Социальная работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации
В соответствии с Федеральным законом №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года, в России создана и действует государственная система социальных служб, направленная на оказание помощи различным категориям населения, нуждающимся в поддержке.
В отношении молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, существует целый ряд нормативных документов, прежде всего, это Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года, направленный на индивидуальную профилактическую работу с подростками и молодежью [1].
Система социального обслуживания молодежи в целом регламентирована Инструктивным письмом Министерства образования РФ от 30 сентября 2002 года №3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» и примерным положением «Об учреждении органов по делам молодежи», разработанным в 2005 г. Департаментом государственной молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России.
Однако сложность такой социально-демографической группы как молодежь, заставляет искать дальнейшие пути учета ее потребностей и интересов, дифференциации спектра услуг с целью улучшения положения молодежи в нашей стране.
Понятие «трудная жизненная ситуация» прочно вошло в оборот специалистов, работающих с населением. Так, в соответствие с федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены следующие группы детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Аналогичного юридического определения в отношении молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не существует, и правовой статус молодых людей старше 18 лет определяется на общих основаниях для граждан РФ, получающих различные виды льготного обслуживания.
Исходя из анализа существующей социальной практики и тенденций социального развития в Российской Федерации, под трудной жизненной ситуацией молодых людей следует понимать такую ситуацию, при которой у молодого человека нарушен процесс нормальной позитивной интеграции в полноценную жизнь общества, и, прежде всего в жизнь местных сообществ.
Данное утверждение согласуется также и с мировой практикой определения молодежи в трудной жизненной ситуации и направления усилий по преодолению данной ситуации через интеграцию в жизнь местных сообществ: «Поддерживая и стимулируя участие молодежи в общественной жизни, местные и региональные власти способствуют социальной интеграции молодежи, помогая ей не только справиться со своими проблемами и трудностями, но и с вызовами современного общества, в котором зачастую доминируют обезличенность и индивидуализм».
В проекте «Шаг навстречу» Стратегии государственной молодежной политики выделяются следующие приоритетные группы молодежи в трудной жизненной ситуации:
1. Молодые люди с инвалидностью;
2. Сироты и выпускники интернатных учебных заведений;
3. Молодые люди, покидающие воспитательные колонии и специальные учебно-воспитательные учреждения (также несовершеннолетние, состоящие на учете в МВД);
4. Молодые люди, живущие с ВИЧ-инфекцией;
5. Молодые люди мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы;
6. Молодые люди, злоупотребляющие психоактивными веществами;
7. Молодые одинокие матери (молодые одинокие родители).
Каждая из названных групп предполагает наличие общих оснований для успешного процесса их интеграции в общество и наличие специфических подходов повышающих эффективность данного процесса. Необходимо принимать срочные меры в отношении молодежи, находящейся в трудных жизненных ситуациях. В настоящее время эта категория молодежи оказалась в социальной изоляции, а ее количество имеет тенденцию к увеличению.
В современных российских условиях уже существует ряд определенных структур для обеспечения социальной помощи и поддержки в отношении молодежи в возрасте от 14 до 18 лет (то есть до наступления совершеннолетия), в частности, защита прав и интересов лиц 14-18 лет, утративших по различным причинам попечение со стороны родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которые обязаны подбирать для них формы устройства (например, передача в семью или в государственные учебно-воспитательные учреждения), то есть обеспечивать их интеграцию в жизнь общества. Однако:
во-первых, существующие структуры далеко не всегда оказывают молодежи в возрасте 14-18 лет эффективную помощь в преодолении трудной жизненной ситуации;
во-вторых, как отмечается в специальных исследованиях, значительная часть воспитанников (в том числе и учащихся выпускных классов) государственных учебно-воспитательных учреждений (интернатов и т.п., в том числе и учреждений для детей-инвалидов) не готова к самостоятельному решению большинства жизненных ситуаций, а значит и к реализации молодежных инициатив.
Так, например, по данным Российского детского фонда, в течение года после выхода из сиротских интернатов треть выпускников становится преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство.
Данный факт свидетельствует о недостаточном развитии механизмов социального сопровождения молодежи в трудной жизненной ситуации после достижения ею 18 лет. Интеграция в жизнь общества молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, если ее осуществлять без подготовки, может нанести ей глубокие психологические травмы и еще больше увеличить пространство отчуждения.
