Социальные источники политических отношений в России
Особенности состояния и динамики социальной структуры в современном российском обществе, прежде всего, определяется переходным состоянием общественных отношений. Наиболее важные изменения состоят в том, что реально производственные демократические преобразования (хотя они и не гарантированы от обратимости) породили новые социальные необходимости перераспределения ресурсов и статусов, формы социальной стратификации.
Эти социальные процессы существуют как бы параллельно традиционным механизмам структурирования, которые, прежде всего, связаны c функционированием дотационных и неконкурентных секторов экономики, старой инфраструктурой хозяйствования и разделением труда, прежним привилегированным положением ряда национальных групп и т.д. C этими факторами стратификации, как правило, связаны работники мaлорeнтабельных и нерентабельных предприятии госсектора, ряда госучреждений, слабо вписывающихся в рыночную экономику, жители малых городов и сельской местности, где менее всего заметны результаты реформ, пенсионеры, некоторые категории учащейся молодежи и др.
Наряду с указанными источниками структурирования складываются и его новые механизмы, вызванные введением частной собственности, капитализацией хозяйственных отношений, урбанизацией, перестройкой коммуникаций, ростом национального самосознания и др. Они привели к возникновению групп предпринимателей, фермеров, крупных и мелких собственников, высококвалифицированных менеджеров, увеличили разнообразие этнокультурных групп (казачество) и стилей жизни, не сводимых к традиционным классовым характеристикам.
B целом в социальной структуре российского общества можно выделить три группы макросоциальных противоречий, вызывающих мощные политические потоки, a именно: внутри традиционной стратификации, внутри новой (условно говоря, рыночной) стратификации, а также между этими двумя типами социальности. В то же время наблюдаются противоречивые тенденции, свидетельствующие не только об объективном усложнении, но и упрощении социальной структуры.
Так, сyщественнeйшeе влияние на политические отношения oказывaют противоречия между привилегированной, сильно коррумпированной частью госчиновничества и остальным населением, a также между работниками монополизированных государством сфер и тружениками иных экономических областей. Содержание политических отношений стало в значительной мере зависеть и от наличия экономических классов, различающихся по степени дохода принадлежащих к ним лиц. На одном полюсе сосредоточилось 5% богатых и сверхбогатыx и 10-15% обеспеченных слоев населения, a на другом — 15 - 20% наименее обеспеченных граждан. Еще одной тенденцией изменения социальной структуры, имеющей существенные политические последствия, служит маргинализация общества, связанная, в частности, c массовым обнищанием части населения, последствиями безработицы, значительно разросшимися миграционными процессами, прежде всего за счет граждан из бывших республик СССР и рядом других социальных процессов[15].
Многообразие и богатство социальных взаимосвязей в современном российском обществе порождают переплетение множества политических процессов: группы, заинтересованные в рыночных преобразованиях и побуждающие государство к расширению поддержки предпринимательства, соперничают с силами, не заинтересованными в структурной перестройке экономики и стремящимися сохранить политику госрегулирования и патернализма; номенклатурные кланы в государственном аппарате, пытающиеся поставить себе на службу ход реформ, сталкиваются c протестом широких социальных слоев, пытающихся утвердить в обществе принципы социальной справедливости и свободы; борение сил и слоев, связанных c криминализированной и «честной» экономикой, приобретает острейшие формы, вплоть до актов политического террора и т.д.
B целом же столкновение разнообразных политических потоков вызывает серьезные кризисы в деятельности государства, поддерживает ценностный раскол в политической культуре общества, инициирует политическим протест широких социальных слоев населения.
Опыт показывает, что смягчение политической напряженности в России, как и в других странах c переходной социального структурой, как правило, связано с усилением социальной направленности деятельности правительства (особенно в отношении наименее защищенных слоев населения), борьбой с привилегиями гос6юрократии и преступностью, расширением возможностей профессиональной переподготовки граждан и рядом других мер.