Социальная опасность компьютерной зависимости

В современном обществе к "традиционному набору" пагубных склонностей (наркомания, алкоголизм, токсикомания, игромания) добавилась и компьютерная зависимость. Современные компьютерные технологии развились до невероятного уровня. То, что еще несколько лет назад считалось уделом фантастики - теперь является обычным делом. Производительность компьютеров, по сравнению с прошлыми годами увеличилась в тысячи раз, а их стоимость, наоборот - значительно уменьшилась. Если несколько лет назад, подключение к сети Интернет было прерогативой избранных, то сегодня почти 75 % домашних компьютеров имеют постоянное высокоскоростное широкополосное подключение к глобальной и локальным сетям. Все это IT-изобилие начало приводить к тому, что у нашей молодежи стала возникать опасная форма аддикции - киберзависимость.

Аддикция - это пагубная склонность к чему-либо. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. В результате формирования аддиктивного поведения возникает как бы другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства комфорта. Защитные формулы таковы: "я не нуждаюсь в обществе людей", "я поступаю так, как мне нравится", "если захочу, то все изменится" и т.п. В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека. Молодой человек или подросток отчуждается от общества, затрудняются его контакты с людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне.

Киберзависимость является серьезной проблемой социально-экономического характера, затрагивающая все большее и большее количество людей. По разным оценкам, различными видами компьютерной зависимости страдают до 10% всех пользователей персональных компьютеров и сети Интернет во всем мире.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.

Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функции. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном поприще. Неопрятный вид и очевидная отчужденность "компьютерщиков" делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим компьютерной зависимостью. "Я называю это явление искаженной реальностью, - говорит Кимберли Янг, профессор психологии университета в Питсбурге. - Уткнувшийся в компьютер человек забывает обо всем на свете - о детях и семье, друзьях и обязанностях"

Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.

На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих в них идейное предводительство.

Как всякая субкультура, интернет объединяет большие группы населения, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности своих членов.

Среди отрицательных факторов влияния интернет-культуры на личность, необходимо назвать в первую очередь: деперсонифицирующее и метаперсонифицирующее воздействие, перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть, аутизацию. По-видимому, именно данные факторы являются ведущими в формировании предпосылок к интернет-зависимости.

При зависимости у человека снижается коммуникативная способность. Человек не может найти общий язык ни в кругу друзей, ни в домашней семейной обстановке. Человек становится отдельным звеном в социуме. Для него не существует общения с людьми. Он поглощается во Вселенную и пытается найти себе подобных в другом мире

Увлечение компьютерными играми может повлечь за собой опасные для общества проблемы криминального характера:

Дети хотят играть, но у них не всегда есть деньги. В результате фиксируется много правонарушений, связанных с компьютерными играми.

Впрочем, “шалят” подростки не только из-за безденежья, но и просто подражая героям полюбившихся игр" В десятке наиболее популярных компьютерных игр три-четыре носят явно криминальный характер, - замечает психолог Анатолий Киливник. - В результате у ребенка формируется искаженное представление о действительности: если ты сильный, ловкий и хитрый, ты можешь нарушить закон и уйти от ответственности.

Вывод: Компьютерная зависимость не менее опасна, чем наркотическая зависимость, так как приводит к значительному нарушению адаптации в обществе (неспособность работать, неспособность создать семью или просто обслуживать самого себя)

Обязательным условием успешного лечения компьютерной зависимости является осознание проблемы и желание лечиться со стороны человека, страдающего компьютерной зависимостью. В тоже время компьютерную зависимость чаще всего осознают окружающие субъекта друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другими видами зависимости (алкоголь, наркотики). Поэтому необходимо мотивирование человека, страдающего от компьютерной зависимости на лечение. Часто решение проблемы начинается с консультации родственников и близких по вопросам, как помочь человеку, страдающему компьютерной зависимостью обратиться за лечением к врачу. Совместно со специалистом вырабатывается тактика поведения с человеком, страдающим компьютерной зависимостью, обсуждается, как построить разговор о необходимости обращения к специалисту.

Первый этап лечения компьютерной зависимости - диагностика причин формирования компьютерной зависимости, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости поводится ее лекарственное лечение.

Основой лечения компьютерной зависимости является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.

Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Компьютерная зависимость влияет на взаимоотношения в семье, поэтому во время лечения компьютерной зависимости важно оказывать помощь родственникам и близким человека, страдающего компьютерной зависимостью, в частности направленную на гармонизацию отношений с ним.

Что делать нельзя: наказывать, отключать Интернет, лишать других удовольствий. Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают подростка к бегству из дома.

Что надо делать: поддерживать подростка в преодолении возникающих жизненных трудностей, обучать новым способам преодоления кризисных ситуаций, обучать умению регулировать свои эмоции, строить отношения со сверстниками, управлять своим временем.

К кому обращаться: обязательная консультация врача-психотерапевта (выявление возможных депрессивных расстройств) - совместная психокоррекционная работа врача-психотерапевта и клинического психолога.

Болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактическая работа с детьми важнейший путь преодоления проблем, связанных с компьютерной зависимостью.