Социальное партнерство в России

Социальное партнерство в России на основании ТК РФ

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Социальное партнерство осуществляется на:

  ·   федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

  ·   межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

  ·   региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

  ·   отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

  ·   территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

  ·   локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

  ·   коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

  ·   взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  ·   участия работников, их представителей в управлении организацией;

  ·   участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном, территориальном уровне, а также на субъектах РФ образуется трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Таким образом, в РФ регулируется социальное партнерство Трудовым Кодексом Российской Федерации часть II раздел II «Социальное партнерство в сфере труда».

Развитие и действие социального партнерства в России

Изначально, в России из-за жадности, недалёкости и эгоизма царской элиты социальное партнёрство не было реализовано. Это во многом привело к крушению правящей элиты, распаду политического и социального строя в результате февральской революции 1917г. Новая элита в лице партий кадетов, социал-демократов и социалистов-революционеров оказалась не способна провести в стране необходимые преобразования, что предопределило октябрьский 1917 г. переворот большевиков.

В советский период истории, ни о каком социальном партнёрстве не могло быть и речи. Работодателем было государство, а модернизация страны осуществлялась исключительно благодаря насильственной мобилизации всех ресурсов. Только в 1992 - 2012 гг., - в условиях строящейся демократии и рыночных отношений, в России вызревают предпосылки социального партнёрства. В настоящее время во взаимоотношениях между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и государством нет равенства прав и ответственности, поэтому социальное партнёрство в России в узкой трактовке этого понятия, носит больше имитационный характер.

В настоящее время перед Россией остро стоит проблема модернизации. В этой связи социальное партнёрство может быть одним из механизмов создания эффективного государства – главного инструмента модернизации России.

Социальное партнёрство требует эффективного государства. Под эффективным следует понимать такое государство, которое обеспечивает всеобщее соблюдение закона и условия для мощного развития экономики, защищает права и свободы человека, результативно решает возникающие проблемы. Только эффективное государство может создать у населения мотивацию к активной трудовой деятельности, способствовать росту производительности труда и экономики в целом, что позволяет гражданам свободно реализовывать свои способности.

Если нет ответственности в деятельности государственных служащих, воспроизводящей их компетентность – невозможно эффективное государство, а, следовательно, нет и социального партнёрства.

Из-за неэффективности российского государства, не способного обеспечить рост производительности труда, справиться с воровством бюджета, коррупцией и монополизмом в экономике, все 2000-2012 гг. происходит неконтролируемый и постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий и коммунального обслуживания. Это вызывает глухое недовольство народа проводимой государством внутренней политикой.

Без создания эффективного государства невозможен подъём малого и среднего предпринимательства, нельзя проводить и эффективную налогово-тарифную политику. Так, правительство России, подняв отчисления в социальные фонды с 1 января 2011г. до 34%, разом увеличило налоговую нагрузку на малый бизнес в 2,4 раза. В условиях постоянно растущих тарифов, это некомпетентное решение правительства повлекло за собой в первом полугодии 2011 г. уход существенной части бизнеса в тень, а также закрытие многих малых предприятий.

По результатам опросов предпринимателей общественной организации«Деловой России», если в сентябре 2010 г. зарплаты в конвертах платили порядка 20% предпринимателей, то в апреле 2011 г. об этом заявили уже 40% опрошенных. По подсчетам специалистов из Экономической экспертной группы из-за ухода в тень за I квартал Пенсионный фонд недобрал порядка 10% взносов: было получено 585 млрд руб., но если бы зарплаты в конвертах остались на уровне весны 2010 г., то сборы составили бы порядка 650 млрд. По прогнозам общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» за первое полугодие 2011 г. около 20% малых предприятий могли свернуть свою деятельность, а 30% уйти в теневые отношения.

Таким образом, от неэффективной политики проиграли все и государство, и местное самоуправление, и бизнес, и граждане. При этом речь идёт даже не столько о конкретных ставках установленных налогов, сколько о неспособности российского государства результативно собирать налоги вообще.

Без создания эффективного государства невозможно успешное развитие и крупного бизнеса. Так, государственная компания «Роснефть» собирается строить в Китае новый НПЗ. Но почему не в России? Да потому, что в России ничего нельзя построить без огромных взяток. При этом стоимость НПЗ в Китае будет в разы ниже стоимости аналогичного завода у нас; производимое топливо предполагается частично поставлять в Россию, а себестоимость его всё равно окажется ниже произведённой в нашей стране. Это – пример полной неэффективности и беспомощности государства, когда даже крупнейшая государственная корпорация, обладающая огромными финансовыми и политическими ресурсами, не способна запустить необходимое для страны производство.

