Социальная работа как социогуманистическая деятельность
Основания для целесообразной деятельности лежат в сфере человеческих ценностей. Предметом любой культурной ценности являются действия людей, соответствующие цели. Таким образом, ценности указывают на то, к чему человек должен стремиться.
Социальная работа как особый вид деятельности строится на духовно-нравственной основе, опираясь на совокупность ценностей, разделяемых ее субъектами. Система ценностей социальной работы формировалась в процессе ее исторического развития, при этом доминантой их трансформации оставалось философское осмысление прав человека.
В международных документах, начиная с Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактов о гражданских и политических правах человека и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., законодательно закрепляются неотъемлемые права граждан - на жизнь, свободу и справедливость, фиксируется их всеобщий, прирожденный, неотъемлемый и целостный характер [26, 29]. На основе осознания необходимости защиты прав человека для общественного блага постепенно складывались ценностные ориентации социальной работы.
В настоящее время в социальной работе базовыми ценностями являются гуманизм, человеческое достоинство, добрая воля, стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу, поддержка социально уязвимых слоев населения.
На базовых ценностях основаны инструментальные ценности социальной работы: открытость, честность, сотрудничество, ответственность за решение проблем клиента, готовность к передаче знаний и умений, уважение к своеобразию каждой личности, к конфиденциальности клиента и т.д.
Ценности социальной работы лежат в основе деятельности ее субъектов, они рассматриваются "изнутри профессии", с точки зрения отношения работника к объектам своего труда. Это означает, что специалисты работают согласно разделяемым ими и внутренне взаимосвязанным ценностям.
Ориентируясь на профессиональные ценности как на инструментальные, специалист ставит цель, выбирает средства, вырабатывает стратегию и тактику деятельности, оценивает ее результаты. Следует заметить, что на качество деятельности влияет как действенность базовых ценностей социальной работы в обществе, так и осознанность инструментальных ценностей профессии, их принятие на личностном уровне самим специалистом [3, 26].
Проблема ценностной базы социальной работы связана с ее гуманистической сущностью. Гуманизм - это мировоззрение, выступающее в современном цивилизованном мире в роли положительного общественного идеала. Оно основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную жизнь для каждого, независимо от его национальных, религиозных, возрастных, социальных и других особенностей. Человек в гуманистической идеологии представлен в качестве высшей ценности, которая подразумевает веру в созидательный потенциал личности, в способность человека преодолевать препятствия на пути к полноценному социальному функционированию.
В современном мире гуманность выступает как одна из форм человеческого бытия, при этом, согласно гуманистическим воззрениям, человеколюбие не имеет основы, если в обществе отсутствуют условия для реализации разума и чувств человека. Следовательно, в социальной работе речь должна идти о практическом гуманизме как об осуществлении гуманистических ценностей в конкретном обществе, с тем, чтобы ее основу и цель составляли интересы каждого человека. Гуманизация общества, являясь главной ценностью современной цивилизации, должна выступать основным принципом социальной политики государств. Однако для реализации гуманистического идеала на практике конкретному государству необходимо иметь материальные, духовные и социальные ресурсы, на базе которых возможно предоставление человеку социальных гарантий, способствующих его развитию.
Социальная работа, по сути, является социогуманистической деятельностью, она в целом служит целям развития человечества, поскольку направлена на совершенствование отношений между людьми. Ее частную основу составляют поддержание жизнеобеспечения, социального функционирования и развитие личностных качеств конкретного клиента. Забота о благе личности при этом должна рассматриваться как первоочередная задача общества и государства, стратегия социальной политики.
Социальная работа - это гуманистический процесс развития общественных отношений, связанных с оптимизацией жизнедеятельности личности и общества, который проявляется в форме взаимодействий ее субъектов и объектов. Независимо от того, какая модель социальной работы осуществляется, ключевой ценностью ее реализации выступает человеческая личность. При этом правом на получение помощи должен обладать каждый индивид, без дискриминации по каким-либо основаниям.
В кризисных обществах гуманизм принимает специфическую форму и выражается, в первую очередь, на уровне повседневного человеколюбия. Личностная направленность, выражающая гуманистический идеал на индивидуальном уровне, связана с понятием альтруизма. Этот принцип жизненной ориентации человека, основанный на заботе о благе других людей, которое может восприниматься более значимым, чем собственное благо, является одним из главных принципов социальной работы.
Качества альтруизма носят социобиологический характер - с одной стороны, они основаны на врожденной предпосылке необходимости выживания человеческого рода, с другой стороны, - они воспитываются, представляя собой результат длительного развития общества и отдельного индивида. Социальный работник должен действовать как профессионал, для которого гуманистическое мировоззрение выступает в качестве принципа деятельности. В этом случае он принимает социальное должествование, т.е. объективную необходимость подчиняться определенным нравственным нормам данного общества, как индивидуальный долг, т.е. сознательно взятое на себя обязательство выполнять эти нормы.
Таким образом, на основе ценностей складываются принципы социальной работы, воплощающие основополагающие правила и нормы этой деятельности. Они указывают, как необходимо поступать в конкретных социальных ситуациях, чтобы достичь цели.
Специфика социальной работы связана с особым вниманием к нравственной стороне этого вида деятельности, поэтому основные, содержательные принципы социальной работы (альтруизм, демократизм отношений с клиентом и др.) носят этический характер и касаются трех сторон деятельности специалиста: моральной ответственности перед клиентом, перед обществом и перед своей профессией и коллегами. Этика социальной работы проявляется в понимании социального благополучия как права каждого человека, которым он должен обладать реально, благодаря улучшению функционирования социальных служб и высвобождению собственных скрытых ресурсов.
