Социальная норма и девиантное поведение

Девиантное поведение –это поведение, отклоняющееся от каких-либо норм.

Для того чтобы говорить о содержании девиантности, необходимо иметь хотя бы общее представление о норме, ее сущности.

Норма рассматривается различными науками.

В социологии ей уделяется значительное место.

Понятие нормы считается социологами едва ли не центральным, ключевым в социологической науке.

Социальная норма понимается как исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

С точки зрения субъекта формирования норм их разделяют на:

 -    официально установленные нормы

 -    фактически сложившиеся нормы.

Официально установленные- это те нормы, которые создаются законодателями либо другими уполномоченными на то лицами.

Нормотворчество воплощается здесь в:

 -    своде юридических законов,

 -    административных актах,

 -    должностных инструкциях,

 -    правилах внутреннего распорядка в организациях и учреждениях,

 -    уставах общественных организаций и т. п.

Фактически сложившиеся нормы- это те правила, которые возникли стихийно либо в процессе исторического развития общностей, либо под воздействием какого-либо стечения обстоятельств.

К разряду подобных норм относятся:

 -    обычаи,

 -    традиции,

 -    нормы морали,

 -    нормы этикета.

Под влиянием жизненных обстоятельств возникают нормы временного действия.

Они, впрочем, могут закрепиться в нравах людей, если неблагоприятные обстоятельства перманентно повторяются.

К нормам, появившимся как следствие обстоятельств, относятся, например, так называемые «возникающие нормы», которые формируются в ходе взаимодействия индивидов в толпе.

Это сиюминутные нормы поведения, действующие лишь до тех пор, пока толпа не рассеется или не получит импульс к трансформации, т.е. к новому образу действий и норм.

Социальные нормы также можно классифицировать по механизму оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей.

В этом случае можно выделить:

 -     нормы - идеалы;

 -     нормы - образцы поведения;

 -     профессиональные нормы;

 -     статистические нормы.

Известно, что идеал недостижим.

Однако его ценность его заключается в свойстве быть ориентиром, примером с абсолютным значением для индивидов или групп, которые стремятся совершенствовать себя или свою деятельность.

Образец в отличие от идеала играет роль средства для достижения какой-либо цели.

Имеется немало образцов поведения, отступление от которых не вызывает осуждения окружающих.

Индивид волен выбирать средства, сообразуясь с собственным опытом, знаниями, склонностями.

Например, не все выпускники школ следуют хрестоматийному образцу, согласно которому необходимо поступить в вуз.

Профессиональные нормы регулируют отношения между коллегами, облегчают выполнение служебных обязанностей.

Статистические нормы выражают некие свойства, присущие большинству людей, событий.

Например, для большинства супружеских пар России является нормой иметь одного-двух детей.

Каждое общество имеет средний показатель рождаемости, смертности, дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, браков, разводов и т. д.

Подобные нормы никто не предписывал, и в этом смысле они также оказываются фактически сложившимися.

Существует диалектика норм общества, их взаимный переход и противоречие.

Например, официально установленные нормы и нормы фактически сложившиеся могут не соответствовать друг другу.

Скажем, повсеместно не соблюдаются правила дорожного движения пешеходами; игнорируются нормы выгула собак в городах, запреты посещать лес в засуху и т.п.

Фактически сложившиеся нормы могут получать статус официальных.

Так произошло в нашей стране на рубеже 80- 90-х годов, когда перепродажа товаров народного потребления была узаконена.

Большинство социальных норм складывается как результат отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.

Нормы облегчают индивиду вхождение в группу, социальную общность, помогают взаимодействию людей, способствуют слаженному выполнению функций социальных институтов.

Однако отражение объективных закономерностей может оказаться неадекватным, искаженным, вообще противоречивым.

В этом случае установленная норма окажет дезорганизующее действие.

Выходом из ситуации станет отклонение от нормы.

Получается, что анормальной является норма, а отключения от нее - нормальны.

Иногда такое происходит вследствие волюнтаризма законодателей, когда официально закрепленные нормы нарушают функционирование системы.

Это, например, антиалкогольные кампании в США (20-е годы) и СССР (80-е годы), когда возникли подпольные организации по продаже алкоголя.

Это также попытка некоторых теоретиков оправдать взяточничество (конец 80-х - начало 90-х гг. в России) и трактовать его как нужную плату за дополнительную услугу, что способствовало еще большему росту коррупции.

Нормы общества, равно как и другие элементы культуры, имеют тенденцию к консерватизму.

Однако социальные системы под воздействием внешних и внутренних процессов изменяются.

Нормы, адекватно отражавшие социальные отношения в прошлом, уже не отвечают запросам изменившейся системы.

Только отклонение от них дает возможность выйти из затруднительного положения.

Проходит время и отклонение превращается в норму, норма - в отклонение.

Теперь непосредственно переходим к анализу девиантного, т. е. отклоняющегося, поведения.

Средства массовой информации обращают внимание чаще всего на крайние формы девиаций: убийства, изнасилования, проституцию, наркоманию, самоубийства.

Однако диапазон девиантности значительно шире, чем перечисленные негативные явления.

Сейчас обратим внимание на то, что девиантность - оценочное понятие.

Одни формы поведения одобряются, другие, наоборот, осуждаются группой или обществом.

Представления людей о «позитивном» и «негативном» не являются постоянными величинами.

Они меняются как во времени, так и в пространстве.

Изменения во времени означают, что у одного и того же народа один и тот же поступок может расцениваться в одну эпоху как позитивный, а в другую - как негативный.

Например, отток евреев из СССР воспринимался большинством как проявление непатриотизма, приспособленчества.

Сейчас же отношение к эмиграции стало более терпимым, как, впрочем, и к женщинам, вступающим в брак с иностранцами из развитых стран.

Изменения в пространстве необходимо рассматривать в контексте культур.

Изменения в физическом пространстве касаются различия культур народов.

Например, американский социолог Н. Смелзер утверждает, что

 -    в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной,

 -    в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения,

 -    в Париже - легальная и не вызывает осуждения.

Различие оценок девиантности в социальном пространстве понимается как различие культурных представлений групп и слоев, составляющих одно общество.

Например, мелкое хулиганство в подростковой среде считается едва ли не доблестью, проявлением «истинно мужских» качеств, а взрослые имеют совершенно иное мнение об этом.

Таким образом, норма и девиантность - явления весьма относительные.