Социальная помощь в Московской Руси
В Московской Руси призрение бедных, убогих, немощных было в основном сосредоточено в церквях и монастырях. Здесь имелись значительные средства для оказания помощи нуждающимся. Многие священнослужители, по зову сердца осуществляя духовно-религиозную потребность, стремились поддержать бедных и немощных. В эпоху Московского царства, было, положено начало государственному призрению. Вместе с тем развитие получила и частная благотворительность, субъектами которой являлись правители страны, их близкое окружение, многие представители столичного, провинциального дворянства и других сословий.
Важнейшую роль в поддержке бедных и обездоленных играли церкви и монастыри. Именно они воспитывали в народе религиозное чувство сострадания к бедствующим. В Древней и Московской Руси милостыня воспринималась в общественном сознании не просто как подаяние, а как своеобразный акт церковного богослужения, практическое выражение благонравия.
Церковно-монастырская помощь нуждающимся осуществлялась в эпоху Московской Руси преимущественно в следующих формах: бесплатное кормление бедных и раздача хлеба; открытие богаделен и церковных больниц для немощных, странствующих, больных; содержание сиротских приютов, школ и церковных училищ; выдача бедным людям церковноприходских пособий, беспроцентных ссуд и др. Известно, что неурожай и голод в те времена были нередким явлением. Каждое поколение по крайней мере раз в жизни переживало голод, сопровождавшийся массовой гибелью людей. В таких условиях многие спасались от смерти благодаря помощи церквей и монастырей. Практика монастырского содействия открытию в российских городах богаделен и лечебниц сохранилась и в XVII в. [25]
Следующей формой церковно-монастырской помощи нуждающимся было содержание сиротских приютов, школ, церковных училищ для бедных. Монастыри стали убежищем для многих сирот и брошенных детей. Монахи забирали подкидышей, организуя для них приюты, которые представляли собой особые избы, где дети получали ночлег, питание, одежду и необходимый уход.
При монастырях функционировали школы для сирот и бедных детей. В четырехклассных школах учащиеся получали не только навыки письма и счета, но и более широкую начальную подготовку. В таких учебных заведениях преподавали наиболее образованные и подготовленные представители монастырского духовенства. Наряду со школами в ряде монастырей создавались и специальные епархиальные училища. Для примера можно сослаться на Скорбященскую женскую обитель г. Москвы.
Некоторые приходы для призрения за одинокими немощными и пожилыми, хронически больными людьми создавали богадельни, которые содержались за счет прихожан. Здоровый и трудоспособный человек попасть сюда не мог. Ведь в приходе практически все знали друг друга. При таких богадельнях иногда открывали приюты для детей. Здесь призревались сироты и подкидыши. Организовывал и руководил всей этой работой церковный староста или же особый священник. Для распространения грамотности среди прихожан создавались церковно-приходские школы. В них основы начального образования могли получить сироты и дети из бедных семей. Церковно-приходская помощь названными формами не ограничивалась. Несправедливо обиженные люди могли всегда рассчитывать на поддержку прихода. Бывали случаи, когда приход вмешивался и в личную жизнь отдельных граждан, например, пресекая тиранию мужей в отношении жен. [7]
Отдавая должное роли церковно-монастырской помощи, не следует ее идеализировать. По своим масштабам она не охватывала многие слои населения, нуждавшиеся в поддержке и заботе. Эта помощь иногда носила показной характер.
В эпоху Московской Руси были предприняты попытки создания основ системы государственного призрения. В период реформ Избранной рады 50-х гг. XVI в. царская власть намеревалась усилить взаимодействие с церковью в деле ограничения нищенства и призрения лиц, нуждающихся в помощи.
В эпоху Московской Руси важнейшую роль в деле призрения бедных, немощных, сирот играли церкви и монастыри. Это определялось не только их изначальным религиозно-нравственным предназначением, но и наличием необходимых материальных возможностей для оказания помощи нуждающимся. Деятельность монастырей и церквей в сфере призрения получала поддержку государственной власти, которая стала ощущать свою долю ответственности за судьбы обездоленных и массовую нищету. В определенной мере этим было обусловлено начало формирования на рубеже XVII—XVIII вв. системы государственного призрения, получившей свое целостное оформление и дальнейшее развитие в императорской России.