Принципы социальной работы
Группа принципов | Принципы |
Содержательные | Альтруизм, демократизм отношений с клиентом, социальная справедливость |
Психолого-педагогические | Эмпатия, аттракция, толерантность |
Методические | Дифференцированный подход к клиенту, преемственность, компетентность |
Организационные | Посредничество, доступность, комплексность |
Одним из основных содержательных принципов социальной работы, на которых основана практическая реализация гуманистического идеала, является принцип социальной справедливости.
Принцип социальной справедливости выступает идеологической и нравственной ценностью, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества - Организации Объединенных Наций, Международной Федерации социальных работников и пр. На его основе возможна обобщенная нравственная оценка социальных отношений в конкретном социуме.
Поскольку в сложной сети социальных взаимодействий формируются структуры экономического, политического и иного неравенства, социальная справедливость предстает в виде оценочного понятия, определяющего меру равенства и неравенства в социальной сфере.
Путем сравнения статусов людей и их характеристик складываются индивидуальные и групповые суждения, касающиеся справедливости или несправедливости социальных отношений. Понятие справедливости при этом может касаться как социальных статусов, так и интересов людей по поводу распределения социальных благ. Следовательно, уровень справедливости в обществе не может быть выше, чем уровень представлений о ней большинства населения.
Кроме нравственной стороны, проявляющейся в общественном сознании как эталон, по которому устанавливается мера человеческих поступков, социальная справедливость имеет деятельностную сторону, которая реализуется в процессе целедостижения, позволяя людям улучшать свои социальные характеристики.
Американский исследователь Д. Ролз сформулировал два принципа, способствующих социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому человек должен иметь доступ к свободам (правам и благам), равный с другими людьми; и принцип различия, согласно которому неравенство допустимо, если оно идет на пользу наиболее обездоленным людям. Рассматривая справедливость как честность, Ролз выдвигает понятие всеобщей справедливости, проявляющей себя в социальной стабильности, сбалансированности интересов людей, целесообразности деятельности и в возможности для групп и индивидов, находящихся в худшем социальном положении, улучшить его.
В современном обществе осуществление принципа социальной справедливости связано с равенством граждан перед законом, созданием экономических, политических, социальных гарантий реализации прав личности, обеспечением необходимого для нормальной жизнедеятельности человека уровня социальной защищенности.
При этом справедливость может быть достигнута посредством распределения между гражданами основных социальных благ по уравнительному принципу (ценностная справедливость), или путем применения к ним универсальных критериев, которые дают каждому доступ к жизненным шансам в профессиональной, образовательной и других сферах на основе собственных усилий (меритократическая справедливость).
Единого представления о справедливости не существует. Если в западном постиндустриальном обществе большинство граждан понимает под справедливостью наделение личности возможностью использовать свой потенциал, предоставление людям равных стартовых возможностей, то в современной России преобладают уравнительные представления о социальной справедливости, она по-прежнему выступает как общественная ценность, а доступность социальных благ отождествляется с их бесплатностью.
Эти различия следует учитывать при разработке конкретных программ социальной политики и социальной работы. При этом необходимо сознавать, что справедливость в современном понимании цивилизованных стран включает в себя обеспечение равной оплаты за равный труд, необходимость поддержки социально ущемленных слоев общества, предотвращение социальной дискриминации, предоставление социальных гарантий всем членам общества.
Законодательно содержательные принципы выражены в Международной декларации этических принципов социальной работы, принятой Международной Федерацией социальных работников в 1994 г. В Российской Федерации с учетом этого документа был разработан Национальный кодекс социальных работников, применяемый с 1995 г [21, 375].
В этих документах утверждается, что действия специалиста должны быть этически оправданными и должны соответствовать международным стандартам. Он должен, основываясь на принципе социальной справедливости и полученных знаниях, проявлять уважение к правам человека, соблюдать принципы личной неприкосновенности и уникальности, оказывать помощь каждому, кто в ней нуждается, стараться не применять методов принуждения, сотрудничать с клиентом во благо, но не во вред другим людям.
В свою очередь, в обязанности государства входит предоставление максимума благ своим гражданам, поддержка индивидуальности каждого человека и предоставление ему права на самореализацию. Осуществление этих принципов позволяет соотносить социальную деятельность в обществе с интересами конкретных людей, обеспечивая гарантии социальной защиты всем нуждающимся, в сочетании с активизацией усилий человека по самозащите.
Следующая группа принципов, это психолого-педагогические принципы социальной работы (эмпатия, толерантность и др.), которые выражают требования к характеристикам процесса взаимодействия специалиста и клиента, к формам и средствам воздействия, используемым социальным работником. Они указывают не только на роль внимания к уникальности клиента и учета его индивидуальных качеств в ходе оказания помощи, но и на необходимость формирования у специалиста ряда профессионально-желательных качеств, которые характеризуют его как личность и обусловливают успешность его деятельности. Методические принципы социальной работы (дифференцированный подход к клиенту, преемственность в оказании помощи и др.) предлагают систематизированный свод правил, позволяющих последовательно действовать в данной области социальной работы, ориентируясь как на объект деятельности, так и на конкретную социальную ситуацию. Эти принципы уделяют особое внимание профессиональной компетентности специалиста, соответствию уровня его знаний и умений уровню и содержанию выполняемых им должностных задач.
Организационные принципы социальной работы (доступность, комплексность и др.) отражают сложность и многообразие функциональных связей в процессе оказания социальной помощи и предъявляют требования к обязанностям и ответственности специалистов. Они лежат в основе управленческого воздействия в системе социальной работы, нацеливая ее на обеспечение возможности оперативного и эффективного решения проблем каждого клиента.
Следование специалистов взаимосвязанным принципам социальной работы обеспечивает оптимальное соотношение между содержанием социальных проблем и результатами их решения и легитимность социальной работы как особого, социогуманистического вида деятельности в российском обществе.