская система комплектования армии. В соответствии с ней государство ежегодно набирало определенное количество новобранцев (рекрутов), преимущественно из крестьян, для пожизненной военной службы.

Это единственная военная реформа в истории России, в ходе которой проводился только набор личного состава в армию и на флот. Все последующие реформы обязательно начинались с резкого сокращения численности военнослужащих.

Военная реформа 1860-1870-х годов также была составной частью общегосударственной реформы в России, начатой отменой крепостного права. Одной из ее главных целей было сокращение армии в мирное время и создание условий для значительного увеличения ее численности в случае войны за счет обученного резерва. Реформирование вооруженных сил началось сокращением их численности с 1132 тыс. человек (1864 г.) до 742 тыс. человек (1867 г.). За три года с военной службы было уволено почти 40% кадрового состава. Одновременно рекрутский набор и пожизненная служба были заменены всеобщей воинской повинностью. Военнообязанными считались все мужчины, достигшие 21 года. После призыва в армию они 6 лет служили в кадрах и 9 лет находились в резерве.

В ходе реформы серьезные изменения были внесены в систему управления армией, качество ее вооружения, организацию обучения офицеров и их материальное положение. Все уволенные из армии по сокращению получили в собственность землю и финансовые средства, необходимые для первоначального обустройства на новом месте.

Военная реформа 1905-1912 годов была обусловлена поражением России в русско-японской войне в начале века. Ее цель состояла в поднятии боеспособности русской армии. Эта реформа предусматривала:

-  реорганизацию системы управления; сокращение сроков службы (с 6 до 3 лет);

-  омоложение офицерского корпуса (только по возрасту и служебному несоответствию было уволено 7 000 офицеров);

-  улучшение материального положения офицерского корпуса;

-  введение новой системы подготовки офицеров.

Однако острая нехватка финансовых средств не позволила выполнить все задачи реформы. Как отмечали аналитики того времени, не удалось решить главный, коренной вопрос реформы — укомплектовать армию и флот офицерами с высокими личностными качествами. Офицеры по-прежнему были не удовлетворены моральным и материальным стимулированием службы. Общественный статус их деятельности оставался низким. Многие поступали в армию без призвания к службе, часто это были неудачники из гимназий и реальных училищ. По данным исследований 1911 года, только 10% выпускников военно-учебных заведений по своим интеллектуальным, нравственным и волевым качествам в полной мере отвечали требованиям службы. Может быть, именно здесь скрывается одна из причин того, что в дальнейшем, в частности, в 1917 году, армия не стала надежной опорой царствующей в России династии.

Очередная военная реформа (1924-1925 гг.) вновь ставила целью привести армию в соответствие новой социальной системе и экономическим возможностям государства. В связи с окончанием гражданской войны было решено перейти на территориально-милицейскую систему комплектования Красной Армии и уменьшить ее численность почти в 10 раз (до 562 тыс. человек). За 2 года около 5 млн. бывших военнослужащих вернулись к гражданской жизни. Какой-либо социальной поддержки, уволенные с военной службы от государства не получили. Но, в связи с преобладанием в тот период среди населения страны и, следовательно, среди личного состава армии крестьян, а также слабой профессиональной дифференциацией труда в промышленности, его невысокими требованиями к специальным навыкам работников, для большинства уволенных в запас переход к трудовой деятельности оказался сравнительно безболезненным.

Вместе с тем, послевоенная разруха и внедрение в экономику новых (социалистических) форм хозяйствования привели к возникновению в стране безработицы. Поэтому часть бывших красноармейцев была вынуждена зарегистрироваться на специально созданных биржах труда и с их помощью искать себе рабочее место.

Следующее крупное сокращение Вооруженных Сил в нашей стране было осуществлено в период с 1945 по 1947 годы. За два года с военной службы были уволены свыше 8 млн. человек, что было обусловлено особой ситуацией, связанной не с реформированием армии, а с демобилизацией тех, кто временно призывался на военную службу в ходе войны. Из Вооруженных Сил уходили не кадровые военнослужащие, а недавние гражданские специалисты. Завершив боевые действия, они возвращались к своей работе в промышленности и сельском хозяйстве. Экономика того времени, в отличие от нынешней, испытывала острейший дефицит рабочих рук. Увольняемым из армии нужна была только финансовая и материальная помощь — на жилищное строительство, обзаведение хозяйством, нормализацию бытовых условий. И государство, несмотря на все послевоенные трудности, такую помощь демобилизованным воинам оказывало.

Более противоречивым и болезненным оказалось сокращение Вооруженных Сил в 1960 году, когда из армии уходил печально известный «миллион двести». Это сокращение не предполагало реформирования армии, а было лишь политическим актом, не имеющим под собой должного экономического, военного и организационного обоснования.

Из армии увольнялись, главным образом, кадровые военнослужащие, увольнялись поспешно, без какой-либо серьезной подготовительной работы. Адаптироваться же им пришлось в народном хозяйстве, уже имевшем сложное техническое оснащение, высокий уровень профессиональной дифференциации с достаточно конкретными требованиями каждого вида деятельности к знаниям, умениям и личностным качествам человека. Государственной программы трудоустройства и переподготовки увольняемых в запас не было. Вся работа сводилась к обычным для того времени пропагандистским лозунгам и рекламе «героев» трудоустройства — майоров-свинарей, подполковников-дояров и т.д.

Во многом именно сокращение 60-х годов и проблемы трудоустройства, которые тогда испытали офицеры, вынужденные чаще всего браться за первую подвернувшуюся работу, сформировали у кадровых военнослужащих своего рода комплекс неполноценности перед гражданской деятельностью, породили ставшее уже традиционным состояние боязни, некоторой обреченности в ожидании предстоящего увольнения в запас и поиска работы.

Одновременно было выработано определенное представление о профессиональных возможностях бывших офицеров и у руководителей предприятий. Не задумываясь о том, что дала человеку конкретная профессиональная подготовка в армии, не зная, как рационально использовать его знания и опыт, они и сегодня обращают внимание, главным образом, на понятие "военный" и делают вывод, что он способен быть только сотрудником ВОХР, контролером, администратором и т. д.

Сложившееся на производстве отношение к бывшим кадровым военнослужащим свойственно лишь нашей стране — это сугубо отечественное "приобретение". Оно, во многом, — результат неподготовленных, с точки зрения организации трудоустройства, переходов в народное хозяйство военных специалистов не только в предыдущие сокращения Вооруженных Сил, но и в ходе ежегодных плановых увольнений по выслуге лет. Совсем иное положение с использованием возможностей этой категории граждан на Западе. В цивилизованном мире давно признано, что профессиональная квалификация и индивидуальные качества лиц, прошедших военную службу, являются значительным достоянием государства, важной частью его потенциала, в который уже вложены средства.