Социальная работа с жертвами семейного насилия
Социальная работа с детьми
Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия за рубежом опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются не столько благородным намерением, сколько элементарной необходимостью. Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это - прямая обязанность. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течение 24 часов после происшествия. Законом предусмотрены неприкосновенность информирующих лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а так же наказания для тех, кто эти правила нарушает. Социальные работники расследуют дело, в течение 48 часов вступают вместе с милиционером и медработником в контакт с семьей (при этом службы работают круглосуточно и без выходных).
Социальный работник в домашних условиях обсуждает с родителями полученную информацию, общается с ребенком, тщательно наблюдает за их поведением, оценивая реальные условия жизни семьи, контактирует со специалистами, учителями, соседями, друзьями и родственниками ребенка. Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры (даже если в этом и нет острой необходимости). Согласия или разрешения родителей не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае не подтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка[23].
Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась.
И только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается, и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции. В отдельных случаях по решению суда виновного родителя вынуждают покинуть дом, где он проживает и куда должен вернуться после реабилитации ребенок. Таким образом, хотя принятие жестких решений в отношении родителей вполне возможно, тем не менее, эти меры не рассматриваются в качестве единственно приемлемых и рациональных.
В семейном кодексе РФ также закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов. Но сообщать об этом надлежит не в органы социальной защиты по месту фактического местонахождения ребенка, а в органы опеки и попечительства.
Именно последние принимают необходимые меры по защите прав ребенка. Они же могут отобрать ребенка у родителей (или у одного из них). Однако, вся эта процедура излишне бюрократизирована и растянута во времени. К тому же органы опеки начинают работать только со случаями, принимающими крайние, необратимые формы, и никак не влияют на возможности их предупреждении и устранении[24].
Как известно, Россия ратифицировала ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с семейным насилием в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся "Конвенция о правах ребенка", "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации по отношении женщин", декларация ООН "Об искоренении насилия в отношении женщин" и другие международно-правовые акты. Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана уже существующая законодательная база самой социальной работы, а именно, принятые на федеральном уровне законы "Об основах социального обслуживания населения в российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ряд постановлений Правительства и нормативных актов, гарантирующих их выполнение.
Во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют не правоохранительные органы в союзе с органами опеки, попечительства, местного самоуправления (т.е. чиновники), а специалисты по социальной работе. Только у них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Именно социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования, и именно поэтому его работа оказывается наиболее профессиональной, жизнеспособной и эффективной. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалистов по социальной работе побаиваются из-за их чрезвычайно широких полномочий (вплоть до возбуждения уголовного дела и ходатайства об отчуждении ребенка от родителей). Необходимо заметить, что в случае насилия в семье над взрослыми роль социальных работников гораздо скромнее и незаметнее[25].
Именно благодаря развитию практики социальной работы и в нашей стране уже наметился (хотя еще и не возобладал!) переход от одних только карательных мер к социальному поддерживающему и терапевтическому воздействию. Безусловно, по роду и специфике деятельности каждое из ведомств (здравоохранение, образование, милиция), получая оперативную информацию о факте насилия над детьми в семье, может и должно реагировать на своем уровне и своими средствами.
Эффективность защиты от насилия зависит не от действий какого-то одного, пусть даже очень сильного (даже силового) ведомства, а от комплекса различных мероприятий. Имеется в виду не простое суммирование необходимых мер со стороны каждой отдельной инстанции, а сведение воедино, "сцепление" усилий структур, являющихся подразделениями разных ведомств как на концептуальном уровне, так и в процессе реализации сложной технологии по принципу "Каждый на своем месте и в нужное время".
В нашей стране работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами (Кризисными центрами для женщин, для женщин с детьми, убежищами как стационарного, так и дневного пребывания); в процессе реализации отдельных направлений работы специализированных служб и учреждений по типу социальных программ или проектов (подростковые линии на телефонах доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних); отделениями квалифицированной профессиональной социальной работы в территориальных учреждениях системы социального обслуживания населения (центрами психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, комплексного социального обслуживания населения).
Социальная работа с женщинамиРабота по оказанию помощи в подобных случаях начинается с поощрения в выражении чувств. Внутреннее чувство, не выражающее себя в слове, в действии, не объективируемое во вне, обречено остаться внутри. Последствием невыраженного чувства является феномен алекситимии[26]. Диссоциация со своими чувствами помогает вернуть утраченный контроль над внутренним миром и способствует восстановлению контроля за внешне происходящей ситуацией.
В качестве одного из эффективных приемов в работе по осознанию влияния социокультурных установок на собственное состояние и переживание страха публичного осуждения является использование метафор, афоризмов, сказок, историй. Такое общение помогает переоценке ситуации в целом, изменению и расширению мировоззрения и возрастанию личностной самоценности. Когнитивные процессы, как свидетельствуют большое число исследований, составляют самый распространенный класс активаторов страха[27]. Изменение видения себя и проблемы влечет за собой изменение внутреннего состояния.
