Социальная политика на примере г. Санкт-Петербурга

Основные механизмы социальной политики Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург – один из крупнейших мегаполисов Российской Федерации, в котором проживает по данным на 1 января 2012 года 4 953 219 миллионов человек.

Социальная политика Санкт-Петербурга и его социальное развитие во многом определяются сложившейся социально-демографической ситуацией.

В последние годы социальное развитие характеризуется:

1. Совершенствованием законодательства, определяющего социальное обслуживание населения и предусматривающего предоставление социальной помощи различным категориями граждан.

2. Активным развитием современных технологий социального обслуживания, форм и методов социальной работы, развитие новых учреждений и служб.

3. Развитием единого информационного пространства системы социальной защиты населения.

Развитие крупного мегаполиса, которым является Санкт-Петербург, невозможно без органов, осуществляющих социальную политику.

Основным органом является Комитет по социальной политики, задачами которого являются:

1) Проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения.

2) Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения.

3) Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, направленной на улучшение демографической ситуации в Санкт-Петербурге.

4) Иные задачи в сфере социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством.[8]

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, а также Положением о «О комитете по социальной политике Санкт-Петербурга» от 16.09.2008.

Структура комитета:

● Председатель Комитета

● Первый заместитель председателя комитета

● Заместитель председателя комитета

● Заместитель председателя Комитета

● Заместитель председателя комитета

Структура и штатное расписание Комитета, изменение структуры Комитета и внесение изменений в штатное расписание Комитета утверждаются председателем Комитета по согласованию с вице-губернатором Санкт-Петербурга, координирующим и контролирующим деятельность Комитета, Управлением кадров и государственной службы Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и Комитетом финансов Санкт-Петербурга.[9]

Помогают в осуществлении социальной политики такие организации как:

● Волонтерская служба

● Проект "Путь домой" - помощь петербургским опекунам и семьям усыновителей

● Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд «Милость»

● Санкт-Петербургская региональная благотворительная общественная организация помощи лицам без определенного места жительства "Ночлежка"

● Санкт-Петербургская общественная благотворительная организация «Покровская община»

● Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям».[10]

Механизмами формирования и реализации политики в сфере социальной политики являются:

1. принятие законов Санкт-Петербурга, определяющих политику в сфере социальной политики в Санкт-Петербурге;

2. принятие и реализация концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге;

3. принятие и реализация программ развития социальной политики в Санкт-Петербурге.

Проблемы реализации социальной политики

Естественно, в процессе любой работы возникает круг проблем, с которыми приходится сталкиваться. Социальная политика не исключение. И в этой части работы я хотела бы рассмотреть те проблемы, которые возникают в процессе реализации направлений работы социальной отрасли, которые являются перспективными.

Итак:

1. Здравоохранение. В данной сфере приходится сталкиваться со следующим проблемами:

1) Недостаточная эффективность финансирования здравоохранения

Денежные средства, выделяемые из городского бюджета, не доходят до государственных медицинских учреждений. Например, применяемая аппаратура в большинстве случаев либо не работает, либо существует в недостаточном количестве. Часто очередь пациентов настолько велика, что им предлагается пройти обследование за свой счет в платной клинике.

2) Введение инноваций, не отработанных на практике.

Старая схема посещения поликлиники для пациента была проста: прийти к 5 утра, занять очередь либо в регистратуру, либо в кабинет врача, но это приводило к печальным последствиям. Было принято решение «разрузить» сотрудников больниц и появилась возможность записи к врачу с помощью интернета, но, как показывает практика многие поликлиники не в курсе существующих у них новых способов обслуживания пациентов; также пациенты сталкиваются с теми проблемами, которые не были при традиционном методе - недостаток талонов, предложение пройти необходимых врачей платно. На одном из заседаний правительства Валентина Матвиенко решила проверить, действительно ли городское здравоохранение достигло высот в обслуживании горожан, что очереди поликлиники ликвидированы и всем доступна удаленная запись к врачу по телефону. Проверила. К офтальмологу ее не записали. [11]

3) Обеспечение лекарственными препаратами

Множество врачей рекомендуют пациентам: лекарства, которые не включает список бесплатных лекарств для пациентов-льготников; дорогостоящие лекарства, которые навязываются самим врачам фирмами-производителями, не проверенные на эффективность и безопасность, за что выплачивается определенная сумма.