Интеграционные процессы обязательно должны быть связаны с процессами развития личности молодого человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Необходимо осуществлять постепенную интеграцию молодежи в трудной жизненной ситуации в жизнь общества, в первую очередь, формировать готовность молодежи интегрироваться в общество и готовность местных сообществ интегрировать молодежь в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время молодежь испытывает огромный дефицит в учреждениях и структурах, способных содействовать им в преодолении трудных жизненных ситуаций. В связи с этим важно увеличение количества таких организаций и структур, которые способны оказывать ей мобильную социальную помощь по интеграции в общество, чрезвычайно важны консолидация усилий государственных и общественных организаций, работающих с молодежью в трудной жизненной ситуации, и повышение качества их работы. Высокая степень интегрированности молодежи в трудной жизненной ситуации – жизненная устойчивость.
Ее могут характеризовать следующие качественные характеристики – повышение уровня образования, трудовая занятость, семейное благополучие, – которые придают устойчивость процессам интеграции молодежи в трудной жизненной ситуации. Они позволяют молодежи в трудной жизненной ситуации реализовать потребность в создании семьи; построить индивидуальную траекторию образовательного, профессионального и карьерного роста; принять деятельное активное участие в социальном служении и процессах самоуправления.
Рассмотрим приоритетные направления интеграции разных групп молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации:
1. Приоритетные направления интеграции молодых инвалидов Стратегии государственной молодежной политики РФ В настоящее время российская молодежь в целом испытывает большие трудности в социализации, интеграции и самореализации. В отношении любого молодого человека важно вести интеграционную работу, касающуюся его межличностных отношений, образования и профессиональной деятельности. Однако особо внимание следует уделить категориям молодежи, которые имеют слишком низкие стартовые возможности для вхождения в полноценную жизнь общества, и которые без общественно-государственной поддержки не смогут интегрироваться в обществе.
Молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются одной из наиболее незащищенных категорий населения в современном российском обществе. Если по отношению к детям-инвалидам или пенсионерам государство и общество проявляет хоть какое-то внимание, то молодых инвалидов как будто и не существует вовсе. Если уж молодым людям без серьезных физических ограничений непросто найти свое место в жизни, то что можно сказать в отношении молодых инвалидов 1-й и 2-й группы? А ведь эти люди всеми силами своей души стремятся влиться в 13 окружающую их жизнь общества, стать полезными, а кому-то даже необходимыми. Сегодня в стране не сформированы достаточные условия, позволяющие любому человеку, имеющему ограничения здоровья, самостоятельно реализовать свои возможности. В первую очередь и в большей мере это отражается на молодых людях. Важнейшими задачами в работе с этой категорией молодежи: вывести эту группу из статуса потребителя бюджета в статус нормального налогоплательщика; сократить, а затем и ликвидировать разрыв стартовых возможностей при вхождении обычного молодого человека, и молодого человека с ограничениями здоровья, в зрелую жизнь; уже на ранних стадиях возрастного общения убрать основания для возникновения дискриминации и создать условия равноправного участия в любых повседневных отношениях, что объективно нивелирует различия, вызванные ограничениями здоровья, и снимет психологический дискомфорт, вызывающий негативную реакцию на данную социальную группу.
2. Молодые люди, инфицированные ВИЧ. В настоящее время недостаточное внимание уделяется общим вопросам профилактики СПИДа в группах молодежи ТЖС, в том числе в том, что касается права людей на информацию о путях передачи ВИЧ и способах лечения. Опасность заражения ВИЧ существенно возрастает в колонии или в других местах содержания под стражей, где рано или поздно оказывается весьма значительная часть российских наркопотребителей, большая часть которых – молодежь в возрасте до 30 лет.
ЛЖВС, которые отваживаются открыто заявить о своем ВИЧ-статусе, дискриминируются в доступе к работе и государственным социальным услугам и подвергаются стигматизации и нарушениям. Не в последнюю очередь это связано с распространенным заблуждением, что ВИЧ передается при бытовом контакте. Именно низкий уровень знаний основных фактов о ВИЧ/СПИДе служит важным фактором дискриминации и стигматизации ЛВС, о широком распространении которых в России свидетельствуют многочисленные источники. По данным Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом в Российской Федерации сегодня зарегистрировано инфицированных вирусом иммунодефицита более 30 тысяч человек, в том числе более 10 тысяч детей. Особенно стремительны темпы распространения ВИЧ-инфекции среди наркоманов: частота выявления ВИЧ-инфекции составляет 73 на 1000 обследованных, при этом в 90% случаев такой ВИЧ- инфицированный является «внутривенным» наркоманом. В последние годы в России начала формироваться новая группа социального риска, которая способствует возникновению инфекций, преимущественно передаваемых половым путём. Оперативный эпидемиологический анализ показал, что с 2003г. впервые с начала регистрации эпидемии, половой путь стал ведущим среди причин заражения ВИЧ-инфекцией. Группы «раннего риска» – это дети и подростки, как 15 правило, рано начавшие половую жизнь, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Последние в России в возрасте 11- 24 года составляют примерно 480 тысяч человек.
