Социальные группы и их разновидности
Социальная группа представляет собой совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих между собой и имеющих общие интересы, определяющих себя как члены одной группы. Социальные группы выделяются из социального целого на основе определенных признаков: характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, уровня развития.
Наиболее распространено деление групп по размеру: большие и малые группы. Большие группы могут быть реальными (контактными) - значительные сложноорганизованные группы людей, вовлеченные в ту или иную деятельность (коллектив школы, завода, театра и т.д.). Большие группы могут быть и условными, представляющие собой совокупность людей, которые не связаны объективными взаимоотношениями друг с другом и выделены в группу на основании некоторых общих социальных и психологических характеристик (например, национальные, возрастные, половые, профессиональные группы).
Малая группа - это совокупность контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Обычно малая группа объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько десятков человек (школьный класс). Исходными социальными формами динамики межличностного общения в малых группах являются подгруппы: диада, триада и квадра. Закон межличностных отношений диады. - эквивалентность обмена и взаимность; триады - мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное; квадры - взаимодополнение друг друга, кооперация, максимальная продуктивность деятельности.
По формам образования выделяются формальные и неформальные группы. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Формальная группа - это такое объединение людей, состав и функции которого регулируются официальными документами: юридическими нормами, уставами, служебными инструкциями, профессиональными требованиями. Поэтому формальная группа имеет строгую структуру и иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов.
Неформальные группы могут возникать стихийно, не имея официального статуса, как внутри формальной группы, так и за ее пределами. Члены неформальных групп объединены общими целями, ценностными ориентациями, симпатиями, доверительными отношениями. В неформальных группах ни статусы, ни роли не предписаны, а также в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.
Существуют социальные группы, основанные на сходстве интересов и характеризующиеся добровольными, временными взаимодействиями. Такие объединения людей называются диффузными группами (например, экскурсия, абитуриенты, сдающие экзамен).
В зависимости от ценности группы для индивида малые группы можно делить на группы членства (где индивид присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет существующих в ней установок и отношений) и референтные группы (выступающие для индивида как эталон, образец для поведения и самооценки).
Американский социолог Ч. Кули выделяет первичные и вторичные группы. Первичная группа - неформальная группа, члены которой поддерживают устойчивые, непосредственные, личностные, эмоционально окрашенные контакты, имеют общие ценности и образцы поведения (семья, соседи). Вторичная группа - представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но связанных отношениями обезличенного характера. Это объединения людей, имеющие официальный статус.
Не любое объединение людей выступает как социальная группа. Такие объединения, как толпа, аудитория слушателей характеризуются неустойчивостью, кратковременностью существования. Эти общности не могут быть признаны социальными группами и поэтому называются квазигруппами.
Аудитория - это неоднородная социальная общность людей, объединенная взаимодействием с субъектом информации. Характерной особенностью аудитории является одностороннее взаимодействие и слабая обратная связь.
Толпа - это любое относительно большое число людей, собравшихся в общественном месте, объединенных преходящим интересом. Это общность людей, не имеющих органической связи и единства, хаотическое целое, лишенное какой-либо четкой внутренней организации. К характеристикам толпы относят внушаемость, резкую ослабленность разумного контроля в своем поведении, восприимчивость к агитации, утрату способности рассудочного критического мышления, анонимность, чувство безнаказанности, подражание.
Публика представляет собой духовную общность, где объединяющим началом выступает сходство мнений. Французский социолог Жан Габриель Тард описывает публику как рассеянную в пространстве толпу, в которой духовное влияние одного человека на другого осуществляется на расстоянии, которое становится все более и более большим. Публика - это те, кто подвергается воздействию в одиночку: читатели газет, слушатели радио, телезрители. Они все вместе и в то же время порознь. Публика обладает многими признаками толпы. Здесь действуют механизмы подражания, заражения, внушения. Особенно мощные возможности в формировании публики имеет телевидение, которое заставляет ее подражать моделям потребления, предлагаемым через фильмы, концерты и шоу. На механизме внушения публики строится реклама в СМИ.
Социальные круги - общности людей, созданные с целью обмена информацией, мнениями, новостями, аргументами, комментариями. Для социальных кругов характерна узкая направленность общения, пассивность и отсутствие единства.