Социальная работа с семьей, традиции и инновации
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Детско-родительская арт-терапия используется во множестве регионов нашей страны, она выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.
Арт-терапевтическим методом оптимизации детско-родительских отношений является песочная терапия. Эта терапия не носит вербальный характер и не требует наличия художественных способностей, поэтому она является очень удобным инструментом для работы с семьями. Дети и взрослые чувствуют себя на равных. Значение фигур чрезвычайно многообразно. Техника игры с песочницей и семейная психокоррекция при их сочетании предоставляют различные возможности. Это связано со следующими моментами:
- Ящик с песком, имея определенные размеры, выступает в качестве реального и символического пространства творческой экспрессии. Он обеспечивает «удерживание» переживаний членов семьи в тех случаях, когда они не чувствуют себя достаточно защищенными психологически. Благодаря этому они имеют возможность не только выразить свои индивидуальные переживания, но и вступить в невербальное взаимодействие с другими участниками игры.
- В ходе игры с песочницей специалист по социальной работе может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря этому он может использовать определенные вмешательства для того, чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному представлению о семейных отношениях.
- В процессе игры с песочницей хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа. Кроме того, на основе такого анализа психолог может рекомендовать участникам игры использовать определенные фигуры.
- Техника игры с песочницей отвечает потребностям ребенка и других членов семьи. Она — то средство, благодаря которому себя проявляет «внутренний ребенок», пребывающий в любом родителе.
- В ходе игры с песочницей проявляется уникальность семейной системы, с характерными для нее духовными потребностями.
- Использование техники игры с песочницей в работе с семьями позволяет гармонизировать семейные отношения и скорректировать поведение отдельных членов семьи. Необходимость в активизации «внутреннего ребенка», находящегося в каждом человеке, очень велика, но ей не исчерпываются все задачи психокоррекции. Когда в психокоррекционном процессе складывается игровая атмосфера, в членах семьи раскрывается творческий потенциал, позволяющий успешно решать имеющиеся проблемы. Кроме того, оставаясь частью единого целого, они могут укрепить свою автономность[19].
Следовательно, использование песочной терапии в работе с семьями позволяет гармонизировать семейные отношения и скорректировать поведение отдельных членов семьи. Изменяется установка членов семьи и оценка ими сложившейся ситуации, благодаря этому они избавляются от дезадаптивных форм поведения, связанных с насилием и плохим отношением друг к другу. В членах семьи раскрывается творческий потенциал, позволяющий успешно решать имеющиеся проблемы[20].
Другим арт-терапевтическим методом оптимизации детско-родительских отношений являет сказкотерапия. Это сравнительно новая методика, в рамках которой ребенку прививают определенные моральные принципы, учат его верно истолковывать события и правильно относиться к окружающему миру. Считается, что особенно эффективна сказкотерапия для школьников: придумывая или читая сказки, дети находят решение своих проблем, которыми не всегда готовы откровенно поделиться с родителями[21].
Не менее действенным методом по гармонизации семейных отношений является драма-терапия – это один из возникших недавно видов арт-терапии, который включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Драма-терапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для членов семьи, чтобы они смогли справляться со своими расстройствами и проблемами. Таким образом, ее можно использовать и в целях предупреждения, и в целях коррекции.
Драма-терапия не является чем-то новым: ее можно увидеть в древних ритуалах исцеления и театральных представлениях многих цивилизаций. Но около тридцати лет назад она вновь появилась как современный метод психотерапии, который получил официальное признание. Все компоненты театрального искусства – голос, движение, ролевая импровизация, работа с текстом и само исполнение, наряду с использованием масок, костюмов, освещения и постановки – являются неотъемлемыми составляющими драма-терапии[22].
Еще одним методом в арт-терапии является метод «Марания». Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность. В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения[23].
Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу. Стремление к удовольствию от контакта с водой и грязью естественным образом раскрывается, когда ребенок испытывает психологическую безопасность и расслабляется.
Достижение положительных результатов всех этих методов происходит за счет следующих феноменов:
- развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку;
- сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества и являющегося безопасным способом разрядки напряжения;
- возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате общения с помощью символов и образов;
- возникновение чувства внутреннего контроля;
- освоение новых форм опыта[24].
В нашей стране накоплен определенный опыт по оптимизации семейных отношений, например, коррекционно-образовательный проект г. Москвы «Связующая нить»[25] позволяет реконструировать детско-родительские взаимоотношения, гармонизировать их. Это приводит к улучшению понимания родителями собственного ребенка, у членов семьи вырабатываются навыки адекватного и равноправного общения. В процессе занятий родители становятся более терпимыми к своим детям и учатся относиться к ним с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «Я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Именно это в высшей степени облегчает и стимулирует рост ребенка. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
В процессе реализации данного проекта родители получают знания и навыки, способствующие эффективному, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье. Они осознают собственные личностные и семейные ресурсы, учатся строить взаимоотношения с детьми. Тем самым налаживаются семейные отношения[26].
Другим, не менее действенным проектом по оптимизации детско-родительских отношений, является проект «Родительское кафе» в г. Архангельск[27]. При реализации данного проекта повышается психологическая компетентность родителей в области воспитания, формируются способности предупреждать появление сложных кризисных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка, и как следствие – оптимизируются детско-родительские отношения.
В процессе работы отмечалась оптимизация детско-родительских отношений, а некоторыми родителями впервые приобретался опыт совместной деятельности с детьми, построения с ними партнерских отношений. Родителями в процессе и после реализации проекта отмечались качественные изменения процессов рефлексии, целеполагания, нормализация, улучшение состояний эмоциональной сферы, изменения в их Я-концепции, что способствовало гармонизации отношений с детьми.
Анализируя реализацию проекта «Родительское кафе», необходимо отметить эффективность данной формы психологического сопровождения личностного развития родителей. Родители осознают значение приобретенных ими знаний и умений и готовы их использовать в своей жизни. После реализации проекта отметилось позитивное изменение психологического климата в семьях[28]. В рамках проекта родители приобретают опыт группового обсуждения конкретных проблем, у них развивается способность к рефлексии родительского потенциала, построению своей жизненной перспективы, повышается ответственность за результаты воспитания своих детей.
Рассмотренные примеры отечественного опыта наилучшим образом влияют на гармонизацию детско-родительских отношений.