Социально-философская проблематика глобализации

Когда в отечественной и зарубежной литературе существует большой разброс мнений по вопросам сущности, содержания, социального предназначения глобализации, ее хронологических границ, необходимо в начале прояснить некоторые общие положения социального феномена глобализации. Это позволит более определенно проанализировать человеческий аспект глобализации. К такому решению склоняет также отсутствие общепринятого понятийного аппарата по рассматриваемой проблеме.

Одним из ведущих слагаемых общей теории глобализации является определение глобализации как социального явления современности.

В исследованиях термин "глобальный" используется более четырех веков, но образованное от термина "глобальный" понятие "глобализация" стало входить в социальную мысль только в начале 1960-х гг. Распространение получило благодаря американскому социологу Р. Робертсону, который в 1955г. дал толкование понятия "глобализация", и К. Омае, опубликовавшему в 1990г. книгу "Мир без границ". [29]

В отечественной и зарубежной научной литературе в настоящее время существует различные подходы к определению "глобализация". Несмотря на многообразие формулировок, исследователи едины в том, что процесс глобализации является событием мирового значения, затрагивающий интересы человека, общества и человечества. Плодотворными являются те определения, когда ученые стремятся определить глобализацию в связи с современными достижениями научно-технического прогресса, новейшими технологиями.

Значителен спектр расхождений по вопросу о начале глобализационных процессов. Историки (Ф. Бродель и др.) и географы (Д. Дольфюс и др.) настаивают на характеристике глобализации как одного из многих этапов многовекового развития капитализма. Политологи (С. Хантигтон, Г. П. Мартин и Г. Шуман) связывают появление глобализации с распространением демократических принципов и институтов по всему миру, культурологи (П. Бергер и др.) с универсализацией и вестернизацией культуры, космополитизацей и определенной унификацией стилей жизни, форм поведения, моды и т.д. Социологи (Э. Гидденс, М. Медоуз) также утверждают, что "глобализация социальных отношений" и глобальные проблемы начались с распространением влияния Запада, экономисты (П. Дракер, Т. Левитт, К. Омае) считают, что процессы глобализации начались с транснациональных компаний, а именно: не ранее, чем 30-40 лет назад. Один из первых изучал процессы глобализации профессор Р. Робертсон, который отмечает пять периодов глобализации: первый - 1400-1750гг., второй - 1750-1875гг., третий - 1875-1925гг., четвертый - 1925 - 1969гг., пятый - 1969-1992гг. По мнению исследователя, именно с третей фазы глобализации начинается этап "ускоренной глобализации". Значительный импульс ускорению глобализации придали геополитические трансформации, начавшиеся в конце 80-х годов XX века, которые привели к разрушению существовавшего мирового порядка. [29]

Периодизация, предложенная Р. Робертсоном, равно как и их общая характеристика, заслуживает внимания, поскольку выделенные им этапы отражают важнейшие события, произошедшие в мире, начиная с XVI века. Но периодизация преимущественно европоцентрическая, и он отмечает те события, произошедшие в Европе и США, упуская из виду события в России: революцию 1917г., распад СССР и т.д.

По мнению многих ученых (М. Чешков и др.), глобализация начинается с эпохи Великих географических открытий (XV-XVII в.). На первый взгляд так оно и есть: были открыты новые для европейцев земли, начал складываться мировой рынок, связавший континенты множеством торговых, а затем и политических связей. Сторонники этого подхода пытаются найти более глубокие основы современной глобализации, что уводит их вглубь веков. И ярким моментом оказываются Великие географические открытия, к тому же тогда формируется и капиталистический уклад, являющийся генетической основой глобализации. Однако за историческим рядом теряется качественная специфика исследуемого явления. Очевидно, здесь смешиваются два выделенных ранее значения термина "глобализация", а хронологические рамки определяются где-то в промежутке между началом истории человеческого общества и XX веком. Почему же нельзя считать Великие географические открытия началом глобализации? Во-первых, "открытие" было неполным (оставались неизвестными внутренние области континентов и Австралии). Во-вторых, в колониальных империях метрополии и колонии были связаны внешне (преимущественно торгово-политически, а не производственно). В-третьих, сохранялась экономическая независимость (вплоть до II половины XIX в) многих стран (Россия, Япония, государства Латинской Америки). [10]

Процессы глобализации имеют своим началом последние десятилетия XX века, когда достижения НТР в области информатики и связи, развитие международных контактов и в особенности бурное развитие Интернета привели к созданию мирового сообщества.

Современный этап глобализации, в основе которого лежат естественные процессы в сфере информатизации и телекоммуникации, отличаются тем, что достижения в области технологии и информатики становятся инструментом глобализации, под которой понимается стремление США и некоторых ее сторонников реализовать на практике модель неолиберальной глобализации. По мнению многих исследователей, трактовка глобализации означает выработку нового миропорядка под руководством США. Противоречивость процесса глобализации в том, что, с одной стороны, объективная потребность различных стран во взаимодействии для решения множества экономических, политических и других проблем, потому процесс глобализации предстает как общецивилизационная перспектива, но в то же время политизация данного процесса, стремление США "приватизировать" начавшийся с 90-х гг. процесс глобализации делает события в мире непредсказуемыми.

Каждый народ, каждый регион, каждая культура имеют полноценное право участвовать в формировании глобального мира, его облика. Автор считает, что процесс глобализации по своему историческому предназначению и как научно-техническая революция, является общечеловеческим явлением и призван служить прогрессу, интересам широких народных масс.

Глобализация может быть направлена во благо человека, а может быть и антигуманной. Историческая потребность альтернативной, справедливой глобализации выражается в движении антиглобалистов. Антиглобалисты не являются противниками интернационализации общественной жизни вообще, они выступают не столько против глобализации, сколько за новую интеграцию - интеграцию демократическую.

В настоящее время невозможно однозначно оценить процесс глобализации как свидетельство позитивного или негативного развития. Но автор считает, что глобализация - это процесс политико-экономической и интерсоциальной гипервзаимозависимости различных обществ, за счет выхода властных полномочий действий и интересов за пределы национальных границ и государственных территорий, что влечет за собой стандартизацию миропонимания, навязывание поведенческих и ценностных стереотипов.