Молодые люди, злоупотребляющие психоактивными веществами Показатель наркотизации несовершеннолетних и молодежи в Российской Федерации, в соотнесении с темпами урбанизации, роста мобильности трудовой жизни, глобализации стиля жизни, интенсификации информационного обмена и роста риска психологического стресса, в целом не отличается от наркотизации молодежи в экономически развитых странах на аналогичной стадии их социально-экономического развития, более того, по своим масштабам – в России ниже. Значительно выше наркотизации алкоголизация молодежи в России.
Молодые люди мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы Проблема адаптации данной группы молодежи осложнена тем, что не все представители этой группы являются гражданами РФ и не всегда вправе рассчитывать на социальные услуги, оказываемые молодым людям гражданам РФ. В этой связи тем более необходимо оказывать всемерное содействие общественным организациям работающим с данной группой. В настоящее время в РФ обучается около 100 000 иностранных студентов, в выпускных классах учебных заведений также обучается много учащихся мигрировавших в РФ. Эти молодые люди остро нуждаются в интеграции в жизнь российского общества, в культурной и социальной поддержке. Необходимо формировать в молодежной среде толерантное отношение, преодолевать рецидивы ксенофобии, проявлять деятельную заботу российской молодежи к свои сверстникам из дальнего и ближнего зарубежья.
Молодые люди – сироты и выпускники интернатных учебных заведений Система государственных учреждений для сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, способна охватить всю данную категорию, нуждающихся в государственном попечении. Эта система обеспечивает уход и присмотр, обучение в учреждениях общего и профессионального образования, воспитание. Вместе с тем, сложившаяся система государственных учреждений для сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не в состоянии обеспечить должную подготовку воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, иначе говоря, не в состоянии обеспечить необходимый уровень их социализации.
По данным Российского детского фонда, в течение года после выхода из сиротских интернатов треть выпускников становится преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство. Данный факт свидетельствует о недостаточном развитии механизмов социального сопровождения молодежи в ТЖС после достижения совершеннолетия.
Молодые люди, покидающие воспитательные колонии и специальные учебно-воспитательные учреждения (также несовершеннолетние, состоящие на учете в МВД) Не решённой до настоящего времени задачей остается создание системы социальной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных и других интернатных учреждений, а также молодёжи, освобождаемой из воспитательных колоний. Между тем именно подобная система должна способствовать сохранению и развитию реабилитационного потенциала, приобретённого молодым человеком в период пребывания в учреждении, а также обеспечить профилактику рецидивных правонарушений, которые часто совершаются именно из-за жизненной неустроенности и отсутствия необходимой социальной, психологической, правовой поддержки
Российское уголовно-исполнительное законодательство (ст. 180, 181, 182 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации) закрепляет права освобождаемых осуждённых на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, а также обязанность администрации учреждений по оказанию им в этом содействия. Вместе с тем, действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации не относит к предмету уголовно-исполнительного законодательства отношения в сфере социальной помощи освобождённым, отношения государства и освобождённого лица после завершения исполнения наказания и не определяет порядок оказания социальной помощи, а содержит отсылочные нормы, определяющие трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством.
Молодые одинокие матери (одинокие родители) По данным статистики распадается приблизительно половина браков. Каждая только что созданная семья подвергается серьезным социально- экономическим и психологическим испытаниям и часто не выдерживает нагрузок. Проблема юного материнства (матерей в возрасте 10 – 19 лет) в последние десятилетия становится все более актуальной. Уровень рождаемости в подростковом возрасте, в том числе внебрачной рождаемости, за последние 20 лет увеличился с 28,4 до 47,8%. Молодые одинокие матери, а также отцы, часто оказываются в трудной жизненной ситуации. Необходимо объективно оценивать трудность данной ситуации и оказывать всемерную поддержку тем, кто в ней нуждается. Эта поддержка должна выражаться в полноценной интеграции молодых одиноких родителей в жизнь общества.
При оказании поддержки молодежи необходимо опираться на потребности, которые существуют у данной возрастной категории или социальной группы. В противном случае возникает ситуация, когда предложения учреждений, работающих с молодежью, и потребности молодежи не совпадают. В результате деятельность учреждений оказывается неэффективной, а молодежь, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, не будет иметь возможности для интеграции, развития и самореализации. Очень важно при оказании помощи молодым людям в ТЖС понимать, что именно является для них трудной жизненной ситуацией, какие виды помощи они считают наиболее значимыми и какую помощь готовы принять. Ведь предпочтения молодых людей значительно различаются по возрасту, полу и статусу. В законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трудная жизненная ситуация определена как ситуация индивида, в которой его жизнедеятельность объективно нарушена и с которой он не может справиться самостоятельно.