Следующим важным шагом психологической работы является этап перехода к принятию решений. Человек старается понять свои собственные ценности, желания и. исходя из имеющихся или потенциальных возможностей, определяет цель или образ того, чего он хотел бы достигнуть. И уже затем пытается наметить конкретные шаги по достижению желаемых изменений. Таким образом, стратегия оказания помощи женщинам с данным типом переживания представляет собой поэтапную психологическую работу: во-первых. психологическую работу с чувствами, во-вторых, работу с мировоззрением, в-третьих, работу по выработке и принятию решения.
Ситуация насилия сопровождается нарушением взаимодействия с окружающей действительностью, снижением степени полноценности социальных контактов. В связи с этим в системе реабилитации пострадавших от насилия возрастает роль групповых форм безопасного, поддерживающего и доверительного общения. Проработке внутренних конфликтов с данным типом переживания наиболее эффективно способствует участие в группе психологической поддержки. Под группой поддержки нами понимается специально организованная группа людей с похожими психологическими проблемами с целью создания условий для эффективного преодоления трудностей. Метод группы поддержки является одним из наиболее эффективных способов групповой кризисной терапии. Особенность данного метода в том, что он фиксирует ведущих и участников на поддерживающей позиции во взаимодействии. Известно, что участливое сопереживание и эмоциональная поддержка облегчают страдание. И. наоборот, изоляция, одиночество усиливают страх[28]. Группа поддержки позволяет устанавливать тесный контакт между участниками и осуществлять необходимые мероприятия по оказанию помощи индивиду в разрешении имеющихся объективных трудностей, а также способствует восстановлению нарушенных отношений личности. Преимущества группы поддержки обусловлены также гибкостью метода, дающего возможность использования различных психологических подходов и психотехник. Хочется отметить не случайность такого подхода в работе как интегрирование различных психотерапевтических методов. Это обусловлено пониманием целостности человека и необходимости его самовыражения в самых различных присущих ему языках: языке сознания, языке чувств и языке тела. Различные психотехники активизируют различные языки самовыражения. В программу наших занятий вошли упражнения арт-терапии, психодрамы, телесно-ориентированных психотехник, нейролингвистического программирования, консультирования по переоценке и консультирования, ориентированного на решение.
Занятиям в группе, как правило, предшествуют индивидуальные встречи и беседы с психологом. Оптимальная частота занятий в группе поддержки для женщин - один раз в неделю продолжительностью - 3-5 часов в течение 1,5-2,5 месяцев. Количество участниц может колебаться от 7 до 15 человек. Обязателен систематический анализ работы группы поддержки, динамики изменений у женщин. Оценка изменений проводится при помощи психологического наблюдения, даваемой обратной связи в группе, входящей и выходящей экспресс-психодиагностики, а также упражнений, выполняющих психодиагностическую функцию. Проведение занятий в группе поддержки может осуществляться одним или двумя ведущими. В том случае, когда занятия проводят двое ведущих, они распределяют между собой различные функции, оказывают поддержку друг другу в ходе ведения занятия, что является примером и для других участников группы. Поддержка группы обеспечивает женщине на необходимое время для внутренних изменений чувство стабильности и надежности. Группа помогает компенсировать нарушенную связь с окружением, от которого женщина ожидает осуждения и перед которым боится вообще принять свою проблему. Кроме того, группа усиливает веру в собственные возможности и в возможность психотерапии, чего не достает женщине в индивидуальном консультировании. Итак, участие в группе поддержки для женщин переживания является своего рода необходимостью.
Как правило, женщинам необходима целая серия индивидуальных консультаций с целью обучения управлению симптомами посттравматического стрессового расстройства. Наиболее эффективными терапевтическими приемами на начальном этапе работы являются: снижение сенситивности, релаксация, физические упражнения. Эти приемы способствуют частичному разрешению ситуации на психофизиологическом уровне и дают возможность перехода к работе на эмоциональном и когнитивном уровнях. Психологическая работа на когнитивном уровне предполагает изменение видения ситуации и переформирование убеждений.
Еще одной особенностью является глубокая утрата знаний о собственных желаниях. Этот феномен проявляется, в частности, в том, что женщина не может ответить на вопрос о своих желаниях и затрудняется в определении своих удовольствий. Сродни этому феномену комплекс, названный А. Маслоу "комплексом Ионы", проявляющийся в страхе человека цивилизованного общества желать развития в себе самых лучших своих способностей[29]. Утрата знаний о собственных желаниях ведет к нарушению чувства своего истинного "Я", блокирует представления о себе в будущем и не дает энергетизации собственному развитию. В этой связи приобретает особую значимость психологическая работа по восстановлению утраченных знаний о собственных желаниях.
Принципами индивидуального и группового консультирования являются: безоценочность, равенство позиций, эмоциональное принятие и поддержка, принцип не навязывания решений со стороны консультанта и "не продуцирования" советов и обещаний. В процессе консультации для женщины очень важно получить обратную связь и услышать о том, что она, как и все, имеет право на выражение собственных чувств, что никто не имеет права подвергать ее насилию и целиком контролировать ее жизнь. Для женщины также важно осознать циклический характер домашнего насилия и внутреннюю картину переживания посттравматического стрессового расстройства, одними из симптомов которого являются чувство страха и всеобъемлющее чувство вины за все происходящее. При оказании психологической помощи при любом из типов переживания ситуации насилия психолог-консультант всегда должен быть уверенным в том, что человек не виновен и не отвечает за перенесенное насилие.