Социальное партнёрство предполагает ответственное гражданское общество. В России общество и народ в целом не являются в глазах властной элиты равноправным субъектом социально-экономической политики, поэтому у неё нет желания устанавливать с гражданским обществом партнёрские отношения. В свою очередь, общество в лице общественных организаций и народ в целом позволяют власти вести себя безответственно, некомпетентно, воровать, вымогать и брать взятки.

Например, с 2003г. по настоящее время цены на гречку взлетели в 4,2 раза, соответственно – пшено в 3,4, рис с в 2,3, капусту в 3, свеклу в 3,3, морковь в 2,1, картофель в 2,1 раза. А народ терпит и не требует от государственной власти навести порядок - ликвидировать спекуляцию и мошенничество бизнеса, постоянно поднимающего цены на продукты питания.

Между тем, опросы социологов лишь подтверждают плачевное экономическое и социальное состояние россиян. По данным «Левада - центра», если в марте 2008 г. только 17% россиян отметили ухудшение своего материального положения, то в апреле 2011 г. уже 33%, или в 1,9 раза больше. При этом 54% из них вообще не ожидают улучшения своего материального положения.

В условиях, когда правящая элита в лице государства не желает и не способна обеспечить соблюдение закона в стране, у российских граждан крайне низка мотивация к активному производительному труду и нет возможности реализовать свои способности. Сегодня, как и в советское время, народ лишь делает вид, что работает, а государство делает вид, что управляет страной.

Россия всё больше превращается в общество охранников, менеджеров, юристов и экономистов, вот только кто их всех будет кормить и одевать и из чего платить зарплаты? По данным социологических опросов, российский народ не видит перспективы, утрачивает единство целей и всё больше накапливает энергию социального недовольства партией власти.

Социальное партнёрство предполагает социально ответственный бизнес. Главную роль в современных социально-экономических отношениях продолжают играть крупные предприниматели, сконцентрировавшие 85% всего бизнеса в России. 1% населения владеет почти всем потенциалом страны, что позволяет ему, с помощью коррупции, контролировать состояние в сфере экономики и политики, обеспечивая принятие выгодных для него (но не для народа) государственных законов.

При этом крупный российский бизнес по-прежнему не осознаёт своей ответственности по соблюдению действующего законодательства, становлению и развитию социального партнёрства, созданию эффективной, социально ориентированной экономики. Эгоизм крупного бизнеса до сих пор преобладает над интересами народа.

Крупный монополизированный и сращенный с чиновниками бизнес так и не дорос до строительства дорог, газификации и созданию социальной инфраструктуры в российской глубинке, которые бы помогли её реанимировать. Им проводятся лишь отдельные социальные акции, потешные благотворительные шоу, которые не являются комплексными и продуманными действиями по повышению социальных стандартов.

Низкая социальная ответственность крупного бизнеса обусловлена, главным образом, тем, что он не отождествляет свои интересы с интересами народа, то есть национальными интересами страны. Именно поэтому он «не замечает» огромных диспропорций в доходах бедных и богатых, превысивших все допустимые пределы для устойчивого развития страны.

Социальное партнёрство – один из механизмов построения эффективного государства. Альтернатива социальному взрыву – эволюционный процесс преобразований политических, экономических и социальных отношений, осуществляемых сверху просвещённой частью правящей элиты страны, являющейся движущей силой модернизации. Российской элите сегодня требуется осознать неотложность преобразований, обрести политическую волю, принять соответствующие решения и неотложно приступить к их реализации. Для этого необходимо настроить и заставить эффективно функционировать главный инструмент элиты – государство, призванное в первую очередь защищать интересы граждан и бизнеса от недобросовестных конкурентов, коррумпированного чиновничества и безудержных аппетитов монопольного бизнеса.

Таким образом, эффективность социального партнерства в России складывается из нескольких факторов:

1.  Эффективное государство;

2.  Ответственное гражданское общество;

3.  Социально ответственный бизнес;

В России существует четко прописанный закон в ТК РФ о социальном партнерстве, но полностью внедрения и модернизации его в стране требует отслеживания и решения основных социальных и экономических проблем государства и общества в целом.