Социальная политика и социальная работа

Для одобрения действий в интересах уязвимых групп населения и общества необходимо их объяснение, обоснование, узаконивание (легитимизация). Благодаря этому социальная работа приобретает некоторые из основных институциональных признаков (становится структурным элементом общества). Речь идет о том, что она интегрируется в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, происходит упорядочение, организация и регуляция ее через систему принципов, норм и законов, в заведениях и учреждениях, обеспечение материальными, финансовыми, кадровыми и информационными ресурсами.

Это свидетельствует о тесной связи социальной работы с социальной политикой, которая является совокупностью мер государства и других субъектов политики, направленных на развитие классов, социальных групп, социальных слоев (страт), национальных и других этнических общностей, языковых, конфессиональных групп, образующих общество, а также на развитие (социализацию) человека.

Такая политика ориентирована на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных лиц от деструктивных процессов в обществе на определенных этапах его развития. Объектом особого внимания социальной политики является социальное обеспечение (пенсионное обеспечение в старости, инвалидности), занятость, системы здравоохранения, образования, жилищная политика, а также семейная и тендерная политика. Реализация социально значимых целей и решения социальных задач происходит через социальные проекты и программы, которые являются составляющей социальной политики.

Социальной политике как науке свойственна междисциплинарность, ее научный аппарат охватывает понятие права, политологии, социологии, экономики, социальной работы, социальной педагогики и т.п.

Проблемным остается вопрос, что первично - социальная работа или политика. Очевидно, не лишено смысла мнение, что социальная политика определяет методы, характер и масштабы социальной работы, хотя социальная работа также может влиять на повышения эффективности общегосударственной социальной политики. Подтверждением этого тезиса является социальная работа как профессиональная деятельность, утверждалась в так называемых государствах всеобщего благосостояния, которые внедряли социальные программы усилиями соответствующих специалистов.

Ведущей целью социальной работы является совершенствование социальных взаимоотношений, достижения высшей социальной справедливости.

В связи с этим особую актуальность приобретает регулирующая роль государства в разработке и реализации мер, способных противодействовать явлениям стихийности и незащищенности, обеспечить социальную защиту граждан, достойный уровень их существования и жизнедеятельности общества. Для этого необходима стратегия социального развития, направленная на стабилизацию социальных отношений. Такие стратегии формируют в пределах основанной на определенных ценностях (например, социальная справедливость, равенство, прагматизм) модели социальной политики. В большинстве развитых стран социальная политика реализуется социал-демократической (в скандинавских странах считается, что потребности людей должно удовлетворять государство на универсальной основе), либеральной (в США придерживаются принципа, согласно которому государственные социальные службы должны помогать только нуждающимся), корпоративной (в Германии, Франции, Японии активное участие в реализации социальных программ, организованных на основе обязательного социального страхования, принимают профсоюзы, объединения работодателей) моделями.

Модели различают не только по ценностям, но и с использованием инструментов социальной политики, тяготением к универсальным (распространяемых на всех членов общества, социальной группы) или выборочных (распространяемых на определенную часть населения или определенную часть социальной группы) социальных программ, уровню расходов на социальную сферу и источниками финансирования социальных программ (налоги, страховые взносы, штрафы, специальные взыскания, благотворительная помощь и т.п.), системой предоставления социальных услуг.

В скандинавских странах большинство социальных служб являются государственными, в Германии этой работой по поручению и при поддержке государства занимаются негосударственные - религиозные, этнические, благотворительные организации, у СПИА и Великобритании прошли частичное разгосударствление социальной сферы, диверсификация предоставления социальных услуг, значительное внимание уделяется взаимопомощи, привлечению общин и неприбыльных организаций к решению социальных проблем. Здесь сосуществуют муниципальные, волонтерские и прибыльные социальные службы, взаимодействуют государственные, благотворительные и коммерческие социальные программы. Социальная политика, определяя содержание, направленность, нормативно-правовую базу социальной работы, является ее методологической, теоретической и практической предпосылкой.

Одновременно она - одно из направлений внутренней политики государства, воплощенной в социальных программах и в практике. Социальная политика регулирует отношения в обществе в интересах и благодаря интересам основных социальных групп. Иногда о ней ведут речь как о организаторскую, исполнительскую деятельность по реализации социальной политики государства, теорию и практику социальной политики или как о внегосударственных феномен, который в определенной степени отражает культурные традиции страны. Но поскольку во многих странах значительное количество социальных работников являются сотрудниками государственных социальных служб, а значит проводниками социальной политики, направленность и содержание их профессиональной деятельности, их собственные установки зависят от отношения общества к людям, которые являются клиентами социальной работы. Однако это не дает оснований отождествлять социальную политику и социальную работу, ведь социальные работники могут быть и нарушителями общественного спокойствия, борясь за права клиентов, лоббируя внедрение социальных программ, выделение ресурсов на решение конкретных социальных проблем. Кроме того, как отмечает Т. Шанин, они нередко работают в государственных учреждениях, цели которых не всегда совпадают с ценностями профессии.  Именно со стороны социальных работников звучит критика в адрес государственной политики.

Не только социально-политический контекст влияет на социальную работу, но и социальные работники могут влиять на него. Например, результаты исследований определенных социальных проблем могут быть использованы при принятии соответствующих политических решений, а новые социальные услуги, апробированные в социальных службах, могут стать частью государственной социальной программы, государственных нормативов. Экспериментальные социальные службы, которые доказали свою полезность, эффективность и перспективность, часто получают государственные ресурсы для своей деятельности, а иногда входят в государственных институтов, занимающихся социальным обслуживанием.

Например, организационную модель созданного в Николаеве экспериментального центра ранней реабилитации детей-инвалидов впоследствии было использовано по всей Украине как составляющей государственной системы социальной защиты населения.

С целью воздействия на социальную политику государства социальные работники могут: лоббировать интересы групп клиентов и собственные профессиональные интересы; поощрять клиентов в представительство собственных интересов, влияния на органы власти при рассмотрении вопросов, которые их касаются, организовать кампании по сбору подписей под обращениями, написание писем органов власти, формулирования определенных социальных проблем и предложений по их преодолению и т.д.

Вместе бытует мнение, что социальная работа как профессия должна быть политически нейтральной, хотя это не отрицает активной позиции социальных работников в формировании общегосударственной и местной социальной политики.

Итак, социальная работа тесно связана с социальной политикой, как на научном, так и на практическом уровнях. Содержание деятельности социальных работников в значительной степени обусловлено концептуальными подходами к организации системы социальной защиты населения в стране, сочетанием индивидуальных и общественных (выраженных через соответствующие социально-политические концепции и политические решения) интересов к социальной работе. Социальная политика легитимизирует формы и методы социальной работы, придает действиям социальных работников законности и справедливости.