4) Недостаток квалифицированных кадров.

В медицинских учреждениях персонал обладает низкой профессиональной подготовкой, так как при обращении с одной проблемой к одному врачу, происходит перенаправление к другому специалисту.

5) Доступность качественной бесплатной медицинской помощи

Осуществление бесплатных процедур и обслуживание, в сочетании с низкой заработной платой, приводит к непозволительному поведению медицинского.

2. Жилье. В данной сфере приходится сталкиваться со следующим проблемами:

1) Привлечение подрядчиков к участию в деятельности, а именно огромное количество фирм, которые занимаются строительством жилья. На данный момент, по мнению экспертов консалтинговых центров, уровень предложения первичного и вторичного жилья в Санкт-Петербурге практически достиг докризисного. Статистика гласит, что на протяжении 2011 года рынок нового жилья в мегаполисе пополнился 38,5 тыс. квартир общей площадью до двух миллионов квадратных метров, однако многие фирмы - застройщики заключая договора на строящиеся квартиры посредством ипотечного кредита не соблюдают данные обязательств.

2) Стоимость. Средняя цена на вторичном рынке квартир по состоянию на апрель 2012 выросла на 0,09%, средняя же цена предложения составляет 92,5 тыс. руб. за кв. м. Процент изменения средней цены предложения на рынке новостроек в рублевом эквиваленте составляет 0,22%, это 174,2 руб. с одного квадратного метра. Показатель средней цены предложения с 16 апреля по 23 апреля 2012 года составляет 80 тыс. руб./кв. м. Цена предложения в долларах составила 2,7 тыс. за квадратный метр, в евро – 2,1 тыс.

Доля «дешевых» объектов, цена которых меньше 50 тыс. руб., составляет всего 2% от общего объема предложения квартир, диапазон цены от 50 до 60 тыс. руб. за кв. метр составляет 9,2%.

Большую долю рынка занимает диапазон цены от 60 до 90 тыс. руб. за кв. м и составляет 68,3% от объема выставленных на продажу квартир.[12]

Доля дорогих объектов, цена которых превышает 90 тыс. руб. за кв. м, в сумме составляет 20,6% от всего предложения.

Таким образом, проблема в доступности жилья.

3) Недостаток информации о доступном жилье и проблема механизма получения бесплатного жилья.

Большое количество интернет-ресурсов, журналов, газет, выставок о рынке недвижимости в Санкт-Петербурге, но нет единой организации или системы, которая могли бы достоверно информировать об имеющимся жилье на рынке не только жителей города, но и людей, которые только собираются перебраться в Санкт-Петербург. Да, есть филиалы петербургских фирм в городах России, но они дают лишь общую информацию.

Законом Санкт-Петербурга предусмотрено предоставление жилых помещений нуждающимся гражданам по договорам социального найма. Для этого необходимо встать на учет и ждать свою очередь на жильё в Санкт-Петербурге.

Несмотря на кажущуюся простоту, встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий могут не все граждане. Необходимо соответствовать определенным условиям, которые прописаны в законе, а именно: проживать в Санкт-Петербурге не менее 10 лет и быть признанным нуждающимся в жилом помещении. Однако, чтобы быть признанным нуждающимся нужно еще это доказать, а именно:

● быть признанные малоимущими (чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге).

● многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей

● ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий

● инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов

● Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей

● Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении.

Однако, как показывает практика, многие граждане удачно пройдя этап признания «нуждающийся» (справка о ежемесячном доходе, которая не должна двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения; стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышало десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в СПб; соблюсти учетную норму квадратуры жилья) сталкиваются с необходимостью собрать огромный пакет документов, а именно:

● заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;

● паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;

● документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства;

● документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет;

● документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи;

● документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями;

● документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет (для граждан, признанных малоимущими);

● документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признанных малоимущими);

● документы, подтверждающие право гражданина на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди (для граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди) и (или) на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения);

● документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение);

● документы, подтверждающие, что гражданин относится к категории граждан, указанных выше. [13]

Также проблема в том, что если гражданин стоял в очереди, но на момент получения его скончался, то ближайшие родственники не имеют право на место в очереди.

4) обострение ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве.

Эта проблема возникла в связи с многолетним недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Cущественно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание.

3. Образование.

Проблема в данной сфере города Санкт-Петербурга в том, что при наличии большого количества ВУЗов и профессиональных учреждений образование не является доступным, так как количество бюджетных место очень мало и они закрываются либо иностранными студентами, либо определенной группой людей по состоянию здоровья. Также из-за недостатка государственного финансирования ВУЗы вынуждены искать пути самоокупаемости.

4. Пенсионное обеспечение

Проблемы, существующие в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем размеров пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений, следовательно, возникает проблема качества жизни пенсионеров. По состоянию на 2012 год минимальная пенсия в Санкт-Петербурге 5157 рублей 70 копеек, а в Ленинградской области 4950 рублей. [14] Данные суммы отражают принятый уровень прожиточного минимума.

5. Нехватка кадров.

Росстат привел данные выборочных исследований по проблемам занятости в Северо-Западном регионе на первые месяцы 2012 года. Исходя из приведенных данных в отношении Санкт-Петербурга, то власти говорят о стабильности на рынке труда, в то время как работодатели заявляют о дефиците кадров. Проблема на данный момент не в безработице, а в недостатке кандидатов, трудности в поиске, так как работающие люди опасаются перемен и не меняют даже невыгодные места работы, зарплаты застыли на одном уровне. Идеальными кандидатами на пустующие рабочие места в таких условиях, а впоследствии и лучшими работниками оказываются иногородние специалисты, приезжающие со всей России, желая улучшить свое положение. [15]Из 70 тысяч вакансий в банке данных по городу 73 процента приходится на рабочие специальности, за ними с сильным отставанием идут сфера информационных технологий, финансы и обрабатывающие производства Проблема в том, что местное население идти на простые рабочие специальности отказывается, поэтому потребность в мигрантах по-прежнему высока и будет таковой, пока ситуация с дефицитом кадров не изменится.

Практические рекомендации

1. В связи с существующими проблемами предложены следующие пути решения в сфере здравоохранения:

1) реформирование системы финансирования здравоохранения, включающее:

● обеспечение прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения;

● разобраться с мобилизацией финансовых средств для здравоохранения и со страховым финансированием медицинских организаций;

● усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных медицинских учреждениях;

2) Пересмотр списков лекарств и ограничить доступ рекламных представителей в государственные медицинские учреждения

3) Создание правовых, экономических и организационных условий для предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют запросам населения, современному уровню медицинской науки, а также ресурсам, располагаемым государством и гражданами.

4) Создание четкой мотивационной структуры для медицинского персонала.

2. Следующие пути решения жилищной проблемы:

1)        Увеличить объемы финансирования жилья государством;

2)        Развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;

3)        Создать четкую систему информированности населения о рынке предлагаемой недвижимости;

4)        Упростить систему получения жилья посредством сокращения количества необходимых для этого документов.

3. Следующие пути решения проблемы в сфере образования:

1) Создать дополнительные бюджетные места

2) Обратить внимание правительства на объемы финансирование высшего государственного образования

3) Создать эффективные формы контроля движения денежных средств.

4. Следующие пути решения пенсионной проблемы:

1) Контролировать обязательные страховые взносы большинства работодателей и стимулирование самих работников на будущее пенсионное обеспечение последних;

2) Провести опрос о желаемом достаточном размере среди пенсионеров и повысить до «приличного уровня»

5. Следующие пути решения нехватки кадров:

1)Необходимо, чтобы власти сами определились с экономической политикой. Ведь на фоне того, как правительство страны говорит о наращивании промышленности как приоритетном направлении, спрос идет на сферу услуг

2) Создать условия для воспроизводства спроса кандидатов на рабочие специальности, а именно вернуть престиж средне - профессиональному образованию.