Социальные организации и управление
Организация - один из важнейших элементов структуры современного общества. Социальная организация - это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение определенных социальных функций, на достижение социально значимых целей. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения) организации отличает именно формальный характер отношений.
Признаки социальной организации:
1) ярко выраженная цель деятельности, не сводимая к индивидуальным целям участников;
2) набор статусно-ролевых признаков;
3) наличие иерархической системы, элементами которой являются управляющая и управляемая подсистемы;
4) доминирующее положение управляющей подсистемы, которая создает свои специфические средства регулирования и контроля над деятельностью организации;
5) набор ресурсов и определенный способ их защиты;
6) система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением;
7) специфическое разделение труда между своими членами (формальное или неформальное);
8) наличие вознаграждений и наказаний за участие (неучастие) в делах организации.
А. Этциони, выделяет три основных вида организации по способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля: принудительные; утилитаристские; символические. Принудительные - опираются на прямое (физическое, военное) насилие над человеком или угрозу применения насилия. Утилитаристские - объединяют своих членов на базе материального интереса. Символические организации - на основе моральной, идеологической, религиозной и другой солидарности.
Можно дать другую классификацию основных организационных форм:
1) деловые организации - фирмы и учреждения, которые возникают для коммерческих целей;
2) общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются "изнутри" и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, любительских и других потребностей.
Важнейшим качеством социальной организации является синергия - организационный эффект. Суть этого-эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источником синергии является одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления.
Управление - набор действий, включающих целеполагание, координацию совместных действий, контроль над соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений. Управление всегда основывается на подчинении нижестоящих вышестоящим, на явном или скрытом давлении одних в сторону других.
В упрощенном виде можно выделить три основных стиля управления:
1) авторитарный;
2) демократический;
3) либеральный.
Для авторитарного стиля характерны следующие основные черты: деловые, краткие распоряжения; дела в группе планируются заранее (во всем их объеме); запреты без снисхождения, с угрозой; определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны; язык руководителя четкий сухой и неэмоциональный, неприветливый тон; мнение руководителя решающее; похвалы и порицания субъективны; позиция руководителя - вне группы. Для демократического: инструкции в форме предложений; мероприятия планируются не заранее, а в группе; не сухая речь, а товарищеский тон; за реализацию предложений отвечают все; похвала и порицание - с советами; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются; распоряжения и запреты - с дискуссиями; позиция руководителя - внутри группы. Для либерального (попустительского): дела в группе идут сами собой; отсутствие похвалы, порицаний; руководитель не дает указаний; никакого сотрудничества; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от неформального лидера; позиция руководителя - незаметно в стороне от группы.
Лидер и руководитель в организации могут быть одним и тем же лицом, а могут и не представлять одно и тоже лицо. Руководитель, в отличие от лидера, назначается официально, имеет право применять официально установленные санкции, несет ответственность перед законом за состояние дел в организации.
Важной проблемой деятельности организации является легитимность. Легитимность это - положительная оценка, принятие власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие ей подчиняться.
М. Вебер в своей концепции легитимного господства затрагивает проблему харизмы. Харизматическим лидером является человек, способный воздействовать на массу с большой эмоциональной силой, независимо от того, какие религиозные или политические идеи он олицетворяет. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Источником личной преданности харизматическому вождю является эмоционально окрашенная вера в его особый дар.
Все современные организации являются в значительной степени бюрократическими по своей природе. В обыденном сознании понятие бюрократия выражает отношение к деятельности специализированной группы (государственных) служащих, а именно, упрек этой группе со стороны общества в волоките, неэффективности, расточительности, в злоупотреблении той властью над другими группами в обществе, которой она располагает. В концепции М. Вебера бюрократия понимается как образец рациональной организации, необходимого исполнителя функции управления. Бюрократия - это слой высококвалифицированных специалистов умственного труда, крупномасштабная организация, состоящая из чиновников различных рангов. М Вебер считал, что бюрократия является высокоэффективным средством организации большого числа людей. Когда инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью, тогда речь идет о негативной бюрократии.