Социальные отношения в Информационной экосистеме

Говоря о формировании общепланетарной "информационной экосистемы", или "информационного общества", американская исследовательница Ш. Вентурелли замечает, что такое общество "может стать богатейшим источником созидательной, диверсифицированной, обогащающей и демократизирующей коммуникации, когда-либо связывавшей человечество. Оно может превратиться в первое в истории человечества настоящее средство массовой информации и коммуникации, позволяя каждому человеку с помощью простых в использовании устройств распространять одновременно свои идеи в многотысячной аудитории... Оно может стать средством организации общественной жизни и активного участия в ней всех граждан".

Аналогичной точки зрения придерживается и руководитель рабочей группы "Интернет и российское общество" Московского центра Карнеги И. А. Семенов. Исследователь указывает, что под воздействием информатизации меняется структура социального пространства в целом. Влияние географических факторов на социальные отношения падает. Время, необходимое для обмена информацией, сокращается, увеличиваются объем и частота трансакций. По мере уменьшения значимости пространства географического роль информационного пространства в конструировании национальной и международной идентичности возрастает. В результате система социальных отношений все больше начинает соответствовать образу трехмерной паутины, или сети.

Интернет выступает материальным носителем того, что, вслед за Ю. Хабермасом, можно назвать делиберативным пространством — пространством общественной жизни, в котором происходят обсуждение идей, согласование интересов, поиски компромиссов и т.п. Существенно, что такое пространство не устанавливает каких-либо жестких рамок для происходящих в нем взаимодействий и способствует выработке обычаев и ценностей гражданского общества. Новые группы интересов и отдельные лица получают возможность подключаться к процессам принятия национальных и международных решений. Благодаря современным ИКТ мнения индивидов и групп интернационализируются в режиме реального времени, реакция на те или иные события следует немедленно. Это создает условия для публичных дискуссий в международном масштабе, а также для образования коалиций между участниками политической игры. Иными словами, возникает принципиально новый уровень политического диалога, способный, по мнению некоторых авторов, привести в перспективе к формированию "транснационального политического класса", "транснационального гражданского общества" и мирового общественного мнения, с которым государствам придется считаться.

Примером нового транснационального социального движения служат антиглобалисты, которые общаются друг с другом преимущественно через Интернет, используя его, в частности, для планирования различного рода акций (протеста, солидарности и т.д.). Последний становится мощным транслирующим механизмом и для неправительственных организаций (НПО), популяризирующих посредством него свои идеи и позиции по тем или иным международным вопросам. Интернет открывает невиданные ранее возможности связи и политической коммуникации, создавая предпосылки для зарождения нетрадиционных форм политической организации, включая действующие только в киберпространстве виртуальные "государства". Все это может иметь (и уже имеет) как положительные, так и негативные последствия, вплоть до "освоения" потенциала ИКТ террористами. Для того чтобы "просчитать" их, необходим тщательный анализ тех социальных отношений, которые складываются под воздействием ИКТ.

Интернет, как уже отмечалось, формирует условия для свободного общения между гражданами разных государств. Складываются своеобразные "глобальные клубы по интересам", нередко очень влиятельные в экономическом и политическом плане. Фактически можно говорить о появлении новых транснациональных социальных страт, о новом способе социальной идентификации. Если основанием традиционной стратификации было социальное неравенство, обусловленное объективными параметрами жизнедеятельности людей, то в виртуальной среде на первый план выступают факторы, связанные с идейно-политическими позициями индивидов.

Серьезным препятствием на пути создания гармонического и устойчивого информационного общества исследователи считают возникновение "нового неравенства", вызванного неодинаковым — глобальным, региональным и страновым — доступом к ИКТ, информационным доминированием одних стран над другими. Для характеристики разрыва между различными странами, регионами, сообществами, социальными слоями с точки зрения их вовлеченности в движение к глобальному информационному обществу обычно используют понятие информационного (цифрового) неравенства ("digital divide"). Такое неравенство проявляется на разных уровнях: богатый информационный Запад — бедный Восток; богатый Север — бедный Юг; более обеспеченные в информационном отношении люди (образованные, среднего достатка и выше) и менее обеспеченные, не имеющие доступа к компьютеру и к Интернету.

Какое место занимает Россия в мировом информационном пространстве? Согласно исследованию, проведенному Фондом "Общественное мнение" в сентябре 2005 г. (по методике Nielsen/NetRatings), в нашей стране Интернетом пользуются 8,8 млн.чел. (или 8% жителей старше 18 лет), т.е. примерно столько же, сколько в Индии, Испании или Нидерландах. Таким образом, по этому показателю Россия заметно отстает от наиболее развитых стран мира. Вместе с тем правомерно предположить, что с повышение доходов населения, развитием инфоструктуры и реализацией специальных государственных программ, включая "Электронную Россию", процесс информатизации ускорится. По прогнозу Министерства связи РФ, к 2010 г. российская интернет-аудитория достигнет 26 млн.чел. Устранение информационного неравенства на всех уровнях — задача первостепенной важности. Ее значимость обусловлена резким повышением социально-политической и экономической роли информации в современных условиях. Растут информационные потребности людей, информация превращается в массовый продукт, становится экономической категорией, возникает информационный рынок, расширяются инвестиции в данную сферу. С каждым днем все больше и больше сервисных услуг переходят в режим "онлайн". Понятно, что в условиях неравномерного доступа к информации одни субъекты получают преимущество перед другими, а это преимущество, в свою очередь, влияет на распределение экономических и политических ресурсов. Информационное неравенство ведет к углублению экономических и социально-политических противоречий и тем самым — к усилению нестабильности.

В последние годы международное сообщество стало прилагать совместные усилия для решения проблемы "цифрового разрыва". В июле 2004 г. на саммите "большой восьмерки" в Окинаве была одобрена "Хартия глобального информационного сообщества", провозгласившая доступность информационных технологий одним из основополагающих принципов мирового развития, Вслед за этим была образована международная комиссия "Digital Opportunity Task Force" ("DOT Force"), цель которой — поиск путей преодоления неравенства стран в приобщении к информации и знаниям. Со своей стороны, ООН приняла решение о создании специального фонда для оказания помощи развивающимся странам в деле внедрении информационных технологий. Однако предпринимаемых усилий явно недостаточно.

Развитие и распространение ИКТ в глобальном масштабе происходят пока слишком неравномерно, слишком противоречиво, чтобы они однозначно служили рычагами социальной интеграции и гармонизации в мировом масштабе. Естественно, что эта ситуация не может не вызывать беспокойства общественности.