Социально-экономические предпосылки бродяжничества

Период политического и экономического реформирования в России оказался достаточно долгим по времени, и это негативно отразилось на социальном положении населения. Большинство граждан Российской Федерации в советское время было малоимущим Последние десять лет стали просто разрушительными для многих людей, не сумевших адаптироваться к новым экономическим условиям. Дестабилизации положения граждан способствовало также отсутствие государственного надзора за последствиями правового нигилизма и экономического хаоса, приведшее к возникновению криминального "беспредела", в том числе при операциях с недвижимостью и в финансовых махинациях. Одним из проявлений резкого ухудшения социально-экономической ситуации в современной России стало появление массовой бездомности.

По данным МВД России, в настоящее время в одной только Москве от 100 до 350 тысяч человек не имеют определенного места жительства. Около 20% бездомных составляют москвичи, 60% - из других регионов России, 10% - граждане СНГ. Впрочем, почти половина людей, оказавшихся в Москве в положении бездомных, не является лицами без определенного места жительства и занятий, или бомжами, как их называют в официальных документах. У них где-то есть жилье и прописка (которую, впрочем, отменили), а попали они в наш большой город по разным причинам. Москва, как и другие крупные города, притягивает к себе тысячи "бродяг" возможностью найти работу. Обращаясь за помощью, они как правило указывают причиной бездомности отсутствие средств к существованию, уход с экономически неблагоприятных территорий, ограбление на вокзале. Каждый десятый из временно бездомных приехал в Москву для решения каких-то проблем, с которыми невозможно разобраться дома - правовых, экономических, медицинских.

Рисунок 1. Причины бродяжничества

Собственно бездомных, т.е. бомжей, в общей массе московских бездомных приблизительно 55%. Третья часть из них - бывшие заключенные. По закону многие из них имеют право на восстановление регистрации и жилья, но где им жить в то время, пока они это право реализуют? Для бывших москвичей, благодаря московскому правительству, этот вопрос отчасти решен. Они могут жить и регистрироваться в домах ночного пребывания, но во многих других регионах России подобных учреждений нет. [5]

Другие собственно бездомные - это либо продавшие свое жилье (многих обманули при обмене), либо оказавшиеся на улице из-за семейных проблем (разведенные, выгнанные родственниками, сбежавшие от пьющих родственников или сами пьющие), либо потерявшие ведомственное жилье в связи с сокращением или увольнением. Эти три группы приблизительно равны по численности (около 20% каждая от общего числа собственно бездомных).

Самую малочисленную группу бомжей (около 10%) составляют люди, для которых подобное состояние - жизненный выбор. Однако и про этих людей можно часто сказать, что не они выбирают, а жизнь. И хотя к этой группе относится только каждый двадцатый (с учетом временно не имеющих жилья) московский бездомный, именно они создают неприглядный образ бомжа.

Рисунок 2. Возрастной состав социальной группы «БОМЖ»

Из уст некоторых представителей власти и обывателей можно услышать, что бездомные - никчемная и нетрудоспособная масса. Это в корне неверно: 75% бездомных - люди в возрасте от 20 до 50 лет, большая часть которых не достигла 35 лет. Конечно, среди них есть такие, которые "махнули на себя рукой", но многие хотят вернуться к нормальной жизни и задача нашего общества, стремящегося называть себя цивилизованным и гуманным, - дать им шанс встать на ноги.

К сожалению, помощь бездомным со стороны государства замедленна и не всегда эффективна. Новизна проблемы бездомности сковала чиновников. Пока проблема бездомности решается в основном принудительным выдворением не москвичей за пресловутый 101-й километр и размещением бомжей-москвичей в домах ночного пребывания. Таких домов в настоящее время всего 5, в то время как до революции в Москве при в 5 раз меньшей численности населения существовало 360 (!) странноприимных домов.

Нерешительность и неспособность государственных структур создать механизм восстановления утраченных возможностей, достоинства и гражданских прав обездоленных заставляет действовать более активно и решительно тех людей, которые не могут спать спокойно дома, когда кому-то приходится спать на улице. Это предметная сопричастность христианскому долгу помощи ближнему. Хочется, чтобы каждый, кому вид бомжа и его беспомощности неприятны, пробудился и оказал помощь слабому, поверженному несчастьем. Древняя мудрость гласит: "От тюрьмы и от сумы не зарекайся!" В ней строгое напоминание: в мире несовершенства и греховности беда умеет настичь человека, и наша сегодняшняя беззаботность и успокоенность не служит гарантией от многоликого зла, врывающегося в устойчивость и благополучие. "Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол - он звонит по тебе". Мы не можем помочь всем. Всем помогает Бог. Но мы можем помочь многим так, как себе.