Социально-экономическое положение бездомных
В РФ нет условий для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в госслужбе. Бездомные не могут официально трудоустроиться. Это объясняется порядком подачи документов необходимых для трудоустройства, в перечне документов указаны такие, которые не могут быть получены бездомными. К ним относятся, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом ПФ по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом.
В рамках государственных программ социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, эти лица, в том числе утратившие жилье в связи с осуждением, могут получать помощь в трудоустройстве и профессиональном обучении и подготовке. Однако, на практике, условием включения в такие программы является регистрация по месту жительства или регистрация по месту пребывания (в том числе в специализированных центрах социальной адаптации). То есть на момент получения помощи в реализации прав, эти люди уже имеют постоянное или временное жилье и не являются бездомными. Бездомные же доступа к таким программам не имеют.
Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального трудоустройства, нелегально. Вынужденная нелегальность труда бездомных создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей. Они вынуждены соглашаться на оплату, ниже оплаты аналогичного труда граждан имеющих регистрацию по месту жительства. Распространен труд бездомных и просто за еду или за возможность неофициального проживания в принадлежащих работодателю помещениях. [19]
Из-за отсутствия возможности легально трудится, бездомные часто вынуждены соглашаться на любую работу, в том числе с нарушением требований безопасности и гигиены, что являются типичным. Нелегальный характер труда бездомных не позволяет им претендовать на соответствующее квалификации продвижение на более высокие должностные или квалификационные ступени.
Кроме того, нелегальный характер труда вынуждает бездомных соглашаться на работу с превышением установленной законом продолжительности рабочего дня и продолжительности рабочей недели, а также на работу в выходные и праздничные дни без дополнительной оплаты за это. Практически никто из бездомных не имеет возможности получать оплачиваемый отпуск.
Законодательство и правоприменительная практика не предусматривали механизм назначения и выплаты пенсий бездомным, достигшим пенсионного возраста, инвалидизированным (стойкая утрата трудоспособности) или имеющим иные основания для пенсионного обеспечения. Характер неофициальных трудовых отношений лишает бездомных возможности производить из своей заработной платы установленные законом отчисления в ПФ. Следовательно, сегодняшние бездомные, не смогут получать накопительную часть пенсии, которая должна была бы сформироваться у них за то время что они трудились, будучи бездомны. Перспектива нищеты бездомных в случае утраты ими трудоспособности в связи с возрастом, травмами или болезнью запрограммирована самой системой государственного пенсионного страхования.
Охрана и помощь, предоставляемые семье, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании, недоступны для бездомных. Отсутствие регистрации по месту жительства не позволяет бездомным женщинам пользоваться услугами женских консультаций. Существующая практика предполагает, что все женщины периодически обследуются в указанных консультациях, а также, что беременные женщины становится там на учет. В консультации беременную женщину обследуют и оказывают ей помощь в подготовке к рождению ребенка. В женской консультации также обследуют женщину в послеродовом периоде и, если нужно, оказывают медицинскую помощь. При необходимости женские консультации направляют женщин в соответствующие стационарные лечебные заведения.
Однако женские консультации обслуживают только тех женщин, которые имеют полисы обязательного медицинского страхования (ОМС). Бездомные беременные женщины из-за отсутствия регистрации по месту жительства не могут получить полисы ОМС и, как следствие, не могут встать на учет в женских консультациях, получить соответствующее обследование и в необходимых случаях лечение. Они лишены возможности пользоваться услугами женских консультаций как в дородовый, так и в послеродовый период. [21]
Результатом недоступности для бездомных женщин квалифицированной и специализированной медицинской помощи являются не только осложнения в родах, дородовом и послеродовом периоде, но также повышенный уровень врожденных заболеваний у новорожденных, рожденных бездомными матерями, в том числе тех заболеваний, возникновение и (или) развитие которых можно легко предупредить за счет своевременных диагностических, профилактических и лечебных мероприятий.
Проблему представляет устройство бездомных детей в муниципальные дошкольные учреждения и учреждения общего образования. Подавляющее большинство бездомных родителей не имеют средств для оплаты услуг частных образовательных и дошкольных учреждений. Бездомные дети, так же, как их бездомные родители, не могут получить полис ОМС, что создает большие сложности в получении медицинской помощи и медицинского обслуживания. Бездомные дети раннего дошкольного возраста не обеспечиваются специальным бесплатным питанием, которое в соответствии с законодательством положено детям этого возраста. В тех случаях, когда законодательством предусмотрено предоставление детям бесплатных лекарств, бездомные дети лишены возможности реализации такого права.
Рыночные отношения в вопросах приобретения жилых помещений и прав на них в России до сих пор не развиты. Большая часть россиян, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеет достаточных средств для такого улучшения за счет совершения сделок на рынке недвижимости и вынуждены ожидать предоставления им муниципального жилья. Для получения муниципального жилья граждане должны обратиться в органы по учету и распределению жилья для постановки на учет. Одним из обязательных условий постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является длительное (как правило, более 10 лет) проживание в данном населенном пункте на момент обращения в органы по учету и распределению жилья. В качестве документа, подтверждающего факт и срок проживания в населенном пункте, признается справка о регистрации по месту жительства. Не имея регистрации по месту жительства, невозможно встать на учет для получения жилья и как следствие большинство бездомных в современной России не может претендовать на получение какого-либо жилья от государства или муниципальных образований. Вместе с тем, экономическая ситуация не позволяет бездомным самостоятельно приобретать или строить жилье, в том числе с использованием кредитных схем. Даже в тех случаях, когда бездомный имеет неоспоримое право на получение жилья, фактически это означает лишь "право" состоять на учете нуждающихся в получении жилья. Чаще всего это происходит из-за отсутствия законодательной регламентации сроков предоставления жилья. Право по сути превращается в